Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Разработка плана урока по дисциплине "Обществознание" «Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации»

13.02.2015 1139 1685
Титов Сергей Владимирович
Титов Сергей Владимирович, заместитель директора по научно-методической работе

Крюкова Лариса Борисовна
Крюкова Лариса Борисовна, преподаватель обществоведческих дисциплин высшей квалификационной категории

Нижнекамский агропромышленный колледж

(Приведен план-конспект урока преподавателя ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж» Крюковой Ларисы Борисовны, Победителя в номинации «Эффективное применение инновационных технологий») Республиканского конкурса педагогического мастерства «Преподаватель года-2013» в системе среднего профессионального образования Республики Татарстан)

Дисциплина общеобразовательного цикла: Обществознание (включая экономику и право)

Раздел: Основы права

Тема: Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации

Цели занятия:

Учебная: способствовать формированию правовых компетенций студентов в вопросах брака и семьи, прав и обязанностей родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации;

Развивающая: способствовать формированию у студентов рациональных приемов и способов мышления, развитие познавательной активности, внимания, культуры речи, культуры учебного труда;

Воспитательная: воспитывать у обучающихся уважение к семейным ценностям.

После изучения темы студент должен:

знать: права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации;

уметь: применять правовые знания о правах и обязанностях родителей и детей в конкретных жизненных ситуациях.

Формируемые компетенции:

Результатом освоения содержания урока является создание условий для овладения общих (ОК) компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного саморазвития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Тип урока: формирование новых знаний

Методы: беседа, индивидуальная и групповая работа студентов, ролевая игра,  демонстрация видеороликов, использование интернет ресурсов

Оснащение: презентации, раздаточный материал – рабочие тетради,интерактивная доска, компьютер

Межпредметные связи:

Основы социологии и политологии – тема «Социальный институт: семья», «Социализация личности»

История  – раздел «История Древней Руси»

Литература:

  1. Конвенция о правах ребенка. – М.: КНОРУС, 2012
  2. Кошанина Т.В. Основы права: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.В. Кошанина. – М.: Академия, 2012
  3. Основы права. Хрестоматия / Сост. Т.В. Кошанина. – М.: Высшая школа, 2013.
  4. Семейный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект Кно Рус. -2013.
  5. Шкатула В.И. Основы правовых знаний: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ В.И. Шкатула, В.В. Надвикова, М.В. Сытинская. – М.: Академия, 2012

Интернет – ресурсы: http://tor-trans.com.ua/tecnologya.htm

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы, целей и последовательности изучения темы .
  3. Формирование новых знаний.
  4. Закрепление пройденного материала.
  5. Заключительная часть.
  6. Домашнее задание.

План урока

1. Организационный момент.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку, психологический настрой.

(1 слайд)

«Здравствуйте!»

Поклонившись, мы друг другу сказали:

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего на капельку радостней сделалась жизнь?!

Вот видите, мы поздоровались,

И на капельку радостней сделалась наша жизнь!


2. Начальная мотивация учебной деятельности

(Сообщение названия темы, целей и плана урока, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса).

(2 слайд)

- Я – Лариса Борисовна, поведу сегодня всех вас в прекрасный мир семейного очага, в мир, где всегда должны царить  любовь, доброта, ласка, тепло семейного очага, мир заботы и ответственности друг за друга самых близких людей!

(3 слайд)

- Как вы уже догадались, тема сегодняшнего разговора – Семья, а более конкретный вопрос – «Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса РФ».

- Ребята, как здорово осознавать, что ты кому-то нужен! Как здорово дарить самым близким внимание, доброту, ласку!

- Наша группа сегодня как семья. А в семье нашей группы сегодня все присутствуют? (дежурный докладывает, сколько человек присутствует на уроке).

(4 слайд)

- Эпиграфом сегодняшней встречи я выбрала слова Сенеки: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод камней, который бы обрушился, если бы один не поддержал другого».

(5 слайд)

- Семья как общественный институт важна для государства. Крепка семья - крепка держава. Но у каждого члена семьи, а именно у родителей и детей есть определенные права, а также обязанности.

(6 слайд)

- Целью нашего урока является: познакомиться с правами и обязанностями родителей и детей; научиться анализировать законодательные акты, применять их в конкретной жизненной ситуации и формирование общих компетенций предусмотренных в ФГОС по вашей специальности.

