Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация самостоятельной работы по сольфеджио в рамках МДК музыкально-теоретической подготовки

20.02.2015 863 1336
Кропотина Ольга Викторовна
Кропотина Ольга Викторовна, преподаватель

Вятский колледж культуры

В федеральной концепции модернизации российского образования в качестве приоритетной поставлена задача повышения качества образования и его соответствия современным требованиям и потребностям рынка труда. Сегодня каждому преподавателю приходится отвечать на очень важные вопросы: какие использовать образовательные технологии, соответствующие современному уровню образования, какие выбрать формы организации учебного процесса, методы и средства обучения, как обеспечить формирование профессиональной культуры специалиста на основе теоретических знаний и т.д. Каждый преподаватель вправе выбирать близкую ему педагогическую концепцию. Цель – научить учиться – особенно удачно реализуется в системе развивающего обучения, когда учебная деятельность включает  себя самостоятельную работу студентов, позволяющую наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение от незнания к знанию, отслеживать качество усвоения знаний и умений [1].

Огромную роль в организации самостоятельной работы студентов играет мотивация. Основные виды мотивации самостоятельной работы студентов:

  1. Внешняя мотивация – зависимость профессиональной карьеры от результатов учебы в образовательном учреждении. К сожалению, этот фактор пока работает не эффективно, но решение данного вопроса видится в недалеком будущем.
  2. Внутренняя мотивация – склонности студента, его способности к учебе в образовательном учреждении.  Для развития внутренней мотивации в колледже существуют учебные творческие коллективы, которые развивают творческие возможности обучающихся и являются площадкой для развития профессиональных практических умений.
  3. Учебная мотивация – проявляется в понимании студентом полезности выполняемой работы. Требуется настраивать студента на важность практических заданий, как в плане профессиональной подготовки, так и в плане расширения кругозора, эрудиции специалиста.

Эффект от самостоятельной работы студента можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в учебном заведении.

Необходимо убедительно показать (доказать) студенту, что результаты СРС помогут ему лучше понять лекционный материал, разобраться в ситуационных задачах и т.д.

Преподавателю самому важно определиться с объемом, видами и сроком СРС. Это отражается в рабочей программе, в календарно-тематическом плане.

Студент должен знать, какой объем работы ему предстоит выполнить, рассчитывать свои силы и время. График СРС включает обязательные и рекомендуемые самостоятельные работы [2].

К обязательным самостоятельным работам относятся задания по интонированию, сольфеджированию, развитию слухового анализа, музыкальному диктанту, импровизации.

Виды самостоятельной работы студентов разнообразны. Репродуктивные задания нацелены на освоение и воспроизведение знаний и умений: пение гамм, исполнение различных видов упражнений на развитие музыкального слуха, памяти и ритма; написание мелодических и ритмических диктантов в различных тональностях и разного уровня сложности. Эти задания вызывают у студентов интерес и желание совершенствовать свои профессиональные умения и знания, воспитывают собранность и внимание.

Конструктивные задания способствуют достижению качественного результата: допевание мелодии до тоники,  досочинение фраз, предложений, периода; запись партитуры, выученной дома наизусть, в классе без инструмента, только при помощи активной работы внутреннего слуха; подбор известных или выученных в классе мелодий на инструменте с последующей записью.

Творческие задания связаны с сочинением и импровизацией: подголосков к народным попевкам и песням; двухголосных канонов на заданную и оригинальную тему; вариантов мелодии на данные ритмы в ладах народной музыки.

Таким образом, студент постепенно овладевает важнейшими профессиональными компетенциями, составляющими суть профессии  руководителя любительского творческого коллектива, преподавателя. Самостоятельная работа повышает мотивацию студентов к серьезному овладению профессией, воспитывает позитивные взаимоотношения, волевые качества, а также строгий самоконтроль.

Рекомендательные самостоятельные работы адресуются обучающимся, стремящимся к значительному углублению, расширению знаний и умений. Это как правило студенты, поступающие в колледж с музыкальной подготовкой. К таким заданиям относятся: подбор гармонического фактурного аккомпанемента к популярным песням; импровизация заданного ритмического рисунка, либо стихотворного текста; построение вопросно - ответных тем; чтение и применение дополнительной литературы, обогащающей профессионально. Рекомендательные самостоятельные работы – это не самоцель, а деятельность студента, которая дает много для активизации слуха, памяти, воображения. Обучающиеся лучше запоминают не тот материал, который многократно повторяют, а тот, с которым они работают творчески. Они не просто запоминают музыкальную тему, напев песни, а как бы в творческом созидании прослушивают мотив в разных вариантах разной «раскраске». Как показывает опыт работы, такие задания остаются в памяти на долгое время, способствуют накоплению музыкально – слуховых представлений, развивают музыкальную память, воображение. В координации всех способностей – залог эффективной работы.

Особое внимание следует уделять контролю подготовки студентов к занятиям, качественной работе над рекомендованной литературой и информационными материалами. Контроль в СРС должен не быть самоцелью для преподавателя, а стать мотивирующим фактором образовательной деятельности студента [2].

Вид самостоятельной работы

Результат самостоятельной работы

Эффективность

Всего

«5»

«4»

«3»

«2»

Сольфеджирование одноголосных примеров в неполных ладах, в натуральном мажоре и в трех видах минора.

9

5

2

2

 

Задание выполнено всеми студентами.

Для повышения качественного показателя усилить тренинг с обучающимися по интонированию неполных ладов, натурального мажора и трех видов минора.

Сольфеджирование одноголосных примеров, включающих диатонические и хроматические интервалы.

9

4

3

2

 

Задание выполнено всеми студентами. Для повышения качественного показателя усилить упражнения на пение диатонических и хроматических интервалов в тональном материале.

Сольфеджирование одноголосных музыкальных примеров с использованием трезвучий и их обращений.

9

4

2

3

 

Задание выполнено всеми студентами. Для повышения качественного показателя исполнять интонационные упражнения с использованием ходов по звукам восходящих и нисходящих трезвучий, секстаккордов и квартсекстаккордов мажора и минора.

Сольфеджирование номеров из учебника с подбором аккомпанемента из разученных аккордов.

9

3

2

4

 

Задание выполнено всеми студентами. Для повышения качественного показателя упражняться в подборе басового голоса с использованием главных ступеней лада; осуществлять мелодизацию баса; гармонизацию половинной и полной каденции.

Подводя итог, можно отметить следующее: самостоятельная работа (аудиторная и внеаудиторная) необходима, так как она повышает культуру умственного труда, развивает умение самостоятельно приобретать и углублять знания, воспитывает чувство ответственности, столь необходимое в будущей профессиональной деятельности [2].

 

Литература

  1. Дашиева, Л.Д. Входной контроль и организация самостоятельной работы первокурсников в процессе преподавания физики [Текст] / Л.Д. Дашиева // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 6. – С.139 – 143. – (Организационная работа).
  2. Визняк, Г.А. Анализ готовности колледжа к самостоятельной учебной работе [Текст] / Г.А. Визняк // Среднее профессиональное образование. -  2011. - № 5. – С.145 – 150. – (Организационная работа).
  3. Плесконосова, Н.А. Формирование профессиональных компетенций у студентов музыкантов средствами компьютерных слуховых пособий [Текст] / Н.А. Плесконосова // Среднее профессиональное образование. -  2012. - № 1. – С.30 – 32. – (Модернизация образования).



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*