Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаТребования к результатам освоения программы представлены общими и профессиональными компетенциями, которые тесно взаимосвязаны. Общие компетенции во многом определяют эффективность и качество сформированности профессиональных компетенций.
Необходимым условием допуска к государственной итоговой аттестации является(пункт 8.5. ФГОС СПО) представление документов, подтверждающих освоение студентом компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности.
В ФГОС нового поколения, реализацию которых мы осуществляем с 1.09.2014 г. внесены изменения по общим компетенциям.
Инвариантный перечень представлен следующими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
Общие компетенции формируются в процессе учебной и внеучебной деятельности при изучении учебных дисциплин и профессиональных модулей. При этом приоритетным средством их формирования является способ деятельности.
Проблема выбора методов формирования ОК является не просто актуальной, а необходимой для эффективной организации учебной деятельности.
Общие компетенции базируются на личностных и метапредметных результатах обучения в общеобразовательной школе, уровень которых у выпускников школы очень разный. Поэтому отбор методов обучения зависит, прежде всего, от предшествующего опыта обучающихся, который выявляется посредством диагностики на начальном этапе обучения в учебной группе.
Выбор методов формирования общих компетенций также во многом зависит от тех приоритетных функций, которые выполняет каждая из них в профессиональном образовании: обучающая, развивающая, воспитательная, информационная, аналитическая, коммуникативная, организационная, технологическая, прогностическая, когнитивная.
Примечательно, что один и тот же набор методов обучения может способствовать формированию одновременно нескольких общих компетенций, так как весь перечень общих компетенций формируется непоследовательно, а одновременно.
В колледже в процессе работы творческой проблемной группы разработан перечень показателей оценки результатов сформированности общих компетенций у студентов.
Приведу примеры выбора методов из опыта работы:
Для формирования ОК 1.Понимание студентами сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса (мотивационная) на учебных занятиях применяются такие методы как: рассказ, демонстрация учебных фильмов, наблюдение за профессиональной деятельностью на производстве, обсуждение с участием группы специалистов, проблемный метод, дискуссия, метод проектов, исследовательский метод. Проведение в процессе внеаудиторной деятельности творческих встреч, профессиональных соревнований, конкурсов, стимулирование студентов к участию в профессиональных кружках, творческих выставках профессиональной направленности, профориентации среди школьников являются дополнительными способами формирования мотивационной компетентности.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2.) студенты учатся в результате использования сочетания названных выше методов с такими способами как действие по инструкции, тренировочные, имитационные, творческие упражнения, имитационные ситуации. Все виды самостоятельной работы на учебных занятиях, лабораторные и практические работы, мини-проекты, деловые, игры, компьютерные симуляции позволяют приобрести практический опыт организационно-деятельностной компетенции. Индивидуальный опыт организации собственной деятельности, выбора типовых способов выполнения профессиональных задач, оценки их эффективности и качества формируются при систематическом выполнении домашнего задания любого типа, подготовке докладов, рефератов, исследовательских и проектных работ любого типа, создании профессионального портфолио, работе по индивидуальному заданию.
Для формирования ОК 3.Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность используются методы и приемы проблемного обучения (проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент); метод проб и ошибок; учебных задач с избыточным условием; учебных задач с недостаточным условием, требующих поиска дополнительной информации; метод кейсов, любых видов проектной деятельности (прежде всего исследовательских и практико-ориентированных проектов); практических работ поискового и исследовательского характера, имеющих жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст; заданий с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках занятия.
В целях формирования ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития используются следующие группы методов:
–поиск и сбор информации (задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет.);
–обработка информации (подготовка вопросов к тексту, составление планов к тексту; задания на упорядочение информации – выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование; составление диаграмм, схем, графиков, таблиц);
–передача информации (подготовка докладов, сообщений по теме; подготовка стендов, стенгазет; подготовка плакатов, презентаций к учебному материалу; подготовка учебных пособий по теме);
–комплексные методы (составление и защита рефератов; информационные учебные проекты; учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперимент, а также грамотное представление полученных результатов в форме текста, оформление выводов).
В ФГОС третьего поколения красной нитью проходит необходимость использования активных и интерактивных методов обучения, методов самостоятельной работы студентов для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
При реализации МДК 01.04 Техническое регулирование и контроль качества электрического и электромеханического оборудования в рамках ПМ. 01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования мною используются активные и интерактивные технологии обучения. Разработана технологическая карта, использования педагогических технологий, в которой подобраны различные сочетания методов и приемов, направленных на формирование элементов ОК и ПК.
В зависимости от цели занятия, учебной группы мною используются различные методы и приемы.
Целесообразность выбранных методов при формировании ОК и ПК позволяет студентам не только обрести опыт практической деятельности в процессе освоения программы подготовки специалистов среднего звена, но и овладеть способами непрерывного профессионального и личностного самосовершенствования.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.