Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ федеральной концепции модернизации российского образования в качестве приоритетной поставлена задача повышения качества образования и его соответствия современным требованиям и потребностям рынка труда. Сегодня каждому преподавателю приходится отвечать на очень важные вопросы: какие использовать образовательные технологии, соответствующие современному уровню образования, какие выбрать формы организации учебного процесса, методы и средства обучения, как обеспечить формирование профессиональной культуры специалиста на основе теоретических знаний и т.д. Каждый преподаватель вправе выбирать близкую ему педагогическую концепцию. Цель – научить учиться – особенно удачно реализуется в системе развивающего обучения, когда учебная деятельность включает себя самостоятельную работу студентов, позволяющую наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение от незнания к знанию, отслеживать качество усвоения знаний и умений [1].
Огромную роль в организации самостоятельной работы студентов играет мотивация. Основные виды мотивации самостоятельной работы студентов:
Эффект от самостоятельной работы студента можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в учебном заведении.
Необходимо убедительно показать (доказать) студенту, что результаты СРС помогут ему лучше понять лекционный материал, разобраться в ситуационных задачах и т.д.
Преподавателю самому важно определиться с объемом, видами и сроком СРС. Это отражается в рабочей программе, в календарно-тематическом плане.
Студент должен знать, какой объем работы ему предстоит выполнить, рассчитывать свои силы и время. График СРС включает обязательные и рекомендуемые самостоятельные работы [2].
К обязательным самостоятельным работам относятся задания по интонированию, сольфеджированию, развитию слухового анализа, музыкальному диктанту, импровизации.
Виды самостоятельной работы студентов разнообразны. Репродуктивные задания нацелены на освоение и воспроизведение знаний и умений: пение гамм, исполнение различных видов упражнений на развитие музыкального слуха, памяти и ритма; написание мелодических и ритмических диктантов в различных тональностях и разного уровня сложности. Эти задания вызывают у студентов интерес и желание совершенствовать свои профессиональные умения и знания, воспитывают собранность и внимание.
Конструктивные задания способствуют достижению качественного результата: допевание мелодии до тоники, досочинение фраз, предложений, периода; запись партитуры, выученной дома наизусть, в классе без инструмента, только при помощи активной работы внутреннего слуха; подбор известных или выученных в классе мелодий на инструменте с последующей записью.
Творческие задания связаны с сочинением и импровизацией: подголосков к народным попевкам и песням; двухголосных канонов на заданную и оригинальную тему; вариантов мелодии на данные ритмы в ладах народной музыки.
Таким образом, студент постепенно овладевает важнейшими профессиональными компетенциями, составляющими суть профессии руководителя любительского творческого коллектива, преподавателя. Самостоятельная работа повышает мотивацию студентов к серьезному овладению профессией, воспитывает позитивные взаимоотношения, волевые качества, а также строгий самоконтроль.
Рекомендательные самостоятельные работы адресуются обучающимся, стремящимся к значительному углублению, расширению знаний и умений. Это как правило студенты, поступающие в колледж с музыкальной подготовкой. К таким заданиям относятся: подбор гармонического фактурного аккомпанемента к популярным песням; импровизация заданного ритмического рисунка, либо стихотворного текста; построение вопросно - ответных тем; чтение и применение дополнительной литературы, обогащающей профессионально. Рекомендательные самостоятельные работы – это не самоцель, а деятельность студента, которая дает много для активизации слуха, памяти, воображения. Обучающиеся лучше запоминают не тот материал, который многократно повторяют, а тот, с которым они работают творчески. Они не просто запоминают музыкальную тему, напев песни, а как бы в творческом созидании прослушивают мотив в разных вариантах разной «раскраске». Как показывает опыт работы, такие задания остаются в памяти на долгое время, способствуют накоплению музыкально – слуховых представлений, развивают музыкальную память, воображение. В координации всех способностей – залог эффективной работы.
Особое внимание следует уделять контролю подготовки студентов к занятиям, качественной работе над рекомендованной литературой и информационными материалами. Контроль в СРС должен не быть самоцелью для преподавателя, а стать мотивирующим фактором образовательной деятельности студента [2].
Вид самостоятельной работы |
Результат самостоятельной работы |
Эффективность |
||||
Всего |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
||
Сольфеджирование одноголосных примеров в неполных ладах, в натуральном мажоре и в трех видах минора. |
9 |
5 |
2 |
2 |
|
Задание выполнено всеми студентами. Для повышения качественного показателя усилить тренинг с обучающимися по интонированию неполных ладов, натурального мажора и трех видов минора. |
Сольфеджирование одноголосных примеров, включающих диатонические и хроматические интервалы. |
9 |
4 |
3 |
2 |
|
Задание выполнено всеми студентами. Для повышения качественного показателя усилить упражнения на пение диатонических и хроматических интервалов в тональном материале. |
Сольфеджирование одноголосных музыкальных примеров с использованием трезвучий и их обращений. |
9 |
4 |
2 |
3 |
|
Задание выполнено всеми студентами. Для повышения качественного показателя исполнять интонационные упражнения с использованием ходов по звукам восходящих и нисходящих трезвучий, секстаккордов и квартсекстаккордов мажора и минора. |
Сольфеджирование номеров из учебника с подбором аккомпанемента из разученных аккордов. |
9 |
3 |
2 |
4 |
|
Задание выполнено всеми студентами. Для повышения качественного показателя упражняться в подборе басового голоса с использованием главных ступеней лада; осуществлять мелодизацию баса; гармонизацию половинной и полной каденции. |
Подводя итог, можно отметить следующее: самостоятельная работа (аудиторная и внеаудиторная) необходима, так как она повышает культуру умственного труда, развивает умение самостоятельно приобретать и углублять знания, воспитывает чувство ответственности, столь необходимое в будущей профессиональной деятельности [2].
Литература
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.