Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Региональный компонент в системе обучения русскому народному танцу

24.02.2015 277 411
Калугина Ольга Геннадьевна
Калугина Ольга Геннадьевна, преподаватель

Вятский колледж культуры

В настоящее время молодое поколение обвиняют, и не случайно, в незнании своей истории, языка, национального искусства. Песни, танцы, музыка в обрядовой деятельности всегда служили средством общения, а также способом передачи культурного опыта от поколения к поколению. Именно этот  опыт является памятником культуры, но его нельзя воспринимать как нечто застывшее навсегда, так как это процесс, который продолжается и развивается и в настоящее время. А вот как этот культурный опыт попадёт к будущим поколениям, зависит от нас. Сможем ли мы из этого живого искусства, черпать вдохновение, знания, творчество, а самое главное воспитывать молодое поколение?

Знакомство с образцами Вятского фольклора происходит в рамках междисциплинарного курса «Исполнительская подготовка». Одной из задач является знакомство с общей культурой России через изучение танцевальной культуры народов, населяющих Кировскую область и близлежащих республик, областей, потому что история России - это, прежде всего история русской провинции. Необходимо  привить студентам любовь и глубокий интерес к местной национальной культуре. Студенты колледжа - это будущие руководители хореографических коллективов, педагоги, поэтому одним из ведущих направлений работы самодеятельного хореографического коллектива должно быть развитие многовековых традиций народного творчества, воспитание на них зрителей и артистов. Коллектив, работающий на материале русского танца, не может обходить такие вопросы, как воссоздание образов и идей русского народного танца, сохранение и продолжение танцевальных традиций народного искусства.

Один из разделов посвящен изучению танцев Кировской области и  близлежащих областей и регионов. В основу изучения материала положен метод освоения техники исполнения движений в неразрывной связи с той манерой и характером, которые делают элемент танца истинно национальным. Для освоения многообразия танцевальных манер разучивается небольшой этюд, основой для которого служит подлинный фольклорный образец. Начинается обучение с основных элементов, составляющих танец: ходов, движений рук, поз в парном танце, характерных поворотов и самых разных движений, определяющих его характерную лексику. Здесь же студенты получают и теоретические знания, цель которых познакомить студентов с богатейшей национальной культурой Кировской области, её историей и развитием. Занятия проводятся в форме бесед, практических занятий, самостоятельной работы. Студенты сочиняют комбинации и этюды на региональном материале. Основой для них служит первоисточники - танцы, записанные во время полевых экспедиций. При работе с фольклорным материалом обработке подвергается танцевальное движение. Самое главное найти оптимальный вариант единства композиционной формы танца с танцевальной лексикой, не утратив манеры и характера исполнения фольклорного первоисточника [1].

Русский танец любого региона России, имеет свои неповторимые особенности, которые зависят от географического положения области, истории формирования и развития культуры этого края, традиций и обрядов. Известный вятский писатель П.Маракулин так описал расположение нашего края: «…Кто-то подметил, что контур нашего края напоминает своими очертаниями дымковского петуха. Отстраняюсь от бумаги, прицеливаюсь глазами: лапы воображаемой птицы стоят в казанских степях, голова подпирает Великий Устюг, спина обращена в сторону края Коми, хвост вытянут к Уралу, грудь вдаётся в костромские леса» [5]. Вятский край являет собой территорию, населённую различными этносами, – это исконно проживающие на данной земле русские, а также коми, марийцы, удмурты и татары. Традиции, хореографическая лексика этих народностей повлияла на своеобразную манеру исполнения вятского русского танца.

 Композиционной основой русского танца любого региона неизменно являются его формы - хоровод, пляска и кадриль [4].

Хороводы и игры в хороводах были любимы в Котельническом, Нолинском, Уржумском районах Кировской области. В то же время отмечается, что в некоторых  районах крестьяне даже не имели никакого понятия о хороводах. В северных районах Кировской области  для хороводов характерны яркие картины своеобразного самобытного развития, когда идёт набор в хоровод с «наборными» пригласительными песнями. Иногда таким хождением цепью хоровод и ограничивался, приобретая однолинейный рисунок. В таком случае «вождение» исчерпывалось произвольным змееобразным передвижением по деревне или лужайке. На юге области в Малмыжском районе  сохрани­лись упоминания о двухлинейных хороводах, например «Просо, сеяли», «Утка». Основными рисунками в хороводе Кировской области являются: змейка, капустка, диагонали, улитка, угол, косичка, большой и маленький полукруг, линия два круга.

