Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка открытого учебного занятия по учебной дисциплине «Материаловедение» на тему: «Серые, высокопрочные и ковкие чугуны, их свойства, маркировка и области применения»

27.02.2015 1542 3 2715
Апраксина Светлана Ивановна
Апраксина Светлана Ивановна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей

Липецкий металлургический колледж

Специальность: 240136 Коксохимическое производство

Время проведения: урочное

Регламент занятия: 90 минут

Участники занятия: студенты группы КХП 13-1

Тема раздела рабочей программы: Железоуглеродистые сплавы

Тема занятия: Серые, высокопрочные и ковкие чугуны, их свойства, маркировка и области применения

Тип занятия: Учебное занятие по первичному изучению и закреплению материала

Форма организации образовательного процесса: Лекционное занятие с использованием активных методов работы со студентами

Междисциплинарные связи:

обеспечивающие:«Основы металлургического производства», «Теория обработки металлов давлением», «Физическая химия»;

обеспечиваемые: ПМ.01 «Ведение технологического процесса производства черных металлов (чугуна, стали и ферросплавов)»; МДК.01.01. «Управление технологическими процессами производства чугуна и контроль за ними».

Технология обучения:Информационная, практикоориентированная.

Цели учебного занятия:

Образовательные (дидактические): Изучение чугунов: анализ влияния постоянных примесей на структуру и свойства чугуна, классификация чугунов, свойства и применение чугунов, маркировка чугунов по ГОСТ. Научиться выбирать тип чугуна для изготовления деталей машин и расшифровывать марки чугунов. Установление взаимосвязи между полученными теоретическими знаниями и применением их в профессиональной деятельности.

Учебное занятие  направлено на формирование следующих умений и знаний, в соответствии с ФГОС и рабочей программой учебной дисциплины «Материаловедение». Студент должен

уметь:

  • определять свойства и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы, применяемые в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления;
  • подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации;

знать:

  • классификацию, основные виды, маркировку, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве;
  • основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;
  • особенности строения металлов и сплавов.

Развивающие:Развитие у студентов рациональных приемов и способов мышления, познавательной активности, навыков структурирования, анализа и применения информации.

Воспитательные: Привитие интереса к учебной дисциплине и избранной специальности, развитие умений организовывать  собственную деятельность.

Методические:Применение современных технологий, методов и средств обучения при проведении учебного занятия. Активизация процесса обучения за счет создания условий эффективной познавательной деятельности студентов. Активизация творческого освоения содержания учебного материала и способов действий.

Учебное занятие строится на следующих принципах:

  • общедидактических: доступность и  наглядность в обучении; сознательность и активность в обучении; оптимальное сочетание различных методов, форм и средств обучения;
  • принципах обучения, демонстрирующих специфику профессионального образования: соответствие содержания обучения требованиям современного металлургического производства;профессиональная направленность обучения;связь теории и практики в обучении;самостоятельность студентов в процессе обучения.

В занятии используются следующие методы обучения: словесные; наглядно-демонстрационные (интерактивные); самостоятельная работа студентов.

В занятии применяются следующие методы контроля и проверки полученных умений и знаний студентов: контроль и корректировка уровня освоения студентами материала при выполнении заданий и ответах на вопросы; наблюдение за активностью студентов по ходу занятия; проверка правильности формулирования ответов на вопросы и выводов; проверка грамотного ведения конспекта занятия (конспектирование теоретического материала, и т.д.)

Обеспечение учебного занятия:

Аппаратное обеспечение: Персональный компьютер, мультимедийное оборудование, интерактивная доска.

Программное обеспечение: ОС Windows, ППП Microsoftoffice 2007.

Учебно-методическое обеспечение: Методическая разработка открытого учебного занятия; презентация к учебному занятию; раздаточный материал (схемы микроструктур железоуглеродистых сплавов); методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов, задания по учебной дисциплине «Материаловедение».


План проведения учебного занятия по учебной дисциплине «Материаловедение» на тему: «Серые, высокопрочные и ковкие чугуны, их свойства, маркировка и области применения»

этапа

Название

 этапа

Образовательные задачи учебного занятия

Содержание

1

Организационный

Подготовка студентов к работе на занятии.

