Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учебно-методическое обеспечение ФГОС СПО: из опыта работы

12.02.2015 2589 3937
Пятаева Ирина Геннадьевна
Пятаева Ирина Геннадьевна, заместитель директора по учебно-методической работе

Липецкий металлургический колледж

В статье представлен опыт реализации Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, предложена модель целостного учебно-методического обеспечения ФГОС СПО по специальностям технического профиля.

Ключевые слова: учебно-методическая работа, единая методическая тема, учебно-методическое сопровождение ФГОС СПО, учебно-методическое обеспечение ФГОС СПО, содержание профессионального образования.

 

Система учебно-методической работы в ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж» (далее – Колледж), с одной стороны, с ее вертикальными связями административно и методически обеспечивает функционирование образовательного процесса; с другой – с ее горизонтальными связями ресурсно обеспечивает рост профессиональной компетентности педагогических работников.

 

Этим определена цель учебно-методической работы – создать условия, при которых цикловые комиссии, преподаватели выступают ресурсом, дающим возможность развития Колледжа как инновационной образовательной среды.

 

Реализация вышеназванной цели обусловила структуру учебно-методической работы в Колледже, которая концентрируется в двенадцати цикловых комиссиях. Их деятельность координируют Учебно-методический совет, подразделение по учебно-методической и научной работе, инструктивно-методическое совещание при заместителе директора по учебно-методической работе. Представленная структура продиктована изменениями в законодательстве в сфере образования, численным составом педагогических работников и является оптимальной для выполнения поставленной цели.

 

Учебно-методическая работа направлена на реализацию единой методической темы Колледжа: «Учебно-методическое обеспечение Федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования». Выбор единой методической темы определяется результатами проблемно-ориентированного анализа, приведенными в Программе развития Колледжа на 2013-2018 г.г. Реализация единой методической темы представлена в различных областях деятельности Колледжа как методическая составляющая, в частности:

  • в области содержания профессионального образования: работа с педагогическими кадрами по созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательных программ среднего профессионального образования (далее – ОП СПО) специальностей Колледжа в соответствии с ФГОС СПО; освоение и внедрение современных технологий обучения; стандартизация учебно-программной и учебно-методической документации преподавателей;
  • в инновационной: работа по внедрению ФГОС СПО в образовательный процесс; организация внешней (технической и содержательной) и внутренней экспертизы ОП СПО по специальностям Колледжа;
  • в области повышения квалификации:организация внешней и внутренней системы повышения квалификации педагогических кадров; оказание индивидуальной методической помощи преподавателям; организация профессионального консультирования с участием специалистов ГАУ ДПО ЛО «Институт развития образования».

 

Комплекс качественных характеристик образования в Колледже – результативность и эффективность реализации ФГОС СПО, адекватные технологические средства и успешность педагогических работников и студентов – рассматривается с учетом трех составляющих:

  • ресурсы качества образования (кадровые, материально-технические, учебно-методические, информационные, финансовые, управленческие), работая над которыми коллектив Колледжа добивается заданных и стабильных результатов;
  • эффективные и результативные технологии, способы, методы, приемы и формы обучения, позволяющие ставить цели и добиваться их качественной реализации;
  • успешность как система показателей результативности и эффективности образовательной деятельности преподавателей и студентов.        

 

С 01 сентября 2011-2012 учебного года Колледж приступил к реализации ФГОС СПО по 10 специальностям. Разработана модель (план мероприятий) целостного учебно-методического сопровождения и учебно-методического обеспечения введения ФГОС СПО в практику работы Колледжа:

