Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация исследовательской деятельности студентов ГБОУ СПО “Дзержинский техникум бизнеса и технологий” как средство формирования общих компетенций специалиста

27.02.2015 779 1132
Кокорина С.Н.
Кокорина С.Н., методист

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на

одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате

активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой

 исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

 

В связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов технологии обучения, при которых педагог является единственным источником знаний, не могут являются преобладающими. Уходит в прошлое приоритет информативности урока (рассказать, что, где, как и почему происходило) и оценочный подход (привить студенту «правильную» точку зрения по тому или иному вопросу). Стремительное нарастание информации, быстрое устаревание данных, многообразие равноправных по значению позиций, мнений, идей неизбежно диктует изменение форм общения педагога со студентами.

Задача педагога сегодня – прежде всего ориентирующая. Важнейшей целью преподавателя становится систематизация большого разнородного материала и обучение студента умению ориентироваться в этом материале. Необходимо уделять внимание развитию интеллектуальной культуры выпускников, формированию общих компетенций.

В условиях СПО одним из средств формирования востребованных качеств личности выпускников является создание ПОО системы исследовательской деятельности.  В образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, в развитии их способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

Организация исследовательской деятельности имеет важное значение для формирования у студентов следующих общих компетенций:

  • Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность.
  • Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач, профессионального и личностного развития.
  • Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
  • Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Исследовательская деятельность в процессе обучения в ГБОУ СПО ДТБТ представлена в разных формах:

  1. Элемент исследования или мини-исследование в рамках программы дисциплины или модуля как форма организации проведения занятий (в том числе лабораторных работ, курсового проектирования).
  2. Исследование в ходе выполнения программы внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине (модулю).
  3. Научно-исследовательская деятельность как форма внеклассной работы со студентами.
  4. Исследование в ходе выполнения дипломного проекта.

В ГБОУ СПО «Дзержинский техникум бизнеса и технологий» научно-исследовательской деятельности уделяется огромное внимание. Инженерно-педагогические работники техникума используют исследовательскую деятельность при организации учебной и воспитательной деятельности (написание эссе, подготовка докладов, рефератов, электронных презентаций к семинарам, работа с логическими схемами, использование  мозаики, синквейна, ПОПС - формулы, где обучение выступает как совместный поиск студента и преподавателя, видеоуроки).

Создавать проблемные ситуации на занятиях помогают различные методические приемы воздействия на эмоционально-волевую сферу студентов:

  1. Подвести ребят к противоречию и предложить самостоятельно найти способ его решения
  2. Побудить их сравнить, обобщить, сделать выводы из создавшейся противоречивой ситуации,
  3. Сформулировать конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения и др.

Для проведения исследования с целью решения проблемы обучающимся необходимо участвовать в следующих этапах исследования:

  1. Наблюдать и изучать факты,
  2. Сформулировать проблему, обсудить ее с руководителем работы,
  3. Определить направления исследования, конкретные цели и задачи, 
  4. Собрать информацию по проблеме
  5. Выдвинуть гипотезу
  6. Реализовать план
  7. Сформулировать решения, обобщить результаты, сделать практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.

 

В процессе выполнения исследований обучающиеся учатся:

  • производить подбор необходимой специальной, научной, учебной литературы;
  • собирать фактический материал;
  • проводить обработку, анализ и использование информации;
  • применять свои знания при решении конкретных задач;
  • оформлять результаты своего исследования в форме доклада, реферата, научно-исследовательской работы, компьютерной  презентации с соблюдением определенной структуры и требований к оформлению.

В техникуме создан и успешно функционирует студенческий научный совет, способствуя внедрению научного и исследовательского компонентов в студенческую жизнь. В его состав входят члены студенческих научных объединений при МК. Деятельность СНС курируется методистом техникума. Уже на первом курсе студенты вовлекаются в этот интереснейший мир исследований. В начале учебного года студенты и научные руководители определяются с выбором темы исследования и работают над ней в течение учебного года или дольше. Научные руководители мотивируют, планируют, координируют  и контролируют деятельность студентов

Ежегодно студенты под руководством инженерно-педагогических работников являются участниками и призерами множества внутренних, областных, Всероссийских и международных конференций, чтений, конкурсов научно-исследовательских работ и проектов.

Профессионально-практическая деятельность больше всего способствует формированию исследовательских умений. Работа над дипломным проектированием невозможна без проведения каких-то исследований.

Например, при проектировании выставочного зала-пристроя к Художественной школе на ул. Бутлерова (г. Дзержинск) студентом-дипломником были изучены имеющиеся строительные чертежи и документы по существующему зданию, был проведен анализ существующих сетей и выявлена возможность подключения к ним. Цветовое решение и тип используемых материалов также были увязаны с существующим фасадом.

При проектировании 16-ти этажного жилого дома студент группы СЭЗС-11 проводил мониторинг объектов-аналогов с целью выбора конструкции фундамента с учетом  вероятности карстовых образований и в то же время исходя из экономической целесообразности.

Для исследовательской деятельности и педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:

  • сам быть творческой личностью
  • постоянно заниматься самообразованием
  • занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности
  • уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности студента
  • уметь налаживать деловые формы общения со студентами,
  • уметь диагностировать творческие способности студентов в определенной области

Развитие этих педагогических компетенций является одной из важнейших задач методической службы техникума. В методическом кабинете представлены рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности, по оформлению НИР, сборники конференций различного уровня, проводится большая индивидуальная работа с научными руководителями студентов. Студенческий научный совет выпускает каждые два месяца газету ПОИСК.

Мастерство педагога должно проявиться в том, чтобы студент, постигая методы и формы исследовательской деятельности, не испугался теории и сложностей, не потерял интерес и шел все дальше, и дальше в своем постижении нового. Педагог ВДОХНОВЛЯЕТ – ОРГАНИЗУЕТ – НАПРАВЛЯЕТ.

Общение в процессе исследовательской деятельности взаимно обогащает и совершенствует как студентов, так и их руководителей.

 

«Без стремления к научной работе учитель элементарной школы

попадает во власть трех демонов: механистичности, рутинности,

банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается».

 Немецкий педагог А. Дистервег


Педагоги «Дзержинского техникума бизнеса и технологий» ведут активную борьбу с «эмоциональным выгоранием», и не случайно ежегодно они являются призерами областных конкурсов профессионального мастерства (Педагогическая надежда, Мастерская педагога и проч.)

Системная и грамотная работа по развитию исследовательской деятельности в образовательной организации является действенным средством качественной подготовки компетентного специалиста в современных условиях.

Самая большая награда для педагога - это образованный, всесторонне развитый выпускник, который всегда будет помнить уроки, полученные в юности.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*