Фокусирование внимания на предстоящей работе.

Приветствие.

Проверка отсутствующих.

Проверка состояния рабочих мест студентов.

2

Мотивация деятельности

студентов

Обеспечение мотивации и принятие студентами цели занятия.

Обеспечение активного участия студентов в учебном процессе.

Сообщение темы и постановка цели учебного занятия.

Обоснование профессиональной значимости занятия.

Сообщение условий получения баллов и выставления итоговых оценок за работу на занятии.

3

Актуализация ранее усвоенных знаний и способов деятельности

Актуализация теоретических знаний  студентов по теме «Диаграмма состояния железо-цементит».

Выявление пробелов в знаниях и способов деятельности и устранение выявленных пробелов.

Повторение материала, необходимого для изучения и закрепления новых знаний:

- структурные и фазовые составляющие железо – углеродистых сплавов в равновесном состоянии после полного охлаждения и их характеристики;

- структуры углеродистых сталей и белых чугунов;

- влияние углерода на свойства железоуглеродистых сплавов.

4

Первичное изучение и закрепление нового материала

Приобретение новых знаний.

Самостоятельное усвоение нового материала.

Приобретение студентами умений применения теоретических знаний для решения практических вопросов.

Закрепление нового материала.

Постановка основного вопроса – Каким образом классифицируют чугуны?

Самостоятельное формулирование правильного ответа на основе анализа имеющихся знаний структурных составляющих железоуглеродистых сплавов и их характеристик.

Свойства чугунов.

Маркировка чугунов.

Применение чугунов.

Взаимосвязь полученных знаний с профессиональной деятельностью.

Закрепление полученного материала.

5

Систематизация полученных знаний и проверка качества усвоения нового материала

Обобщить и систематизировать полученные знания.

Самостоятельно оценить уровень и качество усвоенного материала.

Выявление наиболее важных положений в изученном материале.

Самопроверка качества освоения нового материала.

Задание на дом.

6

Подведение итогов и рефлексия проделанной работы

Качественное оценивание работы отдельных студентов.

Инициирование рефлексии студентов по поводу мотивации деятельности и перспектив профессиональной деятельности.

Мобилизация студентов на рефлексию своего поведения и результатов усвоения изученного материала.

Подведение итогов учебного занятия преподавателем, выставление оценок.

Список использованных источников:

  1. Материаловедение: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Ю.П. Солнцев, С.А. Вологжанина, А.Ф. Иголкин. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 – 496 с.
  2. Адаскин А.М. Материаловедение  и технология материалов: учебное пособие для студентов СПО / А.М. Адаскин, В.М. Зуев – С. Петербург: Лань, 2010. – 336с.
  3. Вишневецкий Ю.Т. Материаловедение: учебник для технических колледжей / Ю.Т. Вишневецкий.- 4-е изд. – М: Дашков и КО, 2009. – 670с.
  4. http://bcehaxytop.narod.ru/material/mat_index.html - Курс лекций «Материаловедение».
  5. http://any-book.org/download/15744.html - Структура и свойства углеродистых сталей и чугунов.
  6. http://osvarke.info/145-materialovedenie-oglavlenie.html - Материаловедение, учебник.

Домашнее задание

Создать презентацию.

Темы презентаций:

1) Модифицированные чугуны.

2) Антифрикционные чугуны.

3) Влияние углерода на свойства чугунов.


Приложение 1

Приложение 2




Назад к списку

Комментарии
Почему отсутствует содержательная часть урока. Мало информации по существу темы занятия.
Галина
Тестовые задания требуется подкорректировать. Так в первом задании следует написать "ПРАКТИЧЕСКИ весь углерод находится в свободном состоянии в виде включений графита" , причем этот ответ подходит к трем видам чугунов, а не только к серому. Если указать форму включений графита, то такой формулировке будет соответствовать только один ответ. Некорректно сформулировано содержание отдельных предложений 2-го и 6-го вопросов и т.д.
Александр Иванович
преподаватель на пенсии
Представленные материалы не в полном объеме демонстрируют содержание (сценарий занятия). Где и в чем личный вклад преподавателя?
Насонова Ольга Ивановна
преподаватель профессиональных модулей

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*