Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Программа дополнительного образования по музыкальному воспитанию «Школьный вокально-инструментальный ансамбль»

21.11.2011 1642 14054
Зырянова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск

 I. Пояснительная записка.

I.1. Теоретическое обоснование.

Разработка данной программы дополнительного образования по музыкальному воспитанию школьников обусловлена социальным заказом поиска  оптимальных форм работы с подростками в системе дополнительного образования. Исходными предпосылками  разработки данной программы  явились факторы негативного влияния на процесс развития личности подростка, а именно: периферийность поселка, удаленность его от культурных центров, нереализованные интересы ребенка, эмоциональная депревация, неблагополучное влияние окружающей социальной среды. В основе программы систематизирован опыт  создания детского творческого коллектива на основе многосторонней работы по обучению музыкальной грамоте, развитию вокальных данных, обучению игре на музыкальных электроинструментах, выработке навыков ансамблевой игры, аккомпанированию, развитию творческой личности, способной адаптироваться в современных условиях. Трехгодичная  программа рассчитана на индивидуальную и коллективную работу с подростками возраста 14- 17 лет. Программа состоит из 5 основных разделов: пояснительной записки, учебно-тематического плана, основного содержания, динамики результативности программы, материально-технических условий реализации, списка литературы. Количественный состав групп: от 5 до 8 человек. Наличие материально- технической базы, просторного звукоизолирующего помещения, соблюдение техники безопасности и комплекса воспитательных мер позволяет создать при школе свой вокально-инструментальный ансамбль, который обеспечит конкурентно - способность музыкального коллектива на рынке воспитательно-образовательных услуг и дальнейшее развитие творческой  личности подростка. Программа наиболее удобна в условиях сельских школ и  детских досуговых центров. Программа лабильна и имеет четкую художественно-эстетическую направленность. Программа не имеет аналогов в системе дополнительного образования по уровням и способам освоения содержания образования. Интерес школьников к деятельности  ВИА позволяет привлекать подростков девиантного поведения, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость. Методы и приемы, используемые в программе это: беседы, слушание музыкальных произведений и композиций, наглядный показ, творческие мастерские, мастер- классы, практические и репетиционные занятия. Формы проведения занятий сохраняют, усиливают и развивают естественное побуждение подростка к творческому самовыражению, дополняются прочными теоретическими знаниями, практическими  умениями и навыками владения музыкальными инструментами. В теоретическом разделе программы отражены принципы взаимодействия основного и дополнительного образования: обеспечение непрерывности образования, развитие технологии и идеи личностно - ориентированного  образования, создание условий для формирования опыта творческой самостоятельности подростка и сохранение свободы детского пространства.        Последовательность разделов учебного материала имеет логическую завершенность: теоретические сведения подтверждаются и подкрепляются  практическими занятиями.


Актуальность: программа обеспечивает реализацию социального заказа общества по формированию высоконравственной, духовно богатой личности.

 

I.2. Цель программы: наполнение активным содержанием свободного времени школьников; развитие творческой личности, имеющей навыки самореализации и самовыражения в социуме.


I.3. Задачи программы: приобщение подростков к  основам мировой  музыкальной культуры; развитие музыкально- эстетического вкуса; развитие художественно- самостоятельного творчества; расширение музыкального кругозора; развитие потребности в разумном проведении своего  свободного времени; развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме; формирование гражданско-нравственной позиции, чувства патриотизма.


I.4. Адресат: программа рассчитана на подростков 14-17 лет. В коллектив принимаются все желающие школьники. Первые два года обучения составляют  108 часов (по 3 часа в неделю). Третий год предполагают профессиональное овладение музыкальными инструментами и вокально-ансамблевыми навыками, и составляют 144 часа (по 4 часа в неделю). Срок реализации программы- 3 года.  Оптимальным вариантом преподавания курса  программы «Вокально-инструментальный ансамбль» автором видится педагог, имеющий музыкальное образование. Программа занятий  каждого года обучения составлена в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями подростков. Программа важна тем, что социальная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются необходимой основой для дальнейшей профессиональной деятельности школьников и реализации своих творческих способностей. Программа имеет трехгодичную апробацию и доработана с основой на  результативность  и опыт  работы в условиях сельской школы.

