Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Создание условий компетентностно-ориентированного образования при подготовке выпускника специальности «Теория музыки»

21.11.2011 244 1893
Усова Тамара Михайловна, председатель предметно-цикловой комиссии музыкально-теоретических дисциплин

Забайкальское краевое училище искусств
В условиях реформирования системы российского образования компетенции и компетентностьстановятся ведущим критерием  подготовленностивыпускника к динамично меняющимся условиям социальной жизни и трудовой деятельности.


Специфику компетентностно-ориентированного подхода составляют следующие параметры:

  • развитие у студентов кругозора,
  • формирование креативного мышления,
  • развитие способности к самообучению,
  • осознание студентами междисциплинарных связей;
  • формирование гуманистических ценностей.

Необходимо отметить, что сами по себе музыкально-теоретические дисциплины предоставляют педагогу уникальные возможности формирования как базовых (ключевых) компетенций студентов, так и профессиональных. Этому   способствует сама творческая природа музыкального искусства.                                                        

Специальность «Теория музыки» готовит выпускника к профессиональной деятельности в качестве преподавателя музыкально-теоретических дисциплин в детских музыкальных школах (ДМШ), детских школах искусств (ДШИ) и других учреждениях дополнительного образования.


Полученный на занятиях объем знаний, умений и навыков студенты закрепляют во время проведения уроков сольфеджио, музыкальной литературы, ритмики при прохождении активной практики  на базе секции педагогической практики «Забайкальского техникума искусств». Методический рост будущих педагогов  включает также  наглядную практику в ДМШ,  изучение литературы в курсе методик преподавания музыкально-теоретических дисциплин,  участие в работе  ежегодно проводимых зимних Консультативных семинаров и  весенних научных студенческих конференций, посещении открытых уроков преподавателей ДМШ и техникума.


Для реализации креативных возможностей студентов-теоретиков  предусмотрена преддипломная практика, основанная на таком виде творческой деятельности как научно-исследовательская. На протяжении четырех лет обучения студенты-теоретики  разрабатывают семь  курсовых проектов  по дисциплинам специального цикла. Традиционной формой является открытая защита курсовой работы.


На отделение постоянное внимание уделяется совершенствованию учебного плана в соответствии с требованиями времени. Так, были разработаны и введены в учебный процесс программы дисциплин: «Основы музыкальной критики», «Теория музыкального содержания», «Музыкальная культура Забайкалья». Творческие дисциплины учебного плана отделения теории музыки – это «Композиция»,   «Импровизация и подбор аккомпанемента в ДМШ» и  «Лектор-пропагандист музыкального искусства» (предметы дополнительной  квалификации). В силу специфики теоретической  специализации творческие формы обучения активно практикуются на уроках сольфеджио, гармонии, полифонии. Так, итогом изучения курса полифонии является сочинение  фуги – жанра полифонической музыки. Большое значение для  формирования профессиональных компетенций   имеет участие студентов в  очных и заочных межрегиональных теоретических олимпиадах, проводимых  в городах Сибири и Дальнего Востока, в Москве.


Внеклассная работа также обновляется новыми формами, отвечающими современным требованиям к профессиональной подготовке. На отделении внедрен и успешно развивается многоэтапный коллоквиум «Моя профессия», который проходит ежемесячно во время классных часов  и  дает возможность каждому студенту в публичных выступлениях реализовать свои профессиональные и общие компетенции.


На отделении теории музыки уже много лет  действует кружок «Музыковед». В течение года  проходит 5-6 встреч на музыковедческие темы. Это лекции преподавателей или выступления, подготовленные самими студентами, встречи с гостями-музыкантами и   ветеранами музыкального образования.


Новое направление последних лет в деятельности кружка  - музыкальная журналистика. Информационный стенд «Клуб информационного творчества» (КИТ) отражает события музыкальной культуры города, новости музыкальной периодики, концертную деятельность техникума искусств.


Таким образом, организация учебного процесса студентов, обучающихся по специальности «Теория музыки»,  создает необходимые условия для компетенностно-ориентированного образования выпускника музыкально-теоретической специальности.

 

Литература

Компетентностный подход в системе непрерывного художественного образования: теория практика, перспективы  / Материалы областной научно-практической конференции(8 – 9 ноября 2007 года), Омск – 2007.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*