(7 слайд)

- Последовательность изучения темы:

  1. Законы, определяющие права и обязанности родителей и детей в семье. 
  2. Права и обязанности родителей в семье.
  3. Права и обязанности детей в семье.

- Сегодня в режиме онлайн с нами работает юрист г. Нижнекамска Светлана Азатовна Абдульманова, которая по скайпу будет следить за ходом нашего урока, а в конце вы можете получить ответы на интересующие вас вопросы.


3. Формирование новых знаний.

а) Вступительная беседа о семье, как ячейке общества, о наличии прав и обязанностей членов семьи, игровой прием «Ассоциации».

(8слайд)

-Опираясь на свой  жизненный опыт, опыт и традиции своей семьи, выскажите свои позиции,  когда вы слышите слова «семья», «брак», «дети». На обдумывание – полминуты.

(8 слайд)

-Итак, давайте выслушаем ваши мнения.

(9 слайд)

Что, по-вашему, семья. Назовите членов семьи.

Ребята, на экране будут приведены ответы студентов г. Нижнекамска, которые участвовали в опросе. (Ответы на слайде открываются в ходе беседы). (СЕМЬ Я - глава семьи, семь человек, за которых нужно нести ответственность. Это дети, жена, мама, папа, тёти, дяди, все, кто живёт с тобой в доме).

 

Что дает семья человеку? Брак?(продолжение рода, духовное здоровье и др.). Брак - это союз женщины и мужчины, который находится под защитой государства, брак – это не договор, не соглашение, а союз. Брак - пожизненный союз, направленный на образование семьи,  брак- начало и ядро семьи.

Дети. Семья без детей - не семья, дети – это «только радость и умиление», дети - «радость и приятные заботы», дети – это бесконечное счастье, Дети – это в жизни свежий ветерок», дети – это будущее, новое поколение.

Вы смогли заметить, что многие высказывания совпадают.

(10 слайд)

- А вот следующий вопрос: Что объединяет членов семьи? (родство, дети, общее хозяйство, традиции, права и обязанности).

- Возьмите пожалуйста свои сотовые телефоны, да да не удивляйтесь, сегодня мы будем использовать их на уроке но не для развлечения, а что бы найти необходимую информацию в интернете. Найдите определение слов «право» и «Обязанность»?

(11слайд)

ПРАВО (англ. law, right) - в объективном смысле система общеобязательных, формально определенных норм.

ОБЯЗАННОСТЬ — в широком значении — синоним долга.

Обобщение ответов. Вывод.

- А знаете ли вы, в каких законодательных актах определены права и обязанности родителей и детей?

(12 слайд)

Обобщение ответов. Вывод.

- Откройте рабочие тетради и запишите - права и обязанности родителей и детей определены в Конституции РФ, Конституции РТ, Конвекции о правах ребенка, Семейном кодексе РФ, Законе «Об образовании в РФ». Ребята, есть ряд других законов, определяющих частные  права и обязанности детей и родителей, например, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.

б) Ситуация ролевой игры «Родители и дети».

(13 слайд)

- А сейчас организуем небольшую ролевую игру «Родители и дети».

1 ряд – выполняют роли родителей. Ваша задача – за 2 минуты высказать ваше мнение, какими правами и обязанностями наделены родители в семье? (записать в рабочей тетради)

2 ряд – выполняют роли детей. Ваша задача – за 2 минуты высказать ваше мнение, какими правами и обязанностями наделены дети в семье? (записать в рабочей тетради) Идет обсуждение в группах в течение 2-х минут.

Обобщение. Вывод.

Спасибо за ваши рассуждения. Молодцы!

(14 слайд)

- Нормы семейного поведения возникли еще в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, становясь коллективными привычками, обычаями и традициями. Тех, кто соблюдал эти нормы, общество поддерживало, поощряло, тех, кто нарушал их, - осуждало и наказывало. Так возник нормативный механизм института семьи.

- Брак эволюционирует вместе с обществом. Ребята, из глубины веков известны Правила поведения в семье:

(15слайд)

Князь Владимир Мономах оставил “Поучения” детям:

  • при старших молчать;
  • мудрых слушать;
  • старшим повиноваться;
  • с равными себе дружить.

(16 слайд) 

При Иване Грозном появился знаменитый “Домострой”. Он учил:

  • не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать других;
  • соблюдать порядок, чистоту в доме;
  • строго выполнять свои обязанности.

