Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методы формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии 15.01.21 Электромонтер охранно-пожарной сигнализации

27.02.2015 1537 2230
Лысенко Юрий Владимирович
Лысенко Юрий Владимирович, преподаватель

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

В конце концов, от всех приобретенных знаний

в памяти у нас остается только то,

что мы применили на практике.

Гете.


Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, становится практическая реализация компетентностного подхода. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования третьего поколения усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности. В связи с этим требуется обновление содержания, форм, методов и средств обучения с позиции компетентностного подхода.

В процессе работы со студентами, обучающимися по профессии 15.01.21 Электромонтер охранно-пожарной сигнализации, являюсь ведущим преподавателем профессионального цикла, поэтому своей непосредственной задачей вижу формирование всех предусмотренных Федеральным государственным стандартом профессиональных компетенций, а также всех общих компетенций.

 

1. Компетентность специалиста

«Компетентность» - это обладание специалистом определенными знаниями и умениями, навыками, то есть обладание определенной компетенцией или системой компетенций в определенной области, а также совокупность его личностных качеств и его личностное отношение к предмету деятельности.

  Компетентность определяется не просто как набор знаний, умений и навыков, как в традиционной системе образования, но и также как опыт использования обучающимися полученных знаний, умений и навыков в своей профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в готовности (мотивации и личностных качествах) выпускника применять знания, умения и опыт для успешной профессиональной деятельности.

 Она достигается воспитанием активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.

Федеральным государственным стандартом по профессии 15.01.21 Электромонтер охранно-пожарной сигнализации определены следующие общие компетенции выпускника:

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.

Профессиональные компетенции специалиста тесно связаны с видами профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, и формируются  в рамках каждого профессионального модуля.

 

2. Методы формирования профессиональных компетенций обучающихся

Профессиональную компетентность необходимо развивать уже на начальной стадии обучения.

Первоначальным звеном в практической подготовки специалистов из обучающихся техникума являются лабораторно-практические работы, которыенаправлены на:

  • Приобретение первоначального практического опыта;
  • Формирование у обучающихся практических профессиональных умений.


Рисунок 1 – Фрагменты выполнения студентами лабораторно-практических работ

 

Рассмотрим пример формирования общих и профессиональных компетенций по профессии на примере ПМ.03 Эксплуатация смонтированного оборудования, систем и комплексов охранной, тревожной, пожарной и пожарно–охранной сигнализации. В задачи модуля входит формирование у студентов следующих профессиональных компетенций:

ПК 3.1. Осуществлять эксплуатацию линейных сооружений ОПС, СКУД, СОТ, системы охранного телевидения (СОТ), оповещения, пожаротушения, дымоудаления, инженерной автоматики и оборудования охранного освещения.

ПК 3.2. Осуществлять эксплуатацию ОПС, СКУД, СОТ, оповещения, пожаротушения, дымоудаления, инженерной автоматики и оборудования охранного освещения.

ПК 3.3. Осуществлять эксплуатацию приборов приемно – контрольных, сигнально – пусковых устройств, контроллеров, мультиплексоров, мониторов.

ПК 3.4. Осуществлять эксплуатацию датчиков и извещателей системы ОПС, считывателей, контроллеров и исполнительных устройств СКУД, телекамер, кронштейнов, поворотных устройств и приборов охранного освещения СОТ, клапанов, датчиков модулей пожаротушения, датчиков инженерной автоматики, клапонов и реле дымоудаления.

ПК 3.5. Осуществлять эксплуатацию устройств объектовых, ретрансляторов и пультов систем центрального наблюдения.

 

2.1 Формирование компетенций на занятиях теоретического блока

В учебном блоке равномерно распределены теоретический материал, направленный на формирование знаний,и лабораторно-практические занятия способствующие закреплению полученных теоретических знаний обучающих, внедрению решения проблемных ситуаций и тренировочных упражнений. Их решение способствует формированию у обучающихся умений работы с техническими средствами систем безопасности.

Примером проблемной ситуации является монтажная схема, в которой изначально присутствует ошибка размещения оборудования, в результате чего по шлейфу не передается сигнал от рабочей схемы до приемно- контрольного прибора.

 Обучающийся должен исправить ошибку, расставив правильно оборудование, и проверить работу приборов системы безопасности.

Тренировочные упражнения, в свою очередь, имеют большую практическую направленность и включают задания по практической работе, выполнение которых позволяет студенту получить навыкиработы с техническими приборами системы безопасности. Примером такого упражнения является инструкция по самостоятельному подключению охранного телевидения в сеть, путем подключения видеорегистратора, монитора, блока питания и самих камер.


Рисунок 2 – Фрагменты выполнения студентами лабораторно-практических работ с использованием проблемных ситуаций и тренировочных упражнений

Для успешного формирования компетенций у студентов педагог должен, в свою очередь, сам обладать рядом педагогических компетенций:

  • Предоставлять возможность всем обучающимся безбоязненно обращаться к преподавателю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
  • Находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося.
  • Анализировать причины поступков и поведения обучающихся.
  • Организовывать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения всех намеченных целей урока.
  • Сохранять самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой.
  • Добиваться понимания обучающимися целей и задач урока.
  • Соотносить результаты обучения с поставленными целями.
  • Давать возможность обучающимся принимать участие в формировании целей и задач практических занятий.
  • Уметь вызывать интерес у обучающихся к своему предмету.
  • Отмечать даже самый маленький успех обучающихся.
  • Демонстрировать успехи обучающихся родителям.
  • Демонстрировать успехи обучающихся товарищам.
  • Дифференцировать задания так, чтобы обучающиеся почувствовали свой успех.
  • Создать условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты.


