Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Здоровьесберегающие технологии в образовании. Обеспечение защиты подростков от негативной информации в сети Интернет. Образовательный проект.

27.02.2015 1884 3228
Чжан Галина Ляновна
Чжан Галина Ляновна, преподаватель

Краевой колледж предпринимательства

В настоящее время, в период стремительного развития информационных технологий, Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни.

Сегодня, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, количество пользователей Рунета составляет около 67,6 миллиона человек - 61,4% от общего числа жителей РФ. 25% от общего числа пользователей составляют молодые люди  в возрасте от 15-24 лет.

56,8% пользователей Интернета столкнулись с проблемами информационной безопасности, 84,7% используют средства защиты информации и лишь 1,9% из них - средства родительского контроля или фильтрации Интернет-ресурсов.

Интернет открывает подросткам огромные возможности. С его помощью они приобретают знания и социальные навыки, развивают творческую активность. В сети они слушают музыку (73%) и смотрят видеозаписи (68%), участвуют в различных акциях и голосованиях (60%), играют в онлайн-игры (77%), ищут учебную информацию  (44%). Интернет - прекрасное и полезное средство для общения с друзьями.

Основные виды интернет - угроз, которым подвергаются подростки в Сети (ранжированный список):

1) легкая доступность к нежелательному содержимому (порнография, азартные игры, наркотики, насилие, националистическая или фашистская идеология, ресурсы террористов);

2) выманивание и распространение  личной информации собеседникам в сети (полное имя, адрес, номер интернет-кошелька, банковской карты родителей, места прогулок, время возвращения домой членов семьи и пр.);

3) контакты с незнакомыми людьми посредством чатов, электронной почты, социальных сетей, назначение личных встреч;

4) угроза заражения компьютера вредоносным программным обеспечением;

5) неконтролируемые покупки в интернет-магазинах и т.д.

Актуальность проекта: за последние годы в результате значительного повышения обеспеченности подростков компьютерами и сотовой связью существенно возросла численность несовершеннолетних пользователей информационно-телекоммуникационных сетей, при этом  несовершеннолетние меньше, чем взрослые, подготовлены к проблемам, с которыми могут столкнуться в сети, и нередко остаются беззащитными перед ними. Именно дети и подростки сегодня менее всего защищены от потока негативной информации в Сети.

Проблема состоит в следующем:

с одной стороны, интернет является основной информационной средой современной молодежи, а

с другой стороны,  в Сети подросток может встретиться и с негативной, агрессивной, вредоносной информацией, что  может травмировать его психику,  вызвать  страх, агрессию, причинить вред жизни и здоровью.

Цель проекта: создание условий для защиты подростков от информации, причиняющей  вред их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию с использованием организационно-административных мер и технических  средств борьбы с негативным контентом в Краевом колледже предпринимательства.

Задачи проекта:

1) выбор и установка аппаратных и программных средств контентной фильтрации;

2) создание правил и регламентов использования сети Интернет;

3) просветительская работа среди педагогических работников, несовершеннолетних и их родителей.

Методы реализации проекта:

1) выявление наиболее эффективных средств контентной фильтрации, апробация, тестирование возможностей;

2) создание пакета нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательной организации в сфере исключения доступа обучающихся к интернет - ресурсам, содержащим  информацию не совместимую с задачами образования и воспитания;

3) подготовка методических материалов для проведения классных часов, бесед с родителями, публикация материалов по защите подростков от вредоносной информации на сайте образовательной организации.

Ожидаемый результат: создание безопасной информационно-образовательной среды для сохранения и укрепления нравственного, физического и психологического здоровья обучающихся в колледже.

Срок реализации проекта: 2013-2017 гг

 

Анализ нормативно-правового обеспечения проекта.

 

Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации и развитию, регулируется:

  • федеральными законами

"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 14.10.2014)

Закон направлен на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности. Он вводит запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение. Недопустимо бесконтрольно распространять информацию, способную вызвать у детей желание употреблять наркотики, алкоголь или побуждающую к причинению вреда своей жизни и здоровью.

В Законе определены виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, к ней отнесена  информация, запрещенная для распространения среди детей, а также информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

Устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

В Статье 14 настоящего Закона отмечены особенности распространения информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей:

доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети "Интернет" в таких местах при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

"Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014)

В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Доступ к системе осуществляется через сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (http://eais.rkn.gov.ru/).

Реестр направлен на предотвращение распространения через сайты детской порнографии, объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, информации о способах совершения суицида, а также призывов к его совершению, пропаганды употребления наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров, включая информацию о способах их производства и местах приобретения.

«О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 31.12.2014)

В соответствии с Законом на сайте Министерства юстиции РФ (http://minjust.ru/ru/print/41956) опубликован список экстремистских материалов, общий доступ к которым должен быть ограничен.

В список запрещенного контента экстремистского содержания  входит самая разная информация, от брошюр, музыкальных произведений и ознакомительных программ до видео фильмов и пр.

  • указами

Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

В документе определены меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства, такие как:

создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах;

создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики;

внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей;

создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети "Интернет";

создание надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома.

  • региональными нормативными актами

Постановление Правительства Пермского края от 25.09.2013 N 1270-п (ред. от 19.12.2014) "Об утверждении государственной программы Пермского края "Развитие информационного общества" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2015)

В целях создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения сохранения и укрепления нравственного, физического и психологического здоровья детей в Пермском крае была разработана Подпрограмма "Обеспечение информационной безопасности детей в Пермском крае".