 

II. Учебно-тематический план.

 

I год обучения

 

Содержание и виды занятий

Кол-во часов

Теория

практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Индивидуальные занятия на инструменте.

Постановка голоса.

Основы музыкальной грамоты.

Творческие часы (включая беседы, слушание музыки)

Групповые занятия на инструментах.

Концертные выступления (репетиционные занятия, творческие отчеты, мастер- классы).

28

18

16

12

 

28

6

14

9

10

6

 

14

3

 

14

9

6

4

 

14

3

Итого: 108 часов \ в год.

 

II год обучения

 

Содержание и виды занятий

Кол-во часов

теория

Практика

1.

2.

3.

 

4.

 

5.

6.

 

Основы музыкальной грамоты и гармонии.

Вокально- ансамблевая работа.

Творческие часы (включая беседы, слушание).

Ансамбль (работа с репертуаром, импровизация, аккомпанирование).

Работа с электроаппаратурой.

Концертная деятельность (творческие отчеты, конкурсные выступления)     

12

26

18

 

26

 

10

16

 

6

6

9

 

10

 

6

4

6

20

9

 

6

 

4

12

 

Итого: 108 ч \ в год

 

III год обучения

 

Содержание и виды занятий

Кол-во часов

теория

Практика

1.

 

2.

3.

 

4.

 

 

5.

6.

 

7.

 

8.

 

9.

Основы музыкальной грамоты и гармонии.

Вокально-ансамблевая работа.

Творческие часы (включая беседы, слушание).

Ансамбль (работа с репертуаром, импровизация, аккомпанирование).

Работа с электроаппаратурой.

Звукооператорская деятельность.

Профессионально-ориентированная работа.

Индивидуальная работа с учащимися.

Концертная деятельность (творческие отчеты, конкурсные выступления, участие в школьных мероприятиях)            

10

 

26

14

 

26

 

 

12

18

 

10

 

18

 

18

 

4

 

6

4

 

10

 

 

6

4

 

4

 

9

 

4

6

 

20

10

 

16

 

 

6

14

 

6

 

9

 

14

 

Итого: 144 ч \ в год

 

III. Содержание программы.

 

I год обучения.


Индивидуальные занятия на инструменте.

1. Шестиструнная гитара.

Теоретические сведения:теоретические сведения  основ музыкальной грамоты;  знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте, устройство; настройка; положение гитары при игре в ансамбле, постановка рук, звукоизвлечение,  строй; позиции аккордов, игра с медиатором и без него.

Практическая работа: аккорды и способы их извлечения; приемы игры правой руки (баррэ, арпеджио, игра медиатором); упражнения в пределах 1-3 ладов; упражнения в пределах 3-9 ладов; подбор мелодии по слуху.


2. Ударные инструменты ( малый барабан, хетт, большой барабан).

Теоретические сведения: знакомство с инструментом, устройство, уход за инструментом; основы музыкальной грамоты; нотация  для ударных инструментов. Посадка, постановка рук при игре.

Практические занятия: упражнения для развития рук, координации движений при игре; упражнения для малого барабана (одиночные удары); упражнения для большого барабана и хетта (с ускорением);

ритмические рисунки с ускорением и пунктиром (триоли, форшлаг, синкопа); принципы игры на ударных инструментах; упражнения для подбора по слуху ритмических рисунков.


3. Клавишные инструменты.

Теоретические сведения: основы гармонии и музыкальной грамоты; устройство клавишных инструментов; приемы игры  на клавишных инструментах в ансамбле; уход и правила эксплуатации клавишных инструментов.

Практические занятия: приемы игры одной, двумя руками; клавишные переключения;

упражнения для правой и левой рук; освоение различных видов игры на инструменте; упражнения для подбора по слуху.


4. Постановка голоса.

