Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

План-конспект урока учебной практики на тему «Пайка резисторов на печатных платах»

18.02.2015 1305 2158
Пахоля Елена Владимировна
Пахоля Елена Владимировна, мастер производственного обучения

Профессиональный лицей №55 г.Россоши

Цели урока:

  • обучающая: научить учащихся подготавливать паяльник для выполнения работ, научить выполнять формовку радиоэлементов и выполнять их пайку;
  • развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, предвидеть возможные неисправности, формировать у учащихся анализировать свои действия, развивать умение в оперативности мышления, сформировать умения и навыки самостоятельного труда;
  • воспитательная: воспитывать у учащихся сознательное отношение к труду, чувство ответственности за полученный результат, воспитывать аккуратность в работе.

Методы обучения:

  • словесный - информационная беседа, эвристическая беседа, фронтальная объяснительная беседа, устный инструктаж, погружение в профессию;
  • наглядный - показ трудовых приёмов, работа со схемами и плакатами;
  • практический – работа с алгоритмами трудовых действий, практические задания, работа с инструкционными картами.

Формы организации учебно-производственной деятельности учащихся: фронтальная и групповая.

Материально-техническое оснащение:

  • технические средства обучения: инструкционные карты, критерии оценок, карточки тестов;
  • мультимедийное оборудование: компьютеры, проектор, документ – камера;
  • электромонтажный инструмент: электропаяльник, канифоль, припой, платы, радиодетали;
  • спецодежда.

Критерии оценок:

«Отлично» - работа выполнена самостоятельно в полном объёме, согласно инструкционной карте.

Учащийся уложился в норму времени.

Технически грамотно ответил на контрольные вопросы.

Соблюдал трудовую дисциплину.

Умело пользовался технической литературой.

Соблюдал порядок на рабочем столе.

«Хорошо» - работа выполнена в полном объёме с незначительными недочётами.

Учащийся уложился в норму времени.

Имелись недочёты при ответах на контрольные вопросы.

«Удовлетворительно» - работа выполнена  в полном объёме, но с помощью мастера.

Работа выполнена не в полном объёме.

 

Организация и ход урока.

 

1.Организационный момент-5 мин.

1.1. Проверка явки учащихся.

1.2. Проверка готовности рабочих мест и учащихся к уроку.

На доске эпиграф: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться!»

 

2. Вводный инструктаж - 25 мин.

2.1. Целевая установка:

2.1.1. Сообщить тему урока.

2.1.2. Разъяснить цели урока

2.1.3. сообщить о форме проведения урока.

Заказчик, приехавший в наш город, желает наладить поставки продукции на своё предприятие, но для этого ему нужны специалисты, он предлагает пройти некую проверку, имеющихся у вас знаний, чтобы удостовериться, что здесь, обучаются будущие специалисты, компетентные по своей специальности. У каждого из вас будут  лежать рейтинговые листы, в конце урока мы подведём итоги и заказчик решит кого он может взять на своё предприятие.

За время урока вы должны научиться:

  • подготавливать паяльник к работе,
  • подготавливать радиодетали к работе,
  • подготавливать платы к пайке,
  • обслуживать и паять выводы радиодеталей.


2.2 Актуализация опорных знаний и умений учащихся

2.2.1. Экспресс опрос по изученному материалу на уроках спецдисциплин.

Электричество кругом

Полон им завод и дом,

Везде заряды: там и тут,

В любом атоме живут,

А если вдруг они бегут,

То тут же токи создают

Нам токи очень помогают,

Жизнь кардинально облегчают!

Удивительно оно,

На благо нам обращено,

Всех проводов «величество»

Зовется    ……

(ЭЛЕКТИЧЕСТВО)

 

Так как мы будем заниматься пайкой, то мы будем работать с чем? (с электричеством)

Вспомним физику и электротехнику.

Следующее задание называется: «Дальше-дальше…»

На вопросы учащиеся отвечают в быстром темпе, за каждый ответ ставится один балл.

