Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка мастер-класс по теме «Пища для размышления»

26.02.2015 1319 2090
Клочкова Оксана Евгеньевна
Клочкова Оксана Евгеньевна, преподаватель

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Пояснительная записка

На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс.

Мастер – класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером подразумевается педагог, ведущий мастер-класс)

Указанная форма методической работы является эффективным приемом передачи опыта обучения и воспитания, т.к. центральным звеном является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия [3].

В представленном мастер классе рассматриваются принципы применения метода проектов как одной из технологий деятельностного метода обучения в преподавании химии.

 

Методика проведения мероприятия

Методика проведения мастер - классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего, так и на восприимчивости слушателя [1, с.40].

Основной принцип мастер - класса: «Я знаю, я могу показать и научить вас, как это делать». Мастер-класс – чаще всего процесс двусторонний, и отношения выстраиваются «преподаватель - слушатель». Успешное освоение темы мастер - класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников [2, с.34].

Темы и направления мастер-классов выбираются исходя из актуальных проблем и интереса слушателей, например:

  • обзор актуальных проблем в системе обучения предмету;
  • отдельные формы работы, которые использует в своей деятельности педагог;
  • инновационные моменты деятельности;
  • авторские программы, методы и их применение на практике.

 

Мастер-класс состоит из следующих этапов

1. Презентация педагогического опыта:

  • кратко характеризуются принципы проектной деятельности на уроках химии;
  • описываются типы и формы проектов;

2. Проведение имитационной игры:

  • со слушателями проводится учебное занятие, демонстрирующее приемы работы со студентами;
  • слушатели одновременно играют две роли: обучающихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

3. Моделирование:

  • преподаватели-слушатели, работая в группах, выполняют самостоятельную работу;
  • преподаватель-мастер выступает в роли консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
  • совместно со слушателями проводит обсуждение результатов.

4. Рефлексия:

  • проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

В ходе мастер-класса планируется показать, что использование метода проектов воспитывает такие важные качества для современного специалиста как коммуникабельность, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, умение работать в команде, толерантность, а также раскрывает творческие и организаторские способности.

 

Основная часть

Тема: «Пища для размышления».

Цель:показать пример применения метода проектов как одной из деятельностных технологий обучения на уроке химии.

Задачи:

1. Образовательные:

  • формирование умения применять знания о свойствах веществ для практических целей;
  • сформировать представление принципы проектной деятельности, типах и формах проектов;
  • формирование навыков поиска информации в сети Интернет, умения её обрабатывать и применять.

2. Развивающие:

  • развитие умения применять знания, полученные на различных предметах, для решения конкретных задач;
  • развитие  потребности в получении новых знаний для саморазвития и самосовершенствования;
  • развитие умения работать в коллективе, находить совместно правильное решение и отстаивать своё мнение;

3. Воспитательные:

  • формирование положительного отношения к знаниям;
  • воспитание мотивов учения, интереса и любознательности;
  • формирование межличностных отношений через работу в группах;
  • воспитание культуры выступления перед коллективом;

4. Здоровьесберегающие:

  • воспитание бережного отношения к своему здоровью, потребности в ведении здорового образа жизни;
  • формирование знаний о  составе пищевых продуктов.

5. Методические:

  • актуализация знаний о применении метода проектов одной из технологий деятельностного метода обучения;
  • демонстрация опыта педагогической работы.

 

Формируемые компетенции:

Информационная компетенция. Она выражается в умении самостоятельно систематизировать, оценивать и анализировать информацию, делать аргументированные выводы.

Коммуникативная компетенция. Выражается в умении самостоятельно вступать в контакт с любым типом собеседника (разного возраста, статуса, степени знакомства и др.),слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение.

Кооперативная компетенция.Выражается в умении осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы;действовать в роли ситуативного лидера и в роли исполнителя;осуществлять коллективное подведение итогов

Проблемная компетенция- это готовность к решению проблем, выражается в умении самостоятельно выявлять проблему в ситуации избыточной информации; формулировать цель; делить цель на ряд последовательных задач; реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы; публично представлять результаты.

 

Форма проведения

Настоящий мастер класс проходит в форме имитационной игры, в которой учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с обучающимися;

 

Оборудование:

  • мультимедийный проектор
  • экран
  • компьютер

Продолжительность занятия:20 минут.

 

Конспект мастер – класса

1. Краткий рассказ о методе проектов как одном из основных современных активных инновационных методов обучения.

2. Мотивация.

Беседа с аудиторией по вопросам:

  • Как вы думаете, есть ли смысл в высказывании Гиппократа «Ты есть то, что ты ешь»?
  • Согласны ли вы с этим утверждением?

3. Актуализация.

Беседа по вопросам:

  • Зачем мы едим?
  • Что же такое разнообразная пища? 
  • Что мы имеем в виду под термином «правильное питание»?

После высказываний аудитории, преподаватель рассказывает об основных принципах рационального питания.

4. Гипотеза или постановка проблемы.

Преподаватель предлагает высказать свое мнение по поводу высказывания «Искусственная пища: гуманно, удобно, полезно?»

5. Дополнительная информация.

6. Практическая часть.

Аудитория разбивается на 3  группы. Каждая группа получает задание и немного времени для его решения (5 – 7  минут). А затем представитель каждой группы проект с результатами работы, обобщением и выводами.

 

Задание для группы № 1:

Изучить историю возникновения и перспективы использования искусственной пищи.

  1. Когда и где выпустили первый искусственный продукт?
  2. Чем отличается синтетическая пища от искусственной?
  3. Какой ученый в России проводил исследования по проблеме белковых искусственных продуктов? Какие основные направления этих исследований?
  4. Что дало человечеству производство искусственных продуктов?

 

Задание для группы № 2:

Изучить положительные стороны использования искусственной пищи.

  1. Экономическая целесообразность искусственной пищи.
  2. Решение этических проблем с помощью использования искусственной пищи.
  3. Использование в медицине.

Нарисовать плакат-рекламу или подготовить устную презентацию о пользе искусственной пищи.

 

Задание для группы № 3:

Изучить негативное влияние искусственной пищи на организм человека.

  1. Как влияет искусственная пища на организм человека?
  2. Как пищевые добавки изменяют продукты питания?
  3. Есть ли недостатки у естественной пищи?

Нарисовать плакат-рекламу или подготовить устную презентацию о вреде искусственной пищи.

 

Приложение: Презентация «Пища для размышления»

 

Библиографический список использованной литературы и Интернет-ресурсы

  1. Нечитайлова Е.В. «Технология мастер - класса в системе совершенствования педагогического мастерства учителя»//«Советы учителю» Ростов-на-Дону - 2003, №11, 39с.
  2. Русских  Г.А.. Практическое использование методики мастер - класса в работе учителя наук естественного цикла – «Народное образование» -2001, №3.
  3. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. – М.:АПКиППРО, 2006. – 168 с.
  4. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.-224 с.
  5. Естествознание: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень: в2 ч., ч. 2 / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, Н.И.Орещенко; под ред. И.Ю.Алексашиной; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008. – 141 с.
  6. Воробьев Р.И. Питание издоровье. – М.: Медицина, 1990.
  7. Мартинчик А.Н. Физиология питания, санитария и гигиена. – М.: Мастерство, 2000.
  8. Открытый класс «Сетевые образовательные сообщества» - www.openclass.ru



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*