Более поздней распространённой формой русского танца являетсякадриль. В Кировской области при исполнении кадрили один из танцующих обязательно объявляет название каждой фигуры: «перва», «втора», «задорная», «пужнём девок» и так далее. В парных вращениях, которые имеют названия «Скружить козла», девушка нежно кладёт голову на плечо юноше. Соединённые левая рука юноши и правая рука девушки слегка покачиваются вниз - вверх в такт мелодии.

В Афанасьевском районе до настоящего времени сохранилась круговая кадриль. Все танцующие стоят по кругу. Фигуры и движения весьма замысловатые. Музыкальное сопровождение - гармошка. Наигрыши гармоничные, сугубо местные, своеобразные. Кадриль имеет 6 фигур.

В Нагорском районе (с. Ильмовцы) пляшут кадриль о 6 и 12 коленах. Колена неодинаковые. Кроме этого, в селе есть ещё и чисто мужская пляска. Мужчины и парни берутся за руки в кругу и через одного быстро вытягивают ноги к центру круга, а остальные держат крепко их за руки и продолжают быстро двигаться по кругу. Задача - не подкачать, не уронить на пол товарища. Эта фигура называется «блюдо». Очень интересная в этих местах парная пляска «Улица», когда парами все танцующие становятся в колонну (изображая как бы «улицу»), двигаются ручейком и поют частушки. В этом танце очень замысловатые переходы по парам. В селе Шевырталово танцуют кадриль о 6 коленах, а также танец «козёл» или, как они ещё называют «Тройной козёл». Суть танца в том, что все танцующие стоят в большом кругу, а в центре танцуют трое человек: 2 женщины и 1 мужчина или, наоборот, двое мужчин и одна женщина. Один из танцующих в центре выбирает кого-то из стоящих в кругу и меняется с ним местами.

У Вятского народа есть парная пляска с интересным названием «скружить козла». По- видимому, это тематическая, любовная пляска по своему происхождению. Коза жеманится, а козёл пляшет вокруг неё, придумывает новые коленца, старается её понравиться [2].

Танцы и пляски исполняются по-разному в отдельных областях и местностях. Манера исполнения разная во всех областях и районах и характеризуется своеобразной лексикой, присущей той или иной области.

Танцевальная лексика Вятского края характеризуется своими особенностями:

  • легкий шаг,
  • мелкие дроби: горох, двойной ключ, трилистник, двойная с переступанием, притопы, прыжки на полупальцах.
  • быстрые кружения,
  • замысловатые повороты под рукой,
  • разнообразные по ритму хлопки, исполняемые в парах,
  • оригинальные и необычные положения рук,
  • быстрые скачки, подскоки,
  • разнообразная и своеобразная манера исполнения того или иного танца,
  • оригинальные рисунки,
  • традиционные формы построения,
  • работа с различными атрибутами.

Таким образом, прикосновение к вятскому танцевальному искусству – это один из методов работы по патриотическому воспитанию студентов в современных социокультурных условиях и реализации регионального компонента в системе обучения русскому народному танцу.

 

Список используемой литературы

  1. Богданов, Г.Ф. Несколько шагов к фольклорному танцу [Текст]: учеб. пособие / Г.Ф.Богданов. – М., 1996.
  2. Бологова, М.В. Вятский танцевальный фольклор [Текст]:  сборник метод. Материалов / М.В.Бологова. – Киров: ВГГУ, 2003.
  3. Климов, А.А. Русский народный танец [Текст]: учеб. пособие /  А.А.Климов. – М., 1996.
  4. Мурашко, М. Формы русского танца [Текст] / М. Мурашко. – М., 2006.
  5. Энциклопедия земли вятской [Текст]. – Т.9. – Киров, 1999.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*