Теоретические сведения: основы приемов пения и личной гигиены голоса; основы эстрадного исполнения; навыки интонирования и владение голосом, слуховой контроль; понятие атаки звука; особенности вокального пения в ансамбле.

Практическая работа.

певческая установка; упражнения по развитию силы звука; упражнения на развитие дыхания, дикции; работа с микрофоном.


5. Групповые занятия на инструментах.

Теоретические сведения: основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле; музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов; солирующая роль инструментов и вокальной партии.

Практические сведения: ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением; отработка навыков исполнительского мастерства.

Творческие часы: диспуты, дискуссии, тренинговые занятия по сплочения коллектива; рефераты, творческие задания по темам учебно-воспитательного плана; беседы по манерам поведения на сцене и правилам исполнительского мастерства; концертные выступления в классах, на школьных тематических вечерах.


6. Концертная деятельность (творческие отчеты)

Теоретические сведения: основы исполнительского мастерства, правила поведения на сцене; понятие об ансамбле, принципы исполнительского мастерства;  рефераты, дискуссии, диспуты, беседы.

Практические занятия: участие в классных мероприятиях, школьных праздниках, творческие встречи с другими группами школьного ВИА (творческий отчет)


II год обучения.


1. Электрогитара.

Теоретические сведения: основы музыкальной грамоты (приемы игры на гитаре, звукоизвлечение, принципы построения аккордов); правила эксплуатации инструмента, подключение, хранение,  возможности электрогитары; игра медиатором; ритмические рисунки и солирующие партии электрогитары.

Практические сведения.

функции бас - гитары, ритм- гитары в ансамбле; виды игры на гитарах ( бас и ритм- гитарах); аккордовые и гаммаобразные упражнения; солирующие партии инструментов в ансамбле; побор по слуху отрывков музыкальных композиций и фрагментов песен; импровизация и элементы джаза.


2. Ударные инструменты.

Теоретические сведения: устройство и расположение инструмента на концертных  выступлениях; возможности инструмента ( партии для малого , большого барабана, хетта); координация рук и ног; правила эксплуатации инструмента.

Практические занятия: игра совместно с инструментами ансамбля; солирующие партии ударных инструментов в музыкальных композициях; подбор по слуху ритмических рисунков; импровизация, создание собственного стиля игры на инструменте.


3. Клавишные инструменты.

Теоретические сведения: роль клавишного инструмента  в ансамбле; возможности и обоснование приемов переключения; приемы игры в разных стилях; джазовые импровизации; основы ансамблевой игры.

Практические сведения: исполнение простых по композиции песен, мелодий; создание собственного стиля игры (элементы импровизации, джаза); развитие навыка ансамблевой игры; отработка навыков исполнительского мастерства.


4. Постановка голоса.

Теоретические сведения: гигиена голоса и слуха; интонирование и певческое дыхание, дикция при исполнении; правила работы в ансамбле (с микрофоном); приемы двухголосия; джазовые импровизации.

Практические сведения: работа над репертуаром; ансамблевая работа (пение дуэтом, трио, солирующие партии); создание собственного стиля исполнения; работа с микрофоном.


5. Ансамблевая работа.

Теоретические сведения: функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка инструментов; работа с монитором; аранжировка и импровизация.

Практическая работа: работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху произведений российской и зарубежной эстрады.


6. Творческие часы. Концертные выступления.

Теоретические сведения: основы техники безопасности при массовых мероприятиях; подключение, баланс, настройка инструментов; хранение и использование аппаратуры в условиях школы.

Практическая работа: участие в школьных, поселковых  и городских культурных мероприятиях; проведение творческих часов,  совместно  с группами первого года обучения; творческие отчеты и вечера группы второго года обучения; концертные выступления; участие в мастер- классах.


III  год обучения.


1. Вокально-ансамблевая работа.