  1. Электрическим током в металлах называется направленное движение … (электронов)
  2. Прибор для измерения напряжения … (вольтметр)
  3. Прибор для измерения силы тока … (амперметр)
  4. Вещество не проводящее, электрический ток … (диэлектрик)
  5. Покрытие проводника, препятствующее электрическому контакту с окружающими телами… (изоляция)
  6. Единица силы тока … (ампер)
  7. Единица напряжения … (вольт)
  8. Как включается в цепь амперметр … (последовательно)
  9. Как включается в цепь вольтметр… (параллельно)
  10. Металл, обладающий  малым удельным сопротивлением … (серебро)
  11. Сплав с высоким удельным сопротивлением… (нихром)
  12. Физическая величина, измеряемая в вольтах … (напряжение)
  13. Физическая величина, измеряемая в Омах … (сопротивление)
  14. От чего зависит сопротивление? (материала проводника, длины, толщины)

 

Какие бывают припои? (мягкие припои, твёрдые припои)

Мягкие (свинцово-оловянные) - ПОС-90 - применяются при производстве монтажных работ.

Твёрдые (медно-цинковые) - ПМЦ-42 - применяются для пайки бронзы, латуни, стали, и других металлов, имеющих высокую температуру плавления.

-Что такое пайка? (сообщение учащегося) - из истории пайки.

Первые упоминания о пайке встречаются со времен древнего Египта и Месопотамии – около 4000 до н.э. В Месопотамии еще 3200 лет до н.э. было известно о золотых и серебряных припоях. В то время уже появлялись первые паяные сосуды. На рубеже нашей эры были медные трубы и паяльники, которые обнаружили при раскопках. Еще в 24-79 годах н.э. Плиний описал процесс пайки в своих трактатах.

В 1420 году встречается упоминание о твердых латунных припоях, а в 1546 году есть упоминания о нашатыре и бурах, как о материалах, используемых в качестве флюсов. Дальнейшая история пайки развивалась стремительно: в 1679 году были созданы паяльные лампы с воздуходувкой, в 1797 году паяльная лампа была сконструирована Маквардтом, а в 1830 году появились мельхиоровые припои, в 1906 году стала возможна пайка в атмосфере защитного газа.

Уже в 1915 году в качестве припоя для пайки применили кадмий, который снижает точку плавления, а в 1930 впервые использовали фосфор в припоях Ag-Cu. В наши дни существует множество разных материалов и компонентов, из которых производят припой для пайки. Следует отметить, что припои бывают мягкими и твердыми и каждый из них имеет свое назначение и подходит для определенных видов работ.

Для пайки труб систем отопления с рабочей температурой до 110˚С, холодного и горячего водоснабжения, используется низкотемпературный припой для пайки или так называемый мягкий припой. Для систем хладоснабжения и в трубопроводах со сжиженным газом используется высокотемпературный твердый припой.

Пайка - это процесс неразъёмного соединения материала с нагревом ниже температуры их расплавления путём смачивания и заполнения зазора между ними расплавленным припоем.

- Где применяют пайку?

Пайку применяю в машиностроении, в электропромышленности и приборостроении.

- Провести экспресс-опрос по инструкции по электробезопасности при пайке.

 

2.3 Формирование ориентировочных основ деятельности.

Раздать инструкционные карты.

Инструкционная карта.

Тема: «Выполнение электро- и радиомонтажных работ»

Пайка радиоэлементов на печатных платах.

Цель: освоение профессиональных компетенций:

ПК 1.1 - выполнение электро- и радиомонтажных работ,

ОК 2 - организация собственной деятельности, исходя из цели способов её достижения,

ОК 3 - анализ рабочей ситуации, осуществление текущего и итогового контроля, оценки и коррекции собственной деятельности, несение ответственности за результаты своей работы,

освоение технологической операции пайки.

Оборудование: электрический паяльник 220В, мощностью 40-90 Вт, пассатижи, флюс, припой, пинцет, платы, радиоэлементы.

№ п/п

Задание

Указания к выполнению задания

1.

Подготовка паяльника к работе.

Проверяем целостность шнура паяльника, обслуживаем  его рабочее жало.

2.

Подготовка радиоэлементов.

Зачищаем выводы радиодеталей до металлического блеска, проводим лужение, затем делаем формовку ножек радиодеталей.

3.

Подготовка платы.

Зачищаем дорожки на плате, проверяем их целостность, выпаиваем испорченные элементы.

4.

Пайка радиодеталей на плату.

Берём на жало паяльника немного припоя, касаемся канифоли, легко проводим жалом по выводу, убираем жало паяльника, сохраняя неподвижность деталей

Внимание: Процесс пайки должен быть быстротечным – детали боятся перегрева! В случае неудачной попытки прогрева даём деталям возможность остыть. При пайке резисторов желательно удерживать их пинцетом между местом пайки и корпусом. Пинцет в этом случае будет играть роль теплоотвода.