(17 слайд)

В крестьянской семье действовали такие правила:

  • уважение к старшим;
  • выполнение своих обязанностей по хозяйству.

Обобщение ответов.

- Сегодня права детей можно условно разделить на 6 основных групп, они представлены в ваших рабочих тетрадях, где вы с ними можете ознакомиться.

*К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.

*Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.

*К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности.

*Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей.

*Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

*И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

К сожалению, права ребенка родителями соблюдаются далеко не всегда.

в) Определение прав и обязанностей родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации при анализе сюжетов видеороликов из кино-мультипликационных фильмов.

(18 слайд) 

- Остальные права и обязанности членов семьи предлагаю определить в ходе просмотра и анализа сюжетов видеороликов из кино-мультипликационных фильмов. Выше было сказано, что таковые записаны в Семейном Кодексе, действующем с 1996 года и по сей день. Перед вами (в рабочих тетрадях) – выдержки данного закона. Ваша задача – увидев конкретную ситуацию на сюжете фильма, соотнести ее с определенными статьями Семейного Кодекса. (Нарушения Семейного кодекса)

(Видео приложение)

1 ролик – х/ф «Смешарики» (ст.65 Семейного кодекса РФ)

2 ролик – х/ф «Американская дочь» (ст.55, ст.66 Семейного кодекса РФ)

3 ролик – х/ф «Похороните меня за плинтусом» (ст.67, ст.60 Семейного кодекса РФ)

4 ролик – х/ф «Маша и медведи» (ст.57, ст.63 Семейного кодекса РФ).

         Обобщение пройденного. Вывод.

- Итак, мы с вами выяснили следующие:

права и обязанности родителей, действующие в настоящее время: 

- Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей (ст.63 п.1 СК);

- Обеспечить получение детьми основного общего образования  (ст.63 п.2 СК);

- Защита прав и интересов детей (ст.64 СК);

- Осуществление родительских прав (ст. 65 СК).

Права и обязанности детей:

- Жить и воспитываться в семье (ст.55 СК);

- На общение с родителями и другими родственниками (ст.55 СК);

- На защиту своих прав и законных интересов (Ст.56 СК);

- Выражать своё мнение (ст.57 СК);

- На имя, отчество, фамилию (ст.58 СК);

- Имущественные права (ст.60 СК).

- Обязанностьтрудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях.


4. Закрепление изученного  материала

(19 слайд)

-На закрепление изученного материала выполним следующее задание: вместо точек указать пропущенные слова.

Текст задания: Синоним долга -……(обязанность). Права и обязанности родителей и детей в семье зафиксированы в Конституции РФ, ……. (Конституции РТ), Конвенции о …. (правах ребенка), Семейном кодексе РФ, ……. (Законе «Об образовании в РФ». Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей в семье решаются родителя по их …… (взаимному согласию) исходя из интересов детей с учетом мнения детей. Родительские права прекращаются по достижении детьми …. (18) лет или при вступлении в брак.


 5. Заключительная часть

Прямая Интернет-связь по скайпу с представителем закона – юрист г. Нижнекамска, профессиональное мнение которой такого: «Хочется отметить вашу конструктивную работу на уроке, как граждане РФ вы обязаны знать свои права и обязанности и помнить, что Закон стоит на защите прав и интересов ребенк. Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики».

-Вопросы детей.

Подведение итогов урока, оценка сформированности компетенций.

Благодарю вас! Мне было очень приятно с вами сотрудничать, и на правах преподавателя разрешите вручить каждому из вас сертификат о вашем активном участии, где указаны формируемые общие компетенции, предусмотренные в Федеральных государственных образовательных стандартах.


6. Домашнее задание

(20слайд)

Подготовить эссе на темы «Каждый ребенок имеет право», «Каждый родитель имеет право» и отправить на адрес электронной почты, указанной в рабочем листе. Данные эссе будут участвовать в конкурсе эссе в рамках декады обществоведческих дисциплин.

(21 слайд) 

Ребята, ПОЗВОЛЬТЕ СЕБЕ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ И СЧАСТЛИВЫМИ РОДИТЕЛЯМИ!

(22слайд)


В режиме онлайн по скайпу работает юрист, который в прямом эфире дает профессиональные комментарии

 

Приложения:




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*