Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Опыт использования регионального компонента для повышения социальной значимости среднего профессионального образования

19.02.2015 309 476
Рыжиков Сергей Николаевич
Рыжиков Сергей Николаевич, преподаватель

Лебедянский торгово-экономический техникум

Разработка содержания регионального компонента может быть отнесена к категории интегративных проблем высокого порядка сложности, разрешение которых нуждается в синтезе различных подходов и факторов.

Формирование регионального компонента продиктовано необходимостью:

  • создания единого образовательного пространства России;
  • обеспечения преемственности между уровнями и ступенями обучения;
  • создания условий для личностно-ориентированной педагогической деятельности и усвоения обучающимися федеральных государственных стандартов образования.
  • соблюдения федерального закона «Об образовании в РФ», чем исключается возможность замкнутости и изолированности региональной системы образования.

Использование регионального компонента в обучении студентов менеджеров осуществляется на теоретических и практических занятиях, в ходе практики по профилю специальности и стажировки.

Студенты проходят практику и стажировку на предприятиях Лебедянского района и Липецкой области:

ОАО «Строймаш», ООО «Лебедянь Молоко», ООО «Лемаз», ООО «Лебедянский», ЗАО «Агрофирма им. 15-ти лет Октября», ФОАО «Липецкхлебмакаронпром» Данковский хлебозавод», Данковский районный союз потребительских обществ, ЗАО «Мясокомбинат «Данковский», ОАО «Краснинский молзавод», ООО «Краснинский хлебозавод», ООО «Агрофирма «Колос».

Основными итогами практики у студентов менеджеров являются:

  • развитие профессионального мышления;
  • отработка умений применять методы психодиагностики на практике;
  • освоение приемов изучения и анализа межличностных отношений в коллективе;
  • овладение профессиональными умениями по планированию потребности в трудовых ресурсах;
  • закрепление умений по набору и отбору кадров;
  • проверка профессиональной готовности будущего специали­ста к самостоятельной трудовой деятельности в должности менеджера.

Итогами практики и стажировки является глубокое изучение и  строгое соблюдение правил охраны труда, техники безопасности:

  • ­активное участие в общественной жизни по месту практики;
  • ­структуры, трудовых ресурсов, устава организации, её связи с внешней средой;
  • ­прав и обязанностей менеджеров разных уровней, специалистов;
  • ­порядка организации процесса управления;
  • ­работы менеджера по управлению персоналом.

Одна из важных задач студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент (по отраслям)» приобретение навыка по построению организационной структуры предприятия, составление миссии, разработка мероприятий, направленных на развитие организационной культуры.

Студенты участвовали в научно-практической конференции «Организационная структура управления. Пути преобразования» и «Миссия – философия деятельности организации».

Научно-практическая конференция «Организационная структура управления. Пути преобразования» состояла из 2 частей: часть 1 «Теоретические основы совершенствования системы управления предприятием»; часть 2 «Современные тенденции проектирования гибких структур». Со вступительным словом и докладом «Ознакомление со структурой Г(О)БОУ СПО «ЛТЭТ» выступил преподаватель С.Н. Рыжиков.

Студенты прослушали доклады на темы: «Департаментализация», «Новые типы организаций», «Применение информационных технологий», «Проектирование плоских организационных структур». Была показана презентация.

На конференции «Миссия – философия деятельности организации» выступили студенты с докладами: «Что такое миссия организации?», «Миссия и управление компанией», «Миссия и управление персоналом», «Конструирование миссии», «Организация как система управления», «Миссия как атрибут открытой системы», «Менеджмент как управляющая подсистема, «Взаимосвязь между организацией и внешней средой».

В заключении преподаватель С.Н. Рыжиков сделал сообщение о вариантах миссии техникума, которые предложили студенты, и ознакомил студентов с «Положением о корпоративной культуре «Лебедянский торгово-экономический техникум».

Студенты составили «Программу организационной культуры ЛТЭТ». Цель программы организационной культуры повысить эффективность деятельности техникума в целом; создание условий для формирования в техникуме сообщества преподавателей и студентов, основанного на стремлении к улучшению качества подготовки специалистов.

Студентами на занятиях по учебной практике были построены организационные структуры предприятий: Лебедянские вести, ООО «ЛеМаз», ОАО «Строймаш», информационной основой послужили данные штатных расписаний предприятий.

Студенты Михайлова Т. и Мордасова Т. приняли участие в региональной студенческой научно-практической конференции «Модернизация региональной экономики: содержание, условия, перспективы (глазами молодежи)». Конференция проходила в Липецком институте управления.

Михайлова Татьяна дала интервью программе «Молодежный вестник» Российского радио. Она рассказала о теме своей исследовательской работы, раскрыла значение программно-целевого управления и рассказала о том, какие целевые программы районного значения приняты в Лебедянском муниципальном районе.

Студенты приняли участие в работе секции «Модернизация муниципального сектора экономики: парадигма, механизм реализации».

Михайлова Татьяна выступила с докладом об исследовательской работе на тему «Программно-целевое управление развитием Лебедянского муниципального района Липецкой области». Студенты задавали вопросы и обсуждали представленный доклад.

Мордасова Тамара выступила с докладом «Формирование и развитие организационной культуры администрации Лебедянского муниципального района».

