Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Порядок разработки локального акта образовательной организации СПО об основной профессиональной образовательной программе

27.02.2015 749 1085
Рыжиков Сергей Николаевич
Рыжиков Сергей Николаевич, преподаватель

Лебедянский торгово-экономический техникум

Участниками реализации программы являются следующие субъекты: директор образовательной организации (ОО), заместитель директора по УМР, цикловая комиссия и учебная часть, совет ОО, рассматривающие программу, система информационно-образовательной среды.

Цель локального акта - описать образовательную программу специальности СПО по ФГОС.

Задачами локального акта являются описание алгоритма создания образовательной программы СПО по специальности ФГОС; определение набора требований нормативных актов и ФГОС к основной профессиональной образовательной программе СПО по специальности.

Итогом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО должно являться достижение профессиональной компетентности по специальности, т.е. совокупности качеств личности, обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность. В состав данных качеств включены такие характеристики, как профессиональные и общие компетенции, знания, умения и навыки, способности, мотивация и опыт профессиональной деятельности, интеграция которых представляет собой единство теоретической и практической готовности к конкретному труду, что позволит специалисту проявить на практике способность реализовать свой потенциал для успешной творческой профессиональной деятельности.

В первом разделе «Общие положения» рекомендуется обосновать нормативную базу реализации ОПОП:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, N 2326).

Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2013 N 29200).

Федеральные государственные образовательные стандарты.

Приказ Минобрнауки от 18.04 2013 г. N 292 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».

Приказ Минобрнауки России от 16.08.2013 N 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2013 N 30306).

Приказ Минобрнауки России от 31 января 2014 г. №74 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;

Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. №291 «Об утверждении положения о практике обучающихся, осваивающих программы среднего профессионального образования».

Письмо Министерства образования и науки РФот 20.10.2010 г. № 12-696 «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО.

Разъяснения по формированию учебного плана основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования и среднего профессионального образования ФИРО.

Необходимо также указать, что к нормативной базе относится Устав образовательной организации.

При разработке образовательной программы учитываются задачи в области среднего профессионального образования: реализация государственной политики по вопросам среднего профессионального образования; приведение образовательных программ в соответствие с запросами личности, с потребностями рынка труда, перспективами развития экономики и социальной сферы; развитие инновационных профессиональных образовательных программ и технологий; изменение структуры содержания подготовки и его качественное обновление с учетом перехода на опережающее образование, обеспечивающее развитие личностно-профессионального потенциала специалистов и их мобильности; обеспечение преемственности среднего профессионального образования с другими уровнями образования; гуманизация образования; усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки; интеллектуализация образования; информатизация образования; внедрение новых технологий и методов обучения (включая личностно-ориентированные, модульные, интенсивные, информационные технологии); развитие научно-исследовательской работы и иной творческой деятельности преподавателей и студентов; создание условий для участия студентов в формировании содержания образования; развитие внеучебной деятельности студентов; формирование личности студента, профессиональные качества которого отвечают требованиям квалифицированного специалиста.

В соответствии с требованиями к среднему профессиональному образованию при разработке образовательной программы СПО учитываются основные принципы его развития:

- принцип вариативности – диверсификация профессиональных образовательных программ;

- принцип регионализации – последовательная ориентация учебной деятельности на комплексное социально-экономическое развитие региона, местные рынки труда и запросы населения.

Необходимо перечислить по каким аккредитованным специальностям реализуются ОПОП в образовательной организации (перечисление специальностей необходимо сделать согласно Приказа Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»).

Указывается, что объем учебной нагрузки по дисциплинам и циклам дисциплин соответствует ФГОС СПО и то, что с 1 сентября 20__ года реализуются ОПОП, разработанные в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее ФГОС), например, ФГОС СПО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 679 от 22 июня 2010г., зарегистрированный Министерством юстиции (регистр. № 18126 от 11 2010г.), 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

В первом разделе локального акта рекомендуется указать:

  1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает образовательную программу по специальностям в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования и утверждает советом образовательной организации.
  2. Образовательная деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования организуется в соответствии с утвержденными образовательной организацией учебными планами, календарными учебными графиками, в соответствии с которыми образовательной организацией составляются расписания учебных занятий по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования [2, п.9].
  3. Образовательная деятельность в ОО осуществляется на государственном языке Российской Федерации [2, п.19].
  4. Формы обучения в образовательной организации очная и заочная.
  5. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, за исключением образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования [2, п.21].
  6. Образовательная организация ежегодно обновляет образовательные программы среднего профессионального образования с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы [2, п.18].

