Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Становление личности и самореализации студентов в процессе работы клуба «Лидер»

18.02.2015 284 394
Рыжиков Сергей Николаевич
Рыжиков Сергей Николаевич, преподаватель

Лебедянский торгово-экономический техникум

Современный подход к определению целей образования состоит не только в изучении перспективных потребностей общества, но и, в первую очередь, в удовлетворении потребностей формирующейся личности, возникающих на каждом из этапов возрастного развития.

Основной целью работы коллектива Лебедянского торгово-экономического техникума является подготовка конкурентоспособных специалистов среднего звена, и наш педагогический коллектив активно создает условия для всестороннего развития студентов в процессе обучения.

Обучение студентов на занятиях по управленческим дисциплинам это не только изучение программного материала, но и обучение процессу по самостоятельно­му функционированию, структурированию и упорядочению своих действий. Однако для того, чтобы стать настоящим высококвалифицированным специалистом аудиторного времени недостаточно. Выход из такой ситуации – привлечение студентов к клубной работе, самостоятельная работа студентов над интересными вопросами и творческий поиск ответов на значимые вопросы современности. Основной принцип клубной работы - саморазвитие студентов, их самоорганизация, рождающая импульс к самостоятельному овладению знаний и желанию студентов занять активную позицию в процессе обучения.

Становление личности студента предполагает воспитание морально-волевых, морально-деловых, этических, эстетических профессионально важных качеств. Прежде всего, это, трудолюбие, выдержка, самообладание.

В целях развития самореализации личности студентов в техникуме создан клуб «Лидер». Наш девиз: «Не управляй - веди!» Основная задача клуба «Лидер» - обучение студенческого актива эффективным технологиям общения, развитие лидерских качеств, выявление неформальных лидеров и формирование у них позитивного мироощущения, которое они могли бы передать другим членам группы.

Деятельность нашего клуба направлена на развитие у студентов:

  • мотивации к участию решения управленческих задач;
  • лидерских качеств;
  • аналитических способностей;
  • коммуникационных навыков и умений;
  • собственного стиля управления;
  • навыков применения правил административного распорядительства;
  • инициативы;
  • творческого мышления;
  • умения видеть проблемы с точки зрения руководителя;
  • уважения к людям, традициям, обществу;
  • общительности, решительности, отзывчивости.

Практическая подготовка студентов, являющихся участниками клуба «Лидер», показала, что система тренингов, деловых игр, отслеживание изменений личностных качеств, подведение итогов существенно ускоряют процесс формирования волевых и лидерских качеств, помогают сформировать активную жизненную позицию.

На первых занятиях клуба была проведена самооценка личных качеств студентов для выявления их психологических особенностей, коммуникабельности, особенностей характера. Были использованы тесты:

  1. Восьмицветный тест Люшера
  2. Самочувствие и акцентуация настроения
  3. Методика Айзенка "Темперамент"
  4. Психологический портрет + профориентация
  5. Что вам говорят мимика и жесты
  6. Что мешает работать эффективно
  7. Тест на коммуникабельность
  8. Эмоции и авторитет
  9. «Тест Socionix».

На основании тестов составлен индивидуальный портрет каждого студента. Итогом работы по составлению психологического портрета студента явилась совместная работа по составлению рекомендаций для улучшения поведения и развития лидерских качеств.

Были проведены занятия по ознакомлению с историей русского предпринимательства. Цель – узнать о русских промышленниках и купцах как истинных носителей русского национального характера. Студенты самостоятельно подготовили интересные материалы о Рябушинских, Морозовых, С. Мамонтове, Прохоровых.

С декабря 2005 года студенты выпускают журнал «Лидер». Были выпущены 7 номеров журнала, в которых студенты публиковали свои работы и знакомились с новыми материалами по управлению.

Содержа­ние журнала отражает учебно-творческую деятельность студентов. Статьи раскрывают проблемы управления, не вошедшие в круг учебных программ. Участие студентов в подготовке и выпуске журнала «Лидер» в значительной мере способствует их самоорганизации. Статьи журнала направлены на то, чтобы воспитывать ответственность, самостоятельность, инициативность, целеустремленность, принципиальность. Журнал состоит из рубрик: «Научное творчество студентов», «Изучаем управленческую психологию», «Страницы истории бизнеса», «Юридический практикум», «Страничка программиста», «И в шутку и всерьёз» и другие.

