Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Симуляционное обучение как основополагающий фактор развития современного медицинского образования

11.02.2015 437 605
Джаловян Арфеня Арнольдовна
Джаловян Арфеня Арнольдовна, заместитель директора по учебной работе, преподаватель фармакологии

Недбаева Марина Алексеевна
Недбаева Марина Алексеевна, директор

Купинский медицинский техникум

Активное внедрение современных медицинских технологий в практику здравоохранения, повышение требований к профессиональной компетентности медицинских работников, законодательные требования  к структуре и содержанию образовательных программ определяют необходимость применения симуляционного обучения при практической подготовке медицинских специалистов.

Преимущества симуляционного обучения в здравоохранении: приобретение навыков без риска для пациента, не ограничено число повторов для отработки навыков и ликвидации ошибок,объективная оценка выполнения манипуляции,возможность изучения редких патологий, состояний, вмешательств, нет стресса.

Внедрение симуляционного обучения - основное направление в учебном процессе, которое  отражено в Программе развития Купинского медицинского техникума до 2018 года. Основные задачи, поставленные перед образовательным учреждением:

1) создание условий для внедрения симуляциооного  обучения

2) обучение преподавателей для работы с симуляторами

3) эффективное применение педагогических технологий для реализации симуляционного обучения

4) оценка результативности применения симуляционного обучения

Для формирования общих и профессиональных компетенций  на базе кабинета лечение пациентов терапевтического профиля  создано мини-больница, которая включает в свою струк­туру: кабинет приема больных, пост, процедурную, палату интенсивной терапии. Для оснащения кабинета необходимы симуляторы 3-4 уровня.

Согласно новейшей классификации в использовании симуляционных технологий можно выделить семь уровней реалистичности учебного процесса

1-й уровень, «визуально-вербальный», — начальный уровень реалистичности учебного процесса: схемати­ческие анатомические модели, электронные учебники и «экранные симуляции». Обязательным компонентом этого этапа является проведение лекций и семинаров с компьютерными (интерактивными) презентациями для формирования понимания действий начальных практических навыков, теоретических основ течения патологического процесса и возможностей диагности­ческих и лечебных манипуляций.

2-й уровень - «тактильный». Во время отработки манипуляций на фантомах 2-го изделия ,которые  выполнены из реалистичного на ощупь материала, обеспечивается пассивная тактильная  реакция имитируемых тканей в ответ на приложенное обучающимся усилие.

3-й уровень - «реактивный». На этом уровне исполь­зуются манекены с простейшим ответом на действия обучающихся, например сигналом лампочки, под­тверждающим правильность выполнения сердечно-легочной реанимации

4-й уровень - «автоматизированный». На этой стадии подготовки используются более сложные манекены, с помощью которых возможна имитация нескольких параметров ответа. К примеру, манекен для сердечно-легочной реанимации дополняется блоком нарушений ритма, которым управляет педагог

5-й уровень - аппаратный, когда вместо имитаци­онных устройств используется уже реальная меди­цинская аппаратура, с которой устанавливается ком­муникация манекена.

6-й уровень - «интерактивный».Отличительной особенностью систем данного класса является взаимодействие робота с обучаемым без инструктора, поскольку все изменения физиологи­ческого состояния рассчитываются компьютером на основе достоверной математической модели, без его вмешательства. При «лечении» робота создается полная иллюзия самостоятельности действий.

7-й уровень - «интегрированный».На этом этапе предусмотрено объединение симуляторов высшего класса в единый взаимодействующий комплекс. В качестве примера можно привести операционную, где имитация кровотечения, возникшего во время оперативного вмешательства, приводит к геморрагиче­скому шоку у робота,находящегося в наркозе.

Благодаря использованию ресурсов симуляционного кабинета  успешно реализуются професси­ональные модули: по специальности Сестринское и Лечебное дело. Для обеспечения высокого качества практической подготовки только наличия тренажеров не достаточно. Необходимо использование определенных педагогических технологий, обеспечивающих преемственность системы формирования, отработки и совершенствования практических навыков и подготовку к выполнению профессиональной деятельности на всех этапах обучения медицинского работника –кейс технология, моделирование профессиональной деятельности, проблемное обучение. Например, в кабинете приема боль­ных студенты формируют навыки приема и регистрации поступив­шего пациента, осмотра и санитар­ной обработки, транспортировки пациента в лечебное отделение. В клизменной и кабинете забора анализов от­рабатываются навыки по зонди­рованию, подготовке пациентов к эндоскопическим, рентгенологи­ческим исследованиям, постановке различных видов клизм.  В процедурном кабинете студентами приобретается первичный опыт со­блюдения инфекционной безопас­ности на рабочем месте, а также навыки парентерального введения лекарственных средств. В палате интенсивной терапии студенты отрабатывают практические на­выки по уходу за тяжелобольным пациентом. В палате интенсивной терапии для новорожденных и детей раннего возраста студенты осуществляют манипуляции при различных заболеваниях и неот­ложных состояниях, отрабатывают сердечно-легочную реанимацию. В кабинете здорового ребенка у студентов формируются про­фессиональные компетенции по уходу, пеленанию, кормлению, закаливанию детей. Изучение хирургического инструментария и формирования навыков по хирур­гическому профилю проводится  в перевязочной. Отработка акушерско-гинекологических манипуля­ций осуществляется в кабинете женской консультации и родиль­ном зале.

Наличие симуляционного кабинета позволяет проводить учебную практику в имитационных кабинетах согласно рабочим программам учебной практики профессиональ­ных модулей. Анализируя итоги учебной практики, преподаватели профессиональных модулей отме­тили, что студенты совершен­ствуют приобретенные умения и навыки. Это создает предпосылки для формирования компетенций  во время производственной практики. Общие и непосред­ственные руководители производ­ственной практики отмечают, что студенты, прошедшие подготовку в симуляционном кабинете, более адаптированы к работе с пациен­тами в условиях стационара.

По результатам анкетирования студентов 100% опрошенных от­метили высокую удовлетворен­ность созданными условиями для практического обучения в симу­ляционном кабинете. Повысился интерес студентов к практическим занятиям. Хотя симуляционный тренинг и не заменит в полной мере клини­ческую практику, однако он зна­чительно повысит уровень практи­ческой подготовки студентов, что отразится на качестве учебной и производственной практики, со­кратит число ошибок при диагно­стике, лечении и выполнении про­стых сестринских вмешательств.

Именно в условиях симуляционного обучения  содержание обучения может быть направлено не только на освоение отдельных навыков, но и на междисциплинарное обучение работе в команде, выработку безопасных форм профессионального поведения и навыков общения с пациентом. В этой связи появление возможностей в организации фантомного и симуляционного обучения студентов видится нам как приемлемое и необходимое направление в учебном процессе.

В  Купинском медицинском техникуме продолжается работа по оснащению  симуляционных кабинетов  симуляторами 3-4 уровня, что требует больших финансовых затрат.

Обучение персонала по работе с симуляторами 3-4 уровня, работа по учебно-методическому оснащению симуляционных  кабинетов -приоритетная задача в методической работе преподавателей профессиональных модулей.

 

 


 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*