  • организационное сопровождение: изменение структуры и содержания учебно-методической работы; организация творческих групп; руководство самообразованием и саморазвитием педагогических работников; повышение квалификации преподавателей;
  • нормативно-правовое сопровождение: обновление нормативно-правовой базы Колледжа – разработка нормативных локальных актов, регламентирующих внедрение ФГОС СПО;
  • научно-методическое сопровождение: теоретический анализ научно-методической, педагогической литературы, нормативно-правовой базы организации образовательного процесса; разработка дидактических и учебно-методических материалов; обеспечивающих процессы развития и освоения инновационной деятельности;
  • учебно-методическое сопровождение: разработка ОП СПО, включающая разработку рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, учебной/производственной практики; создание условий их реализации;
  • аналитическое сопровождение: аналитико-прогностическое обоснование состояния образовательной системы Колледжа;
  • информационное сопровождение: информационное сопровождение реализации ФГОС СПО с учетом современного уровня развития информационно-коммуникационных технологий.

 

В 2012-2013 учебном году Колледж продолжил внедрение ФГОС СПО по 10 специальностям на основе разработанного и утвержденного плана мероприятий:

  • организационное и нормативно-правовое обеспечение ФГОС СПО: выполненыкорректировка иобновление нормативных локальных актов Колледжа; в качестве докладчиков преподаватели приняли участие в 9 Областных методических семинарах по вопросам реализации ФГОС СПО; организовано взаимодействие с ГАУ ДПО ЛО «Институт развития образования» по вопросам разработки и экспертизы фонда оценочных средств (КИМ, КОС); проведен месячник производственно-образовательного металлургического кластера (декабрь 2012г.), осуществлен внутриколледжный аудит и мониторинг реализации ФГОС СПО;
  • кадровое обеспечение реализации ФГОС СПО: реализована внешняя (курсы повышения квалификации, стажировка) и внутренняя система повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения; организованы занятия с преподавателями общеобразовательных, общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей с целью разработки КИМов, КОСов в рамках внутриколледжного проблемного семинара «Новые технологии обучения и воспитания: теория и практика»;
  • материально-техническое сопровождение ФГОС СПО: проведен внутренний аудит материально-технического обеспечения ФГОС СПО; приобретено и внедрено в образовательный процесс современное учебно-лабораторное оборудование в рамках Областной целевой программы «Модернизация профессионального образования Липецкой области, 2011-2015г.г.»; разработаны учебно-методические материалы по сопровождению ФГОС СПО;
  • информационное сопровождение ФГО СПО: организован официальный сайт Колледжа; размещены Публичный доклад, отчет о результатах самообследования деятельности Колледжа.

 

Реализация плана мероприятий по внедрению ФГОС СПО позволила:

  • ­скорректировать содержание рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, практики ОП СПО по 10 специальностям Колледжа;
  • ­разработать и апробировать методические указания по выполнению лабораторных, практических работ, по организации и проведению самостоятельной работы в соответствии с требованиями ОП СПО;
  • ­составить и апробировать фонд оценочных средств для проведения текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации по ОП СПО специальностей Колледжа в соответствии с требованиями ФГОС СПО;
  • ­реализовать внешнюю и внутреннюю систему повышения квалификации преподавателей Колледжа по вопросу создания оценочных средств освоения ОП СПО специальности в соответствии с требованиями ФГОС СПО;
  • ­подготовить пакет документов и провести техническую и содержательную экспертизу рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, рабочих программ учебной/производственной практики.

 

ОП СПО по 10 специальностям Колледжа прошли внешнюю экспертизу и получили положительное экспертное заключение учебно-методических комиссий ГАУ ДПО ЛО «Институт развития образования» и работодателя – ОАО «НЛМК» (июнь 2012г., 2013г., 2014г.)

 

Учебно-методическое обеспечение ФГОС СПО разрабатывалось на основе модульно-компетентностного подхода, основная цель которого – подготовка компетентного специалиста среднего звена. Основное содержание профессионального образования определено в ФГОС СПО. Однако образовательный стандарт не учитывает и не может учитывать специфику конкретного производства, поэтому дополнительные профессиональные компетенции, которыми должен владеть выпускник Колледжа в соответствии с требованиями ОАО «НЛМК», включены в вариативную часть ФГОС СПО.

