Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Открытый урок на тему «Духовные стихи» учебной дисциплины «Народная музыкальная культура» для студентов 1 курса специальности «Теория музыки»

27.02.2015 337 472
Штыкова Надежда Федоровна
Штыкова Надежда Федоровна, преподаватель, музыковед

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

Учебная дисциплина: Народная музыкальная культура

Тема урока: «Духовные стихи»

Цель урока: Осознать особенности духовных стихов как одного из излюбленных видов древнего русского народного пения. Показать связь христианской культуры с русским фольклором.

Задачи урока:

  1. описать жанр духовного стиха  как одну из разновидностей русских народных песен;
  2. рассмотреть своеобразие данного жанра с точки зрения сюжетов, способа исполнения, мелодии и аккомпанемента;
  3. выявить основную функцию духовного стиха – его глубокое назидательное начало, связь мира христианской книги с миром народных представлений;
  4. исследовать особенности духовного стиха на примере песен «Христос и самарянка», «Грешный человече»

Планируемые результат:

  • Знание студентами особенностей жанра духовного стиха,
  • Умение спеть по нотам духовные стихи: «Христос и самарянка», «Грешный человече».
Формируемые компетенции:
Ценностно-смысловые компетенции
: осознавать свою роль и предназначение в современном мире, свою принадлежность к русскому народу и его традиционным ценностям.

Общекультурные компетенции: способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень.

Учебно-познавательные: Целостно и грамотно воспринимать и исполнять фольклорные жанры, осваивать хоровой и ансамблевый репертуар.

Выполнять теоретический и исполнительский анализ духовных стихов и кантов.

Владеть культурой устной речи, профессиональной терминологией, знать определения изучаемых понятий,  уметь задавать вопросы к изучаемым фактам.

Информационные: уметь осознанно воспринимать информацию.

Коммуникативные: уметь высказать свое суждение и спросить мнение учителя.

Формы и методы обучения:

Методы: наглядный, частично – поисковый, практический.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия и термины

  1. Духовные стихи — русские народные стихотворения-песни на христианские темы и сюжеты.
  2. Пса́льма – народное название духовных стихов – от названия псалмов, входивших в состав Псалтири.
  3. Псалтирь – одна из книг Библии.
  4. Кант или канта (от лат. cantus) - более поздние силлабические и силлабо-тонические стихи духовного содержания.
  5. Калики перехожие— паломники во Святую землю, а позднее бродячие слепые певцы.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, DVD-плейер и телевизор.

 Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

I. Организационный этап.

 

  1. Приветствие.
  2. Отметка присутствующих журнале.
  3. Краткое описание темы урока и его плана, проверка конспектов и записей нотных примеров исторических песен 
  1. Приветствуют преподавателя.
  2. Доклад старосты.
  3. Студенты предоставляют конспекты и записи песен

II. Проверка домашнего задания

Исторические песни и баллады.

А) устный ответ с пением песен;

 

 

Б) опрос заданных на дом песен.

 

А) Студент устно рассказывает об исторических песнях

(с иллюстрациями – 3 песни наизусть)

Б) студенты поют заданные на дом исторические песни

II. Этап ознакомления с  новым материалом.

I. Объяснение новой темы - «Духовные стихи»   

Духовные стихи — русские народные стихотворения-песни на христианские темы и сюжеты. Старинный духовный стих назывался словом (существительным женского рода) пса́льма — по названию псалмов, входивших в состав Псалтири (показ Псалтири – книги на славянском языке). Более поздние силлабические и силлабо-тонические стихи именовались словом кант или канта (от лат. cantus).

Изначально исполнителями псальм были калики перехожие — паломники во Святую землю, а позднее бродячие слепые певцы. Духовный стих несет в себе глубокое назидательное, учительное начало. Основная функция стиха  — они связывали мир христианской книги с миром народных представлений, толковали сложные тексты понятным языком.

На Севере России псальмы поются без аккомпанемента, на Украине — часто под «лиру», скрипку и т. д.

Собирание и исследование духовных стихов в советское время было очень затруднено по идеологическим причинам. В настоящее время традиция духовных стихов почти исчезла в крестьянской России, сохранившись лишь в старообрядческих и сектантских общинах. Наиболее полное собрание русских духовных стихов — «Калики перехожие» П. А. Бессонова (1861 — 1863); наиболее современное богословское истолкование — книга «Стихи духовные» Г. П. Федотова (1935). Среди крупных современных собирателей и исследователей псальм можно назвать С. Е. Никитину. К псальмам обращаются профессиональные исполнители: Жанна Бичевская, Иеромонах Роман, Леонид Федоров, Сергей Старостин, Ансамбль Покровского, «Казачий Круг», «Сирин».

 

 

 

 

Студенты знакомятся с информацией преподавателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.  Иллюстрация новой темы, анализ песни

 

1. Песня «Христос и самарянка»:

  • рассказ сюжета (Евангелие от Иоанна 4:4-42),
  • показ картины Г.Семиградский «Христос и самарянка»
  • просмотр песни в исполнении группы Пелагеи и фолк-театра «Забайкалье».

Слуховой анализ песни:

  • одноголосие или многоголосие,
  • инструментальное сопровождение,
  • форма, динамика, ритм и темп,
  • целостное эмоциональное впечатление.

2. Песня «Грешный человече»

А) прослушивание песни в аудиозаписи;

Б) анализ песни – содержание и особенности мелодики;

 

 

Студенты слушают преподавателя, смотрят видеозапись и картину.

 

 

 

 

 Студенты анализируют песню на основе вопросов преподавателя. Сначала - по слуховой памяти, затем – по нотам. При анализе по нотам выявляют еще тональность, лад, гармонические средства.

 

Студенты слушают, анализируют по нотам песню

IV. Закрепление пройденного материала

Пение песен «Христос и самарянка» «Грешный человече» студентами и преподавателем по нотам

IV. Этап подведения итогов.

Преподаватель подводит итоги учебного занятия, благодарит за работу.

 

 

Студенты отвечают на вопросы, делают выводы об особенностях духовных стихов, об их содержании и мелодике. Выявляют, что песня «Грешный человече» - более древнего происхождения, чем первая из разобранных на уроке. Их различает не только инструментальное сопровождение или его отсутствие, но и опора на основные гармонические функции (в первой) и свобода мелодического развития, натуральный лад и модальность (во второй).

V. Домашнее задание.

 Повторить изученную тему, петь духовные стихи по нотам

 

Студенты записывают домашнее задание.

 

В приложении аудио-, видео файлы

Список литературы:

 

  1. Бачинская Н., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. – М., 1974.
  2. Сокровища русского фольклора. Исторические песни. Баллады. – М., 1991.
  3. Медведева М. Духовные стихи русского народа. – М., 1998.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*