Теоретические сведения: основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; роль ВИА в жизнедеятельности школы; роль каждого инструмента в ансамбле; принципы исполнительского мастерства; чистота исполнения, строй, единство темпа и ритма в ансамбле; импровизация, создание собственного стиля исполнения, аранжировка песен; солирующая роль инструментов ансамбля; работа с вокалистами ( использование элементов джаза); понятие о музыкальных стилях и направлениях современности; средства музыкальной выразительности, используемые в ансамбле.

Практическая работа: подключение, настройка инструментов, звуковой баланс ансамбля; игра в разных музыкальных стилях; солирующие партии для инструментов; гармония, подбор по слуху музыкальных произведений; создание и игра в собственном стиле и манере исполнения; подчинение аккомпанемента единым требованиям при игре в ансамбле; ритмические аранжировки, импровизация, самостоятельное детское творчество.


2. Основы музыкальной грамоты.

Теоретические сведения: устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента в ансамбле; подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечений и вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха;

Практические занятия: упражнения с использованием импровизаций, элементов джаза и аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений ( разбор партий); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном стиле ( работа с репертуаром); работа постановке голоса, работа над дикцией, отработка певческих навыков; аккомпанирование.


3. Работа с электроаппаратурой

уход и эксплуатация музыкальных инструментов в условиях школы; настройка, подключение, работа с монитором, микрофоном, звуковой баланс; основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; запись фонограмм; ревизирование соединительных шнуров, штекеров.


4. Концертная (творческая) деятельность.

Теоретические сведения: основы исполнительского мастерства; творческие рефераты, диспуты , дискуссии; беседы, слушание лучших композиций российской и зарубежной эстрады.

Практические занятия: музыкальное оформление школьных вечеров, дискотек; участие в школьных, поселковых и городских мероприятиях, фестивалях, конкурсах; творческие часы, отчеты, практические занятия, совместно с учащимися 2 и 3 года обучения; участие в мастер- классах; гастрольная деятельность ВИА в окружном масштабе.


5. Звукооператорская деятельность.

Теоретические сведения: выстраивание инструментов ансамбля по камертону; работа звукооператора, роль, его участие в проведении концертных номеров; звукозаписывающие устройства (строение, принцип звукозаписи); баланс звука; акустика зала.; устройство пульта, значение верхних и нижних частот монитора; усилительная аппаратура: строение, роль, мощность, возможности.

Практические навыки: звукобаланс микрофонов (акустика, выстраивание звука в зале); регулирование звука на мониторе (выстраивание частот); звукозапись инструментов (минусовка); запись фонограмм ансамблевой игры; звукооператорская деятельность во время школьных мероприятий.


6. Профессиональное ориентирование школьников.

Теоретические сведения: беседы о направлениях в музыке и тенденциях музыкальных направлений; встречи с представителями профессий звукооператора и музыкантами- исполнителями (СДК, КДСК, музыкальные школы); обучение умению составлять личностно-ориентированный план; составление личностной базы данных своих умений и навыков, интересов и склонностей; информация о поступлении и дальнейшем обучении воспитанников в музыкальных училищах.

Практические навыки: экскурсии в ДК, КДСК (цель: расширение кругозора воспитанников о профессиональной деятельности представителей профессий, связанных с звукооператорской работой, вокально-инструментальным направлением и т.д.); профессиональные пробы воспитанников (концертная деятельность); записи произведений собственного сочинения и исполнения (альбом группы),  концертные выступления;


7. Индивидуальная работа.

Теоретические сведения: солирующая роль каждого инструмента в ансамбле; подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы музыкальной грамоты; аранжировка и импровизация на инструментах; основы построения секстаккордов и септаккордов; хроматические гаммы;

вариации на заданные темы; основы джазового исполнения.

Практическая работа: исполнение ранее изученных произведений с вариациями и собственной аранжировкой; подбор по слуху музыкальных произведений; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; записи произведений собственного сочинения и исполнения (альбом группы); участие и проведение  мастер- классов для учащихся 1-2 года обучения; проведение собственных творческих вечеров; гастрольная деятельность ВИА в окружном масштабе.