Основные задачи Подпрограммы:

профилактика у детей интернет-зависимости, игровой зависимости и правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, формирование у детей навыков ответственного и безопасного поведения в информационно-телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

информационное просвещение жителей Пермского края о возможностях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.


План мероприятий проекта.


1. Установка программных средств контентной фильтрации.

Срок выполнения: февраль 2013г.

Рассмотрим наиболее популярные средства фильтрации.

Фильтрующий сервер Интернет провайдера - позволяет фильтровать негативный контент согласно единому реестру запрещенных сайтов и доменов, а также списку запрещенных материалов, определенных Федеральными Законами РФ.

Антивирусные программы Dr.Web Security Space, Kaspersky Internet Security – это средства комплексной защиты компьютера  от известных и новых угроз, хакерских и мошеннических атак, спама и других нежелательных данных с высокоэффективными функциями родительского контроля.

Ключевые функции модуля Родительского контроля:

  • блокировка сайтов по категориям (порнография/эротика, наркотики, жестокость, нецензурная лексика, оружие, азартные игры, чаты, интернет-почта, социальные сети, экстремизм/терроризм);
  • защита от киберпреступности, направленной против детей;
  • блокировка доступа к переносным хранилищам информации, сетевым устройствам, дисководам, а также отдельным файлам, иллюстративным, фото\видео- материалам и каталогам, что делает невозможным удаление или похищение конфиденциальной информации.

Управление доступом к сайтам осуществляется с использованием белых и чёрных списков.

Управление временем доступа к сети Интернет основано на задании суточного расписания, в течение которого интернет-соединение разрешено. Кроме того, возможна установка суммарного суточного лимита времени использования интернет-соединения.

Родители могут изменить правила фильтрации и просмотреть отчеты, формируемые программой.

Специальная программа фильтрации NetPolice Child - первый шаг к защите ребёнка в Интернете.

Функциональные возможности фильтра:

  • сайты с потенциально опасным содержанием: 9 категорий;
  • сайты, несовместимые с задачами образования/воспитания: 7 категорий;
  • ресурсы с неконтролируемым содержимым: 7 категорий.
Дополнительная блокировка:
  • ведение собственного списка запрещённых слов (рус/англ);
  • блокировка рекламных баннеров на сайтах;
  • блокировка сервисов обмена сообщениями (социальных сетях, блогах, чатах и на форумах, ICQ, Mail Agent и т. д.), сервисов бесплатной почты и передачи почтовых сообщений;
  • блокировка загрузки файлов (видео, аудио, архивы, торрент-файлы, программы).

Родительский контроль в операционной системе Windows позволяет: ограничить время, проводимое ребенком за компьютером, установить запрет на доступ детей к отдельным играм, установить запрет на использование детьми отдельных программ.

Включение родительского контроля осуществляется командой: Пуск - Панель управления -  Родительский контроль.


2. Разработка нормативных документов образовательного учреждения по защите  обучающихся от негативной информации: Приказ о назначении ответственного за организационную работу с сетью Интернет и ограничение доступа, Правила доступа к сети Интернет в образовательном учреждении, Инструкция для сотрудников образовательных учреждений о порядке действий при осуществлении контроля использования сети Интернет.

Срок выполнения – март 2015 г.


3. Проведение просветительской работы среди педагогических работников, несовершеннолетних и их родителей.

Срок выполнения – ежегодно.

Мероприятия для обучающихся.

  • Цикл классных часов по темам: «Безопасность в Сети Интернет», «Киберпреступления», «На игре», «Чем опасны социальные сети?», «Безопасное поведение в Интернет-пространстве» , «Кибер-преследование - проблема века»и т.д.
  • День безопасного Интернета в рамках недели естественно - научных дисциплин.
  • Конкурс газет, рефератов, презентаций, web-страниц, буклетов по медиабезопасности.
  • Урок «Основы информационной безопасности» для обучающихся 1 курса.
  • Исследовательские работы по темам: «Обеспечение информационной безопасности в сети Интернет», «Защита подростков от негативного контента в сети Интернет», «Интернет - зависимость» и т.д.
  • Дистанционные олимпиады и конкурсы.
  • Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс: он-лайн курсы, тестирование, выполнение домашних заданий, самостоятельных работ, медиапроектов (3Dпрезентаций, видеороликов, сайтов).

Мероприятия для родителей.

  • Дистанционный лекторий на сайте колледжа в разделе Родителям в подразделе Медиабезопасность: размещение нормативных актов, инструкции для родителей по ограничению доступа к нежелательному контенту, памятки для обеспечения  информационной безопасности при работе в сети Интернет.
  • Обратная связь через сайт колледжа: ответы на вопросы, консультации.
  • Тематические родительские собрания.

Мероприятия для педагогических работников.

  • Разработка методических материалов ко всем мероприятиям с использованием методических пособий и рекомендаций,  разработанных аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, Министерством информационного развития, операторами сотовой связи.

 

Список используемой литературы

  1. Защита детей от вредной информации в сети интернет http://www.internet-kontrol.ru/
  2. Информационно-аналитический ресурс «Ваш личный Интернет» http://content-filtering.ru/aboutus/
  3. Методические и справочные материалы для реализации комплексных мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания. — М.: ООО «МегаВерсия», 2006  http://skf.edu.ru/public/files/metodika.pdf
  4. Сетевичок - проводник в мире Интернета http://сетевичок.рф/



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*