Второй раздел локального акта «Общие требования к разработке образовательной программы СПО, обеспечивающие реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности» может состоять из следующих подразделов

- Структура и содержание образовательной программы

- Структура учебного плана

- Требования к организации и обеспечению образовательного процесса

В пункте «Структура и содержание образовательной программы» необходимо указать, что ОПОП по специальности разрабатывается на основании Федеральных государственных образовательных стандартов СПО по соответствующей специальности и включает в себя требования к уровню подготовки выпускника, учебный план, программы учебных дисциплин, программу производственной практики, программу государственной итоговой аттестации. Образовательная организация разрабатывает учебный план в соответствии с рекомендациями ФИРО и в соответствии с ФГОС СПО по специальности.

Необходимо предусмотреть содержание ОПОП. Мы предлагаем следующую структуру:

Титульный лист с наименованием программы

1. Общие положения

1.1 Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по специальности

1.2. Нормативные документы для разработки ОП СПО по специальности

1.3. Характеристика подготовки по специальности

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника по специальности

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

3.Требования к результатам освоения образовательной программы

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ОП специальности

4.1. График учебного процесса

4.2. Учебный план ОП по специальности

4.3. Аннотация рабочих программ учебных дисциплин (модулей) специальности

4.4. Программа учебной и производственной практик

4.4.1. Программы учебных практик

4.4.2. Программа производственной практики

5. Контроль и оценка результатов освоения образовательной программы

5.1. Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной деятельности, профессиональных и общих компетенций

5.2. Требования к выпускным квалификационным работам

5.3. Организация государственной (итоговой) аттестации выпускников

Приложение 1 График учебного процесса по специальности

Приложение 2 Учебный план по специальности

В локальном акте необходимо указать качественные и количественные характеристики учебного плана, такие как:

  • ­объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам (или триместрам, если в образовательном учреждении предусмотрено такое структурирование учебного года);
  • перечень, последовательность изучения и объемы учебной нагрузки по видам учебных занятий по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и их составляющим (междисциплинарным курсам (далее – МДК), учебной и производственной практике);
  • сроки прохождения и продолжительность преддипломной практики;
  • распределение по годам обучения и семестрам (триместрам) различных форм промежуточной аттестации по учебным дисциплинам, профессиональным модулям (и их составляющим);
  • формы государственной (итоговой) аттестации (обязательные и предусмотренные образовательным учреждением), их распределение по семестрам (триместрам), объемы времени, отведенные на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы в рамках государственной (итоговой) аттестации;
  • объем каникул по годам обучения [9, п.1.1.].

В подразделе «Структура учебного плана», необходимо указать Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся. Учебный план образовательной программы среднего профессионального образования определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации [2, п.12].

Образовательные программы среднего профессионального образования реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации [1, ст. 13, п.1].

При реализации образовательных программ среднего профессионального образования используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение [2, п.14].

При реализации образовательных программ среднего профессионального образования образовательной организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий [2, п.15].

Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается [1, ст. 13, п. 9].

Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы. Максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся при очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю [2, п. 28].

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы в заочной форме составляет 160 академических часов в год; в эту нагрузку не входит учебная и производственная практика в составе профессиональных модулей; она реализуется обучающимися самостоятельно с представлением и последующей защитой отчета [2, п. 28].

Преддипломная практика, предусмотренная ФГОС СПО, является обязательной для всех студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, в том числе в заочной форме; она проводится после последней сессии и реализуется по направлению образовательного учреждения; обязательная учебная нагрузка обучающихся при прохождении преддипломной практики составляет 36 часов в неделю [2, п. 28].

Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации программы среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, и не учитываются при расчете объемов учебного времени [2, п. 28].

Консультации для обучающихся заочной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 4 часа на каждого обучающегося в учебном году  [9, п. 12].

Обязательная аудиторная нагрузка студентов предполагает лекции, практические занятия, включая семинары, выполнение курсовых работ. Соотношение часов между аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работой студентов составляет в целом по основной профессиональной образовательной программе 50:50.

Учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы) (при освоении программ подготовки специалистов среднего звена), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом [2, п. 28].

Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

Самостоятельная работа организуется в форме выполнения курсовых работ, междисциплинарных проектов, подготовки рефератов, самостоятельного изучения отдельных дидактических единиц и т.п.

ОП СПО специальности предусматривает изучение следующих учебных циклов:

  • ­общего гуманитарного и социально-экономического (ОГСЭ), математического и общего естественнонаучного (ЕН), общепрофессионального (ОП) и профессиональных модулей (ПМ); и разделов:
  • ­учебная практика;
  • ­производственная практика (по профилю специальности); производственная практика (преддипломная); промежуточная аттестация;
  • ­государственная итоговая аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).