 

IV. Диагностика эффективности реализации образовательной программы.

 

Тестовые задания для учащихся первого  года обучения

  1. Понятия о средствах музыкальной выразительности.
  2. История, устройство инструмента, виды и функция инструмента в ансамбле: гитара, клавишные, ударные.
  3. Обозначение аккордов (ритмические рисунки для ударных инструментов)
  4. Понятия о стилях музыки, направлениях музыкального искусства.
  5. Гигиена слуха и голоса.
  6. Правила техники безопасности при игре в ансамбле.
  7. Самостоятельное исполнение 1-2 произведений разного характера.

Тестовые задания для учащихся второго года обучения

  1. Принципы игры и вокального исполнения в ансамбле.
  2. Функция каждого инструмента в ансамбле ( настройка)
  3. Самостоятельное исполнение 2-4 произведений.
  4. Техника безопасности при работе на электроинструментах.
  5. Уход за инструментами и настройка гитары, рабочего барабана.
  6. Понятие импровизации и аранжировки музыкальных произведений.
  7. Принципы игры в вокально-инструментальном ансамбле.

Тестовые задания для учащихся третьего года обучения

  1. Правила техники безопасности при работе с электроаппаратурой.
  2. Функции и назначение инструментов ансамбля.
  3. Понятие аранжировка и импровизация (на примере песен собственного сочинения)
  4. История российских  и зарубежных рок- групп («Кино», «Машина времени», «Алиса», «Ария», «Scorpion», «ДДТ» и др.)
  5. Истоки джаза.
  6. Исполнение песен в разных стилях и с использованием собственной манеры игры (от 3 до 5 произведений)
  7. Особенности организации вокально-инструментального ансамбля (принципы, звуковая аппаратура и т. д.)
  8. Составление проекта собственного концертного выступления.
  9. Основы звукооператорской работы.
  10. Мой сценический образ.

Перечень рефератов и творческих работ для учащихся школьного ВИА:

  1. «История российского рока»
  2. «Бардовская песня»
  3. «Рассказ о моем ВИА»
  4. «Музыка  в кино»
  5. «Каким я хочу быть музыкантом?»
  6. «Традиции российского рока»


V. Материально-технические условия  реализации программы.

Материально- техническое оснащение школьного ВИА  должно соответствовать  определенным нормам и требованиям. Инструменты ансамбля необходимо подбирать хорошего качества, соответственно с современным запросами общества. Оснащение вокально-инструментального ансамбля может быть следующее: акустическая гитара (2-4 шт.); электрогитары ( бас и ритм, соло- гитара); ударная установка (бас- бочка, хетт, малый барабан, альтовый барабан, тарелки); клавишные  инструменты (электросинтезатор); микрофоны(2-4 шт.); микшерный пульт, усилитель, колонки (мощностью не менее 150 Вт), монитор, наушники, стереомагнитофон, гитарный процессор, звукоисказитель для электрогитары, стойки для микрофонов (2-3 шт.),библиотека музыкальной  литературы для учащихся и педагога. Группа первого года обучения может включать в себя от 8 до 15 человек. На втором году обучения состав ансамбля не должен превышать 5-8 человек, в зависимости от наличия инструментов и солистов группы. Аудитория проведения занятий должна быть звукоизолирующей, инструменты тщательно настроены, их  звучание  умеренное.

 Ансамблевая и концертная деятельность на третьем, четвертом и пятом году обучения является ведущей. Творческие и конкурсные выступления включают в себя репетиционные часы  (до трех часов в неделю, соответственно учебно-тематическому планированию). Проверкой эффективности усвоения программы являются творческие отчеты, публичные выступления, участие в мастер- классах, гастрольная деятельность. Правильно подобранный репертуар группы способствует формированию нравственного потенциала, развитию эстетического вкуса, техническому росту коллектива, определяет его лицо и в целом профессиональное самоопределение школьников.

Литература:

  1. Ровнер В. «Работа самодеятельного вокального ансамбля», Сб-П.,1983г.
  2. Огородников Д. «Воспитание певца в самодеятельном ансамбле», К., 1980 г.
  3. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аксенов А, М., 1999г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*