Студентка 2 курса группы «Д» Бочарова Мария приняла участие в ежегодной межвузовской студенческой научно-практической конференции «Молодежь в глобализирующемся экономическом пространстве», которая состоялась в ЛФ АОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов». М. Бочарова выступила с докладом «Совершенствование организационного климата в Лебедянском торгово-экономическом техникуме через методы духовно-нравственного воспитания». В своём выступлении студентка подчеркнула, что «создание системы духовно-нравственного воспитания молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращения поколению XXI века православной веры, свободы, семьи, родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир». За участие в конференции студентка была награждена грамотой.

Состоялось награждение победителей областного фестиваля научно-технического творчества молодежи «НТТМ». Дипломом второй степени и ценными подарками были награждены студенты группы 3 «Д» Т.В. Мордасова и Ю.С. Зотова за научный проект «Направления и методы формирования корпоративной культуры муниципальных служащих администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области».

Преподаватель участвовал во 2 Всероссийской педагогической конференции «Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях», его статья о «создание эффективной системы трудоустройства молодых специалистов», была посвящена проблемам трудоустройства студентов. Материалы статьи были опубликованы в сборнике конференции.

Преподаватель участвовал во внутритехникумовском конкурсе «Реализация компетентностно-ориентированных педагогических технологий в образовательном процессе» в номинации «Технологии социально-профессионального воспитания» и представил на конкурс Программу «Духовно-нравственное воспитание студентов «Лебедянского торгово-экономического техникума».

Цель исследования – выявить степень сплоченности студентов для решения общегрупповых задач, определить уровень морального климата в коллективе, экспериментально демонстрировать применение социометрии как метода изучения отношений в малых группах.

Задачи исследования: рассмотреть малую группу как объект социологического и социально-психологического исследования; изучить процесс развития социометрии как науки; продемонстрировать использование социометрии как метода изучения структуры межличностных отношений в малой группе.

Методы исследования: анализ научной литературы; метод социометрии; анализ полученных данных.

Студенты выполнили задания семинара по дисциплине «Стратегический менеджмент» на тему «Внешние и внутренние стратеги организации». Определять внешние и внутренние стратегии компании, составлять SWOT-анализ, профиль среды, ЖЦТ, миссию организации в широком и узком смысле, научиться проводить анализ и оценку факторов внутренней среды предприятия, анализировать показатели роста, определять распределение затрат; выявлять отраслевые КФУ и резервы роста производительности труда, использовать профессионализм менеджмента для реализации сильных сторон организации; определять возможности и угрозы внешней среды; определять стратегию бизнеса предприятия; оценивать стратегию бизнеса предприятия; научить выявлению главных характеристик организационной стратегии и имеющихся конкурентных преимуществ; использовать сильные стороны и благоприятные возможности для успешной конкурентной борьбы. Семинар был проведен на основании правовых документов и хозяйственной деятельности предприятий: ОАО «Краснинский хлебозавод», ОАО «Лебедянский», СХПК «Русь», ООО «ЛеМаЗ», ООО «Борец», ОАО «Строймаш», Лебедянский муниципальный район, Липецкий МСЦ, ОАО «Заря», Липецкий цементный завод, Липецкий хладокомбинат, ЗАО «Компания «Ассоль», ЗАО «Агрофирма 15 лет Октября», СХПК «Новоникольское», СХП «Алтухово», ЗАО «Левтолстойдорстройсервис», ОАО «Прогресс».

Преподаватель принял участие в I Всероссийском конкурсе проектов и программ в области экономического образования Конкурс 2011-2012 года, проводимый Центром исследования социальных инноваций. На конкурс были представлены работы «Управление развитием персонала администрации Лебедянского муниципального района», «Духовно-нравственное воспитание студентов «Лебедянского торгово-экономического техникума», «Реинжиниринг учебного процесса в системе среднего профессионального образования посредством учебно-методического комплекса по специальности «Менеджмент (по отраслям)».

На Всероссийский конкурс молодёжных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – моя Россия» Дятловым Алексеем Андреевичем, студентом 2-го курса группы «В» подготовлен проект, направленный на стратегическое социально-экономическое развитие российских городов и сёл (увеличение инвестиционной привлекательности территории, развитие внутреннего туризма, создание механизмов пополнения бюджета за счёт региональных/местных налогов и сборов, создание дополнительных рабочих мест, улучшение качества жизни населения). Название проекта «Создание Центра телефонных обращений (операторского колл-центра) при Многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области».

Было сделано сообщение об организационной культуре техникума в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования», им была подготовлена статья «Формирование действенной организационной культуры в Лебедянском торгово-экономическом техникуме»; определил проблемы студенчества в сборнике Международной заочной научно-практической конференции «Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы» в статье «Становление личности и самореализации студентов в процессе работы клуба «Лидер».

Использование регионального компонента на занятиях носит интегративный комплексный характер, позволяет учебному заведению гибко реагировать на заказ региона по подготовке специалистов. Региональный материал используется для расширения и углубления основных тем и разделов базового содержания рабочих программ.

Содержание регионального компонента в ходе учебных занятий обеспечивает реализацию эффективной профессиональной подготовки специалистов среднего звена.

Опыт внедрения регионального компонента на занятиях в Лебедянском торгово-экономическом техникуме позволяет пополнить страну не только высококлассными, мобильными специалистами, осуществляющим подъем национальной экономики России, но и гармоничными личностями с высокоразвитым чувством ответственности, гуманности к окружающим людям, воспитанных в духе патриотизма к своей Родине.

Региональный компонент формирует у студентов не столько академические знания, но, прежде всего, способность трудиться, жить и адаптироваться в быстро меняющемся мире.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*