Обязательная часть образовательной программы по циклам составляет 70% от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (30%) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины вариативной части определены образовательным учреждением в соответствии с потребностями работодателей.

Основная профессиональная образовательная программа СПО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализация образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики.

Общеобразовательный цикл образовательной программы формируется в соответствии с рекомендациями по реализации среднего полного (общего) образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования [8] и уточнений по Перечню специальностей СПО.

Содержание общепрофессионального цикла (ОП) и профессиональных модулей (ПМ) предусмотрено ФГОС соответствующей специальности.

Формирование вариативной части ОП.

Часы обязательных учебных занятий вариативной части распределены следующим образом: на увеличение часов цикла ОГСЭ, для изучения дополнительно введенных дисциплин, а также на П.00 «Профессиональный цикл», в том числе на общепрофессиональные дисциплины и на Профессиональные модули. Могут быть введены общепрофессиональные дисциплины, также, может быть увеличено количество часов на изучение ряда дисциплин, согласно рекомендациям работодателей [9, п.13].

Порядок проведения практики

Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования предусматривает проведение практики обучающихся [2, п.17].

Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, утверждено Министерством образования и науки Российской Федерации [1,ст. 13, п.8].

Порядок аттестации обучающихся

Форма организации промежуточной аттестации - сессия, но так, же возможна сдача экзаменов по дисциплинам и экзаменов (квалификационных) по профессиональным модулям непосредственно после окончания освоения соответствующих программ. Промежуточную аттестацию проводят в виде дифференцированных зачетов и экзаменов. Количество экзаменов в учебном году не превышает 8, зачетов -10. На проведение промежуточной аттестации отводится на весь период обучения 5 недель. Проведение зачетов (в том числе и дифференцированных) предусмотрено за счет времени отведенного на изучение соответствующей дисциплины. Между экзаменами, как правило, не менее 2 дней, в том числе для проведения консультаций.

При освоении программы междисциплинарных курсов в последнем семестре изучения в форме промежуточной аттестации по МДК предусмотрен экзамен. По завершению освоения профессионального модуля предусмотрено проведение квалификационного экзамена, направленного на проверку сформированности компетенций и готовности выпускника к выполнению вида профессиональной деятельности, определенных в разделе «Требования к результатам освоения ОПОП» Федерального государственного образовательного стандарта.

Квалификационный экзамен проводится для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих [2, п.12], [1, ст. 74, п. 2]. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений [1, ст. 74, п. 3].

Итогом проверки будет являться однозначное решение: вид профессиональной деятельности освоен или не освоен.

В качестве государственной итоговой аттестации предусмотрено выполнение и защита дипломной работы. Выполнение дипломной работы предусмотрено в период с 4 недели, защита дипломной работы 2 недели.

Причем последний пункт «Требования к организации и обеспечению образовательного процесса» второго раздела желательно расшифровать:

- Организация учебного процесса и режим занятий.

- Обеспечение реализации образовательной программы СПО.

- Требования к организации производственной (профессиональной) практики.

Подраздел «Организация учебного процесса и режим занятий» формируется согласно П.1.2. Разъяснений ФИРО по формированию учебного плана основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования и среднего профессионального образования.

В подразделе «Обеспечение реализации образовательной программы СПО» необходимо указать кадровое, учебно-методическое, информационное обеспечение реализации ОПОП.

В подразделе «Требования к организации производственной (профессиональной) практики» указываются требования к планированию, организацию и проведение производственной практики.

Закончить пункт 2 локального акта необходимо ссылкой на то, что требования к промежуточной и итоговой государственной аттестации выпускников закреплены в Положениях по организации промежуточной аттестации студентов и о государственной итоговой аттестации выпускников.

Третий раздел локального акта предусматривает академические свободы в формировании содержания образования и организации образовательного процесса согласно ст.15 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, N 2326).
  2. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2013 N 29200).
  3. Приказ Минобрнауки от 18.04 2013 г. N 292 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».
  4. Приказ Минобрнауки России от 16.08.2013 N 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2013 N 30306).
  5. Приказа Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования».
  6. Письмо Министерства образования и науки РФот 20.10.2010 г. № 12-696 «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО.
  7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 03-1180 от 29 мая 2007 года.
  8. Рекомендации по организации промежуточной аттестации студентов в образовательном учреждении среднего профессионального образования. (Письмо Минобразования РФ от 05.04.99 г. № 16-52-59 нн/16-13).
  9. Разъяснения по формированию учебного плана основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования и среднего профессионального образования ФИРО.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*