Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Педагогические технологии в учебном заведении искусства (опыт работы над единой методической темой)

21.11.2011 316 2613
Савина Наталья Витальевна, кандидат искусствоведения, заместитель директора по научно-методической работе

Забайкальское краевое училище искусств

Внимание, которое в последнее время уделяется  педагогическим технологиям,  вызвано  необходимостью поиска путей оптимизации учебно-воспитательного процесса, разработки новых и модернизации имеющихся педагогических методов, способных реализовать современные концепции образования и воспитания.


Учреждения сферы художественного образования являются частью системы общего и профессионального образования России. Однако, специфика организации и содержания образовательного процесса в учебном заведении искусства любого уровня (школа, училище, вуз) предполагает и особенности применения различных педагогических технологий.


К сожалению данный вопрос не получил освещения в педагогической и специальной литературе. Опыт работы в данном направлении других  учебных заведений культуры  и  искусства нам неизвестен.  Более того, наблюдения и предварительный анализ показали, что преподаватели, работающие в техникуме искусств, слабо представляют что такое «педагогические технологии», их типы, критерии эффективности, методы выявления и анализа. Заметим, что данная ситуация характерна и для  других учебных заведений культуры и искусства Забайкальского края.


В связи с вышеизложенным, Методическим советом Забайкальского техникума искусств  было решено начать работу над  единой методической темой «Применение педагогических технологий в учебном заведении искусства».  

В процессе работы над темой решались следующие задачи:

  • ознакомить  преподавателей с понятием «педагогические технологии»;
  • ознакомить   преподавателей с существующими в современной практике педагогическими технологиями;
  • сделать  анализ  применяемых в техникуме педагогических технологий, выявить специфику их применения.

Этапы работы над темой:

  • теоретическое осмысление проблемы;
  • анализ собственного опыта работы над темой;
  • обобщение  опыта работы над темой, подведение итогов.

В соответствии с классификацией Г. К. Селевко понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех уровнях:

- первый уровень - общепедагогический (общедидактический). Он  характеризует образовательный процесс в целом  в рамках данного региона, учебного заведения, либо на определенной ступени обучения. В этом случае педагогическая технология совпадает с понятием «педагогическая система», т.е.  подразумевает  «совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса»;

- второй уровень – частнометодический – ни что иное, как частная методика, т.е. «совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя)»;

- третий уровень - локальный (модульный). Он предполагает технологию решения частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.). [1, 14]


В процессе работы  над   единой методической темой, мы решили сделать акцент  на третьем уровне.


На всех предметно-цикловых комиссиях и предметных секциях были запланированы и проведены теоретические семинары по темам:

  • Понятие «педагогическая технология», классификация педтехнологий.
  • Проектные технологии
  • Технологии личностно-ориентированного обучения.
  • Коллективные способы обучения.
  • Игровые технологии.
  • Технологии проблемного обучения.

Теоретические семинары были призваны сформировать у всех преподавателей техникума представления о современных педагогических технологиях, а также привлечь преподавателей к обсуждению вопроса о реализации различных педтехнологий в  собственной практике.


В рамках работы Школы педагогического мастерства (ШПМ) был проведен цикл занятий, на котором кроме  рассмотрения общих теоретических вопросов преподаватели делились опытом применения различных технологий  в учебном процессе:

  • Блочно-модульный подход в обучении на уроках истории;
  • Опыт применения модульных технологий на дисциплине «Основы полифонии»;
  • Технология тестирования на занятиях музыкально-теоретического цикла;
  • Применение проектных технологий на уроках литературы.

Одновременно с этим Методическим кабинетом техникума был собран достаточно обширный материал по теме (научные и методические статьи, материалы конференций, книги, материалы, обобщающие опыт других учебных заведений). 


Итоговым этапом работы над единой методической темой стало проведение Методической недели «Применение  педагогических технологий в образовательном учреждении искусств», в рамках которой прошли открытые уроки и круглый стол. Такого рода мероприятие в техникуме проводилось впервые. Цель Методической недели – выявить и обобщить  опыт работы преподавателей техникума по различным педагогическим технологиям.


В течение недели состоялись  открытые уроки, на которых нашли отражение технологии проблемного, личностно-ориентированного обучения, метод проектов, коллективные способы обучения, информационные технологии.  После каждого урока был проведен анализ: коллективное обсуждение урока преподавателями, самоанализ преподавателя, проводившего урок Поскольку на каждом уроке ставилась совершенно определенная цель – представить работу по той или иной педагогической технологии, то и анализ урока носил аспектный характер.


Завершилась Методическая неделя проведением Круглого стола «Педагогические технологии в образовательном  учреждении  искусств: общее и особенное». Цель проведения круглого стола -обобщить опыт коллектива по применению педагогических технологий в образовательном процессе.


Задачи круглого стола:

  • обобщить теоретические знания преподавателей по педагогическим технологиям;
  • сделать анализ применяемых в техникуме педагогических технологий;
  • наметить работу по дальнейшей реализации педагогических технологий в техникуме.

Практическая часть предполагала работу по группам («мозговой штурм»), в ходе

которой необходимо было обсудить, какие из представленных  педагогических технологий используются в техникуме искусств в настоящее время, и какие могли бы быть использованы в перспективе.


По итогам  обсуждения были сделаны следующие выводы:

  • все рассмотренные педагогические технологии используются в техникуме искусств в той или иной степени;
  • наблюдается взаимодействие технологий в рамках одного учебного блока, одной дисциплины и даже одного учебного занятия;
  • большое значение имеют технологии личностно-ориентированного обучения, чему способствует большая доля индивидуальных и мелкогрупповых занятий, а также сложившиеся в традиционной музыкальной и художественной педагогике методы индивидуальной работы со студентами;
  • проектные методы, методы проблемного, коллективного обучения (взаимообучения), находят воплощение в самостоятельной работе студентов, что обусловлено спецификой организации и содержания  самостоятельной работы в техникуме;
  • необходимо более широко использовать  информационные  технологии;
  • необходимо дальнейшее осмысление специфики применения названных педагогических технологий в техникуме искусств через такие формы как открытые уроки, описание педагогического опыта.

Формой рефлексии по итогам Круглого стола стало сочинение каждой рабочей группой синквейна на тему «Педагогические технологии».


Синквейны, сочиненные преподавателями в группах

 

1 группа

Педагогическая технология

Поисковая, полезная,

Обучающая ради результата,

Связывающая новое с ранее изученным.

Способ.

 

2 группа

Педагогические технологии.

Эффективные, креативные,

Творчество развивающие, закрепляющие, гарантирующие результат.

Начало большого плавания.

Обучение.

 

 

3 группа

Педагогическая технология.

Цель, результат.

Педагогическая, ведущая, просвещающая.

Музыканты мечтают о современном уроке.

Взаимодействие.

4 группа

Педагогические технологии.

Скрытые, тайные.

Обучающие,воспитывающие,развивающие.

Старая песня, а как хороша!

Алгоритм любви.


Литература:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*