Выполнение проектов пожарной, охранной, охранно-пожарной сигнализации – ещё один из методов формирования компетенций у студентов. Проект позволяет достичь дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается практическим результатом.      

Основная цель проектов состоит в предоставлении обучающимися возможности самостоятельного приобретения знаний и умений в процессе решения поставленной проблемы, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Суть практических занятий – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний.
Этот метод позволяет реально соединить теоретические знания с практическим опытом их применения.


Рисунок 3 – Работа студентов над групповым проектом

Проекты, применяемые мной в учебных целях различаются

по количеству участников:

  • индивидуальные;
  • групповые.

по продолжительности выполнения проекта:

  • мини-проекты (часть учебного занятия);
  • краткосрочные (несколько занятий);
  • долгосрочные (дипломный проект).   


Рисунок 4 – Защита дипломного проекта

На моих уроках теоретического обучения обучающиеся систематически успешно выступают с презентациями по теме урока, подготовленными самостоятельно по заданию преподавателя, демонстрируют работу схем и устройств на рабочих стендах, обсуждают достоинства и недостатки выступлений товарищей. В процессе уроков активизируется творческая деятельность обучаемых, совершенствуются навыки сравнительного анализа, грамотной подачи материала, формируется широкий перечень общих компетенций.

 

2.2 Формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций через практику

На учебной практике – это формирование готовности к освоению обучающимися общих и профессиональных компетенций, приобретение первоначального опыта;

На производственной практике – развитие общих и профессиональных компетенций при освоении профессиональных модулей;
На преддипломной – окончательное формирование общих и профессиональных компетенций, проверка готовности обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности.


Рисунок 4 - Монтаж комплексной системы безопасности

По итогам каждого профессионального модуля студенты собирают и оформляют портфолио.

Требования к структуре и оформлению портфолио:

  1. Паспорт порфолио .
  2. Отчеты по выполнению практических и лабораторно-практических работ по МДК.
  3. Отчеты по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по МДК (собрание творческих, исследовательских и проектных работ студента, бумажных или электронных документов, видеозаписей, рефератов, электронных презентаций и др. видов, предусмотренных программой дисциплины или выполненных по личной инициативе).
  4. Отчеты об индивидуальных достижениях (грамоты и дипломы за участие и победы в конкурсах, смотрах, олимпиадах, сертификаты участия в семинарах и конференциях, свидетельства, удостоверения о присвоении квалификации, категории, разряда, получении дополнительного образования, благодарственные письма, фотографии и т. п.).

Портфолио должно быть оформлено в папку с файлами. Из портфолио по всем профессиональным модулям формируется портфолио выпускника. Состав портфолио позволяет оценить сформированность как общих, так и профессиональных компетенций выпускника.

Позитивный итог практики появляется тогда, когда её итоги сопоставляются с персональной деятельностью обучающихся в качестве специалистов. Общий уровень практической подготовки выпускников выявляется через совокупность реализации профессионально функций при выполнении различных индивидуальных заданий на различных этапах производственной практики.

Основным заказчиком компетентсного подхода являются прежде всего работодатели. Каким же хотят видеть выпускника техникума наши работодатели сегодня?

Мной были проанализированы отзывы руководителей производственной практики. Результаты показали, что, помимо традиционных требований, связанных с уровнем профессионального образования, были обозначены позиции, непосредственно касающиеся проявлений ключевых компетенций, а именно:

  • коммуникативной (коммуникабельность, умение общаться с заказчиком);
  • проблемной (нацеленность на результат, умение принимать решения в зависимости от ситуации);
  • кооперативной (умение работать в команде);
  • информационной (умение представить результат деятельности).

Профессиональные компетенции, формируемые на производственной практике, можно представить в виде формулы:

Компетенция = знание + практический опыт.

При этом основным является опыт обучающихся – опыт, полученный в учебной лаборатории, и новый опыт, приобретенный на предприятиях в ходе производственной практики.

 

Заключение

Преподаватель в процессе обучения направляет познавательную деятельность студента. Работая совместно, педагог повышает свой профессионализм как специалист, а студент нарабатывает профессиональные навыки, которые ему пригодятся в дальнейшем в работе или при обучении в  ВУЗе. Мастерство преподавателя должно проявиться в том, чтобы студент, постигая секреты своей будущей профессии, не испугался теории и сложностей, не потерял интерес и шел все дальше, и дальше в своем постижении нового. Большая роль при этом отводится выбору педагогических технологий, методов и средств, применяемых преподавателем на учебных занятиях. Учитель ВДОХНОВЛЯЕТ – ОРГАНИЗУЕТ – НАПРАВЛЯЕТ.

 

Используемые источники

  1. Синилов В.Г. Системы охранной, и охранно-пожарной сигнализации: учебник для нач. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия»,2010.-512с.
  2. Электронные ресурсы. Форма доступа:
  3. http:// WWW.yandex. ru/
  4. http://Google



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*