Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка "Урок – исследование «Французские слова на русской кухне» (французские заимствования в сфере кулинарии) по предмету «Русский язык»"

26.02.2015 471 744
Сологубова Ольга Викторовна
Сологубова Ольга Викторовна, методист, преподаватель

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Технология эффективных уроков, способствующих формированию необходимых компетенций у студентов, реализуется в ходе проведения урока – исследования, методика проведения которого предлагается в данной разработке. Эта форма проведения занятия по сравнению с традиционной позволяет задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизирует учебную деятельность, повышает познавательный интерес, способствует развитию критического мышления, помогает поддерживать высокий уровень познавательного интереса и самостоятельную умственную активность студентов.

Исследовательская деятельность учащихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности. Если обучающийся еще во время учебы получит исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Данная методическая разработка носит практический характер, так как помогает обучающимся первого курса прикоснуться к своей будущей профессии, в занимательной форме расширить их профессиональный лексикон, позволяет научить самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации.

Предлагаемая методическая разработка рекомендуется для проведения уроков нетрадиционных форм обучения при подготовке специалистов технологического профиля, а также для проведения внеклассных мероприятий.

 

Методика организации и проведения занятия

Предлагаемое исследовательское занятие относится к нетрадиционным формам технологий развивающего обучения, подготовка к которому проводилась заранее. Обучающиеся разделились на группы по желанию, согласно интересам.

Группа исследователей-историков изучила исторические аспекты проникновения французских лексический заимствований в русский язык и представила историческую справку. Еще одна группа, выбрав наиболее интересные случаи этимологии кулинарных терминов, подготовила сообщение и презентацию об их происхождении.

В ходе урока обучающиеся имеют возможность побывать в роли исследователей-лингвистов, поработав самостоятельно со словарем, анализируя процент французских лексических заимствований в сфере кулинарии.

При подготовке к занятию группа студентов сделала попытку составить кулинарно-гастрономический словарь, разделив заимствованные слова на тематические группы. На основе этого словаря были изготовлены буклеты, которые вручаются каждому участнику мероприятия.

В заключение урока проводится проверка полученных знаний в виде разгадывания кроссворда, содержащего слова, которые ребята узнали на занятии.

Проведение занятия в форме урока-исследования способствует  развитию аналитического мышления студентов, творческих и исследовательских  способностей. Занятие предусматривает групповую форму работы, в рамках которой можно организовать конструктивное общение и сотрудничество.

 

План

Цель:  исследование французских лексических заимствований в сфере кулинарии, оцениваниевклада французского языка в обогащение русского.

Задачи:         

образовательные:

  • научить  обучающихся работать с первоисточниками, дополнительными источниками, справочной литературой, словарями;
  • активизировать познавательную активность;

развивающие:

  • развивать практические навыки и умения при работе со словарями;
  • развивать логическое, творческое мышление,  познавательный интерес к предмету и к будущей профессии;
  • развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать явления, происходящие в языке, обобщать, делать выводы;
  • формировать исследовательскую компетенцию;
  • развивать коммуникативные навыки при работе в группах;

воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, коммуникабельность; эстетическое восприятие окружающего;
  • воспитывать любовь и уважение к русскому и французскому языкам, традициям и культуре этих народов;
  • воспитывать любовь к своей будущей профессии;

методические:

  • совершенствовать методику проведения уроков нетрадиционной формы;
  • активизировать интерес к урокам русского языка;
  • помочь учащимся раскрыть свои творческие возможности;
  • продемонстрировать возможности использования на занятии продуктивных методов и приемов обучения (работа в группах, исследовательская работа, проблемные ситуации).

Тип урока: урок формирования новых знаний

Форма проведения: урок - исследование

Методы и приемы: развивающее обучение, проблемно-поисковое обучение, мотивация учебно-познавательной деятельности

Оснащение урока:

  • выдержки из «Кулинарного словаря» В. Похлебкина
  • буклеты с кулинарно-гастрономическим словарем
  • словари: этимологический, иностранных слов
  • кулинарные книги
  • бумага;
  • проектор;
  • презентация;
  • музыкальное сопровождение

Межпредметные связи: история, литература, спецдисциплины

 

План урока

I. Организационный этап - 2 мин.

II. Сообщение темы и целей урока - 3 мин.

III. Основная часть урока - 30 мин.

  1. Вступительное слово преподавателя.
  2. Сообщение первой группы исследователей-историков.
  3. Слово преподавателя
  4. Работа со словарем по группам.
  5. Этимология слов. Выступление группы исследователей-этимологов.
  6. Составление кулинарно-гастрономического словаря. Выступление группы составителей словаря.
  7. Решение кроссворда

V. Подведение итогов урока. Рефлексия (5 мин.)

 

Оригинал работы: Методическая разработка "Урок – исследование «Французские слова на русской кухне» (французские заимствования в сфере кулинарии)"

 

Приложение:

1. Буклет;

2. Французские слова на русской кухне (французские заимствования в сфере кулинарии)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*