Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие мыслительной деятельности у студентов на основе использования информационно-коммуникационной технологии и личностно-ориентированного подхода в процессе обучения юридических дисциплин

20.11.2011 232 1085
Непомнящих Е.В.

Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма

Использование информационно-коммуникационной технологии в процессе обучения юридических дисциплин позволяет подготовить студентов к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.


Мир, в котором мы сегодня живем, становится все более зависимым от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск в получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений.


Информатизация всех сфер жизни общества привела к появлению новой категории культуры — информационной культуре, причем овладение ею начинается с раннего детства. Это значит, что использование информационных технологий в колледже, — процесс объективный и вполне закономерный. Обучающая, воспитывающая, развивающая функция занятия обеспечивается различными средствами. Сегодня одним из таких средств, стал компьютер. В образовательном процессе он может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения. К достоинствам компьютерной поддержки, как одного из видов использования новых информационных технологий в процессе обучения юридических дисциплин можно отнести следующие:
- побуждающий аспект активизации деятельности студентов;
- возможность конструирования материала для конкретного занятия;
- возможность сочетания разных программных средств.


Компьютер  используется на всех этапах обучения. При этом для студента он выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Например, компьютер может выступать в функции преподавателя, представляя собой источник информации, частично или полностью заменяющий преподавателя и учебник; наглядное пособие качественно нового уровня; тренажер; средство диагностики и контроля.


Каковы же формы и направления использования ИКТ преподавателем юридических дисциплин?


Во-первых, компьютер позволяет оптимизировать труд преподавателя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок занятий. Например, в процессе обучения юридических дисциплин используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, мыслителей,  юристов, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы и многое другое. Теперь нет необходимости листать учебник, книгу, нормативно-правовые источники, документ. Достаточно открыть соответствующий файл. В него можно записать любой – а не только текстовый – материал, и в нужный момент использовать на занятии.  Это позволяет сэкономить массу времени при подготовке и проведении занятия.


Во-вторых, имея компьютер, преподаватель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому занятию с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей студентов. Это могут быть: учебные мини-пособия, содержащие тексты и наглядный материал, карточки-задания, тесты, кроссворды, практические задания, ситуативные задачи и т. д.


В-третьих, компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты, это информационно-правовое обеспечение «Гарант», справочно-правовую систему «Консультант плюс», энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры, это словарные статьи, картины, портреты и биографии выдающихся  политических личностей, презентации.


В-четвертых,  компьютер позволяет  преподавателю и студенту создавать свои презентации, которые могут быть частью, основой занятия или научно-практической, научно-исследовательской творческой работой студентов. Использование презентаций позволяет решить проблему наглядности, дает возможность создавать и использовать разнообразные карты, видеофрагменты, схемы и диаграммы. Позволяет частично заменить записи на доске, тексты, статьи законодательных актов, и д.р. Процесс создания презентаций — процесс творческий. И к этому творчеству необходимо привлекать студентов.


Опыт работы показал, что у студентов, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. При работе над презентацией студент должен будет провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В процессе демонстрации презентации студенты приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей профессиональной деятельности и жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку студента, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Компьютер позволяет использовать различные источники информации, в том числе ресурсы сети Интернет. Наличие в Интернете текстовой и иной информации позволяет студентам пользоваться готовой информацией для подготовки к занятию, написанию доклада, реферата, курсовой работы, для решения правовых ситуаций.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*