Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование компьютерных программ для развития мышления обучающихся на уроках физики в техникуме

24.02.2015 399 543
Ступникова Марина Федоровна
Ступникова Марина Федоровна, преподаватель физических дисциплин

Орский нефтяной техникум им. Героя Советского Союза В.А.Сорокина

Важнейшей задачей, поставленной перед российской школой на современном этапе, является осуществление всестороннего гармоничного развития личности обучающихся. Одним из условий развития личности студентов является развитие у них интеллектуальных свойств (памяти, внимания, мышления, восприятия). Правильно поставленное обучение и воспитание всегда развивают, однако развитие личности обучающихся осуществляется эффективнее в случае специальной направленности на развитие того или иного процесса.

Под развитием мышления в процессе обучения понимается формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработка умений и навыков по применению законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области в другую. Формируя и совершенствуя мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.) мы способствуем развитию мышления вообще и теоретического мышления в частности. В процессе решения задач проявляются все основные закономерности мыслительной деятельности [1].

Для реализации целенаправленного процесса развития мышления обучающихся на уроках физики в техникуме, нами разработана компьютерная программа. Она может быть использована при изучении темы «Уравнение Менделеева-Клайперона. Изопроцессы в газах».

При создании компьютерной программы мы воспользовались приемами, способствующими развитию мышления, предложенными Е.А. Понамаревой [1]. В программу включили задания на анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Структура компьютерной программы состоит из двух блоков: актуализации знаний учащихся по учебному материалу и применения умственных операций учащимися при выполнении практических заданий. В первом блоке компьютерной программы студенту предлагается разгадать кроссворд (рисунок 1). Обучающемуся необходимо ответить на восемь вопросов и разгадать кодовое слово. Ответ на каждый вопрос набирается в специальном окне с помощь клавиатуры. Если обучающийся отвечает верно, то правильный ответ появляется на экране в соответствующем столбце кроссворда. После двух неверных ответов программа вносит в кроссворд правильный, при этом буква-подсказка в ячейку кодового слова не заносится. Если обучающийся ответил на все вопросы кроссворда, в  окне программы открывается кодовое слово.

Продемонстрирует вопросы кроссворда.

  1. Процесс, протекающий при постоянной температуре (Изотермический).
  2. Парообразование с поверхности жидкости (Испарение).
  3. Прибор для измерения температуры (Термометр)
  4. Единица измерения давления (Паскаль).
  5. Цена деления термометра (Градус).
  6. График уравнения для процесса, протекающего при неизменном объеме (Изохора). 
  7. Единица измерения температуры (Цельсий).
  8. Прибор для измерения давления (Барометр)

Кодовое слово: Изопроцесс



Рисунок 1 – Окно компьютерной программы

 

Во втором блоке обучающемуся предлагается решить задачи на применение умственных операций: анализа, синтеза, индукции, дедукции, абстрагирования и конкретизации, обобщения и систематизации, сравнения и противопоставления. Продемонстрируем их.


1. Задача на применение умственной операции сравнения:

Какая из двух линий графика соответствует большему давлению данной массы идеального газа?


а) 1, б) 2, в) р12


2. Задача на применение умозаключений индуктивного характера:

На диаграмме р Т изображен цикл идеального газа постоянной массы. Определите его на диаграмме р, V.


                                                       а)                               б)                                 в)

 

3. Задача на применение умственных операций анализа и синтеза:

Под каким давлением находится углекислый газ в огнетушителе объемом 2 дм3, если масса огнетушителя до заполнения газом была 4,2 кг, а после заполнения 5,6 кг? Температура 370С.


4.Задача на выполнение умственных операций сравнения и противопоставления:

Воздушный шар объемом 103м3 заполнен гелием. При нормальных условиях он может поднять груз массой 10кг. Какой груз может поднять воздушный шар при замене геля водородом той же температуры.


5. Задача на применение мыслительной операции от конкретного к абстрактному:

Два сосуда объемами V1 и V2заполнены идеальным газом при давлении р1 и р2. Какое установится давление в сосудах, если их соединить между собой. Температура газа постоянна.


6. Задача на применение умственной операции аналогии:

Молекула азота летящая со скоростью v=500м/с ударяется о стенку сосуда, причем направление скорости образует с нормалью к стенке угол 600. Вычислить изменение импульса стенки за время удара, если удар считать упругим.


Продемонстрируем фрагмент второго блока данной компьютерной программы (рисунок 2).

 


Рисунок 2 – Окно компьютерной программы

 

Использовать представленную программу для реализации целенаправленного развития мышления можно как на учебных занятиях физики при закреплении учебного материала, так и в качестве домашнего задания обучающимся.

 

Литература

  1. Понамарева, Е.А. Основные закономерности развития мышления / Е.А. Понамарева // Информатика и образование. – 1999. – № 8. – С. 12-20.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*