2.3.1. Рассказать по инструкционной карте алгоритм работы при проведении практической работы.

2.3.2. Инструктирование обучающихся по материалам урока с показом рабочих приёмов выполнения операций, в соответствии с инструкционной картой.

2.4. Закрепление изученного материала.

2.4.1. Организация учебной деятельности учащихся на текущем инструктаже.

Выдать учащимся задание

Объявить норму времени и критерии оценок.

Напомнить о правилах  электробезопасности.

Распределить учащихся по рабочим местам

2.4.2. Тестирование по теме «Пайка».

 

3. Текущий инструктаж - 5часов.

3.1 . Целевые обходы.

3.1.1. Проверка организации рабочего места в соответствии с ТБ.

3.1.2. Проверка правильности выполнения подготовки радиоэлементов, плат.

3.1.3. Проверка правильности осуществления самоконтроля (обратить внимание на выполнение учащимися приёмов контроля, межоперационный контроль качества работ, исправление и предупреждение ошибок)

Индивидуальное инструктирование.

3.1.4. Приём и оценивание работ.

Выдача дополнительных заданий наиболее успевающим учащимся.

3.1.5. Тестирование каждого учащегося

Тема: Пайка

 

1. Как называется операция соединения нагретых деталей расплавленным сплавом?

а) сварка;   

б) пайка;

в) литье.

 

2. Из чего состоит припой?

а) из олова;   

б) из свинца;    

в) сплав олова и свинца.

 

3. Как называют место спая при пайке?

а) торцом;    

б) кромкой;   

в) швом.

 

4. Какой флюс применяют при паянии деталей из меди?

а) паяльную жидкость;    

б) серную кислоту;    

в) канифоль.

 

5. Как подготавливают место спая деталей?

а) зачищают напильником или наждачной шкуркой;

б) обезжиривают ацетоном;          

в) покрывают парафином.

 

6. Из какого металла изготавливают наконечник электропаяльника?

а) сталь;    

б) алюминий;    

в) медь.

 

7. Что называют лужением?

а) покрытие поверхности специальным раствором;

б) покрытие поверхности тонким слоем припоя;

в) покрытие поверхности тонким слоем парафина.

 

8. Для чего нагретым паяльником водят по месту спая деталей?

а) для нагрева места спая;

б) для очистки места спая;    

в) для удаления флюса.

 

10. Какой металл можно использовать для лужения?

а) олово;

б) цинк;    

в) медь.

 

11. Что надо сделать, чтобы к жалу паяльника прилипал припой?

а) обезжирить жало;    

б) залудить жало;

в) натереть жало парафином.

 

12. При пайке твердыми припоями в качестве флюса используется … (вставьте пропущенное слово):

а) канифоль;

б) хлористый цинк;    

в) бура;    

г) нашатырь.

 

13. Для получения мягкого припоя в сплав к олову добавляют …

а) серебро;    

б) цинк;    

в) свинец;

г) медь;    

д) флюс.

 

14. Для пайки мягкими припоями применяют … (вставьте пропущенное слово):

а) газовые горелки;    

б) бензиновые паяльные лампы;    

в) электрическую дугу;    

г) медный паяльник;

д) токи высокой частоты.

 

15. Флюсом является:

а) вздутие на поверхности детали или изделия;   

б) вещество для окисления поверхности детали;   

в) вещество для обезжиривания поверхности детали и снятия оксидных пленок.


Оценка «5»- за все правильные ответы,

Оценка «4»- за 12правильных ответов,

Оценка «3-за 10 правильных ответов.

 

Все результаты заносятся в рейтинговый лист учащегося.

 

4. Заключительный инструктаж - 30 минут.

4.1. Подводим итоги урока.

- Какие умения и навыки вы сегодня приобрели?

- Достигнута ли цель урока?

4.2. Краткий анализ работы учебной группы мастером  производственного обучения:

- анализ дисциплины труда,

- общая характеристика работы учащихся.

4.3. Сообщить оценки учащимся.

4.4. Отметить, кто из учащихся добился наилучших результатов.

4.5.Объявить учащимся домашнее задание.

4.6. Уборка рабочих мест.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*