 

Работа над вариативной частью велась двумя путями. С одной стороны, специалисты ОАО «НЛМК» сформулировали требования к специалисту среднего звена, на основе которых были разработаны Модели выпускников (специалистов) Колледжа. С другой стороны, перед преподавателями общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей была поставлена задача – адаптировать содержание рабочих программ с учетом требований работодателя, специфики высокотехнологичного производства ОАО «НЛМК». В процессе совместных заседаний со специалистами ОАО «НЛМК» были внесены коррективы в рабочие программы, разработана вариативная часть ФГОС СПО, в которой предусмотрены дополнительные профессиональные модули, уточнены знания, профессиональные компетенции и практический опыт, необходимый для овладения этими компетенциями.

 

В условиях реализации ФГОС СПО в Колледже активно использовались современные технологии, методы, средства и приемы обучения, предусматривающие приоритет освоения профессионального опыта над процессом приобретения знаний, в том числе практико-ориентированная технология, метод проектов, кейс-метод, который позволяет на учебном занятии создавать производственные ситуации, максимально приближенные к реальным. Особое внимание уделяется внедрению информационных технологий в образовательное пространство Колледжа по следующим направлениям:

  • новые формы представления и обмена информацией. Имея в колледже свыше 40 интерактивных досок, преподаватели эффективно используют их при проведении учебных занятий;
  • использование новых информационных ресурсов. Сеть «Интернет» обеспечивает доступ к собраниям информации, которая открыта вне зависимости от расстояния и времени;
  • новые формы учебных занятий. Осуществляется интерактивное обучение, при котором возможно «отрабатывать» профессиональные навыки на компьютерных тренажерах: «Производство стали в конвертерах на основе оборудования и технологии ОАО «НЛМК»; «Обработка металлов давлением. Горячий прокат стали на основе оборудования и технологии ОАО НЛМК»; «Расчет энергосиловых параметров при производстве горячего проката на стане 2000 ОАО НЛМК».

 

Опыт учебно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО представлен:

  • на Международном конкурсе «Педагогика XXI века» (г.Казань, 10.11.2013г.). Дипломом I степени удостоены заместитель директора по УМР И.Г.Пятаева, методист А.А.Колтунова, которые представили опыт эффективного взаимодействия Колледжа и ОАО «НЛМК» в условиях внедрения ФГОС СПО;
  • на Региональном конкурсе методических разработок, организованном Ассоциацией учебных заведение металлургического комплекса России (г.Железногорск, 31.10 2013г.). Опыт Колледжа высоко оценен и отмечен Почетной грамотой. Дипломами I степени награждены: методическое пособие преподавателя общепрофессиональных дисциплин Н.Ю.Слюсарь «Организация и проведение лабораторно-практических работ и самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС СПО» и методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Физика» преподавателя физики Л.Н.Красниковой; комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине «Иностранный язык» преподавателя немецкого языка В.В.Лавриной удостоен Дипломом II степени;
  • на заседании Областного методического объединения преподавателей экономических дисциплин и мастер-классе для слушателей курсов повышения квалификации по укрупненной группе 38.00.00 Экономика и управление. Преподаватели цикловой комиссии экономических дисциплин Колледжа представили опыт организации и проведения самостоятельной работы студентов в условиях ФГОС СПО, организации и проведения учебной/производственной практики по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), выполнения курсовых и дипломных работ. Представленный педагогический опыт тщательно продуман, организован, получил положительный отзыв.

 

Как видим, система профессионального образования в Колледже в части содержания, технологий, методов и средств обучения ориентируется на формирование и развитие профессиональных компетенций, необходимых для высокотехнологичного производства ОАО «НЛМК». Содержание образовательных программ, дидактическое сопровождение учебного процесса актуализировано с учетом требований ФГОС СПО, современного уровня технологических знаний в металлургической отрасли.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*