Журнал осуществляет связь со средствами массовой информации с целью приобретения навыков по популяризации современных управленческих идей. Журнал привлекает студентов и преподавателей разных специальностей к участию в творческих конкурсах, научно-практических конференциях.

В рамках программы «Русский бизнес/мастер класс» студенты были ознакомлены с приёмами и методами предпринимательства, обсуждая статью Е. Борисовой (журнал «Эксперт») «Не ищу партнёров по бизнесу»; прошла встреча студентов групп 2 «Д» и 3 «Д» специальности «Менеджмент (по отраслям)» с бухгалтером-экономистом гастронома «Центральный» и индивидуальным предпринимателем, возглавляющим работу магазина «Шарм» Армашовой Г.Л. В ходе встречи студенты интересовались выбором формы осуществления предпринимательской деятельности, вопросами экономического, производственно-технического и юридического порядка при участии граждан в предпринимательских отношениях. Галина Леонидовна в интересной форме отметила наиболее важные проблемы, волнующие многих бизнесменов, рассказала о сотрудничестве бизнеса и власти.

В течение года студенты приняли участие в конкурсе на лучший герб техникума.

Студентами составлен «Этический кодекс студента ЛТЭТ», материал направлен для одобрения в студсовет.

Членами Клуба составлена миссия ЛТЭТ – кратко выраженная философия существования учебного заведения. В результате процесса обсуждения было оставлено два варианта выражающих главную суть деятельности техникума:

  1. «Мы выпускаем на мультинациональный рынок труда высококвалифицированных специалистов в области экономики, юриспруденции, управления и торговли, имеющих практические навыки и подготовленных для дальнейшего обучения».
  2. «Лидерство в сфере образовательных услуг. Знания, имеющие практическую направленность в области экономики, права, торговли».

Студентами была проведена профориентация с учащимися школ №№ 1, 2, 3, 4 г. Лебедяни. Информационная работа была направлена на формирование у школьников профессионального призвания, выявления способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии. Профессиональное просвещение проводилось по основам управленческой деятельности.

Члены клуба «Лидер» участвовали в проведении областного смотра-конкурса научно-технического творчества студентов средних профессиональных учебных заведений Липецкой области. Конкурс проходил в Музее металлургического колледжа г. Липецк. Работы студентов Лебедянского торгово-экономического техникума были представлены в разных номинациях. В номинации «Инновационное и программное обеспечение системы профессионального образования» в конкурсе участвовала презентация Книги для дополнительного чтения «Принципы управления». Презентация подготовлена членами клуба «Лидер». Представленная презентация направлена на активизацию познавательной деятельности студентов, на усвоение научных понятий, требует от обучаемого конструктив­ного подхода к объекту усвоения.

При создании презентации мы исходили из пяти принципов - это научение обучающему поведению, развивающее обучение, практическое обучение, самостоятельная работа студентов и традиционное обучение.

Целями презентации являются совершенствование знаний по дисциплине, более глубокое рассмотрение базовых положений науки управления. Одна из целей - дать характеристику тенденциям развития управленческой мысли, т.к. принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, они отражают идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях. В презентации студенты постарались отразить многообразные подходы авторов к этой базовой управленческой проблеме и отразить своё отношение к ней. Особо хочу выделить, рассмотренный в презентации, естественнонаучный подход к управлению, который незаслуженно забыт программой СПО.

Главной заслугой авторов презентации является инновационный подход к подаче материала – использование студентами современных информационных технологий - презентация создана в программе Microsoft Office PowerPoint.

 Участие студентов в творческой работе, одновременно являющейся созданием инновационного программного обеспечения образования, в значительной мере способствует их самоорганизации. При создании презентации студентами использованы не только анализ литературы, но и элементы творческого поиска. Самостоятельная исследовательская деятельность студентов отражена в знакомстве с методами научного исследования, в непосредственном изучении такого явления как «принципы управления».

Эффективным средством развития и саморазвития интеллектуальной сферы личности является, как доказывает педагогический опыт, учебное и научное творчество сокурсников. В Лебедянском торгово-экономическом техникуме научное творчество и навыки самостоятельной работы студенты получают в работе клуба «Лидер».

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что субъектом познавательной деятельности студент выступает в том случае, если он способен самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним учебных задач, чему в немалой степени способствует спланированный творческий поиск в клубной работе.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*