Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАктивное внедрение современных медицинских технологий в практику здравоохранения, повышение требований к профессиональной компетентности медицинских работников, законодательные требования к структуре и содержанию образовательных программ определяют необходимость применения симуляционного обучения при практической подготовке медицинских специалистов.
Преимущества симуляционного обучения в здравоохранении: приобретение навыков без риска для пациента, не ограничено число повторов для отработки навыков и ликвидации ошибок,объективная оценка выполнения манипуляции,возможность изучения редких патологий, состояний, вмешательств, нет стресса.
Внедрение симуляционного обучения - основное направление в учебном процессе, которое отражено в Программе развития Купинского медицинского техникума до 2018 года. Основные задачи, поставленные перед образовательным учреждением:
1) создание условий для внедрения симуляциооного обучения
2) обучение преподавателей для работы с симуляторами
3) эффективное применение педагогических технологий для реализации симуляционного обучения
4) оценка результативности применения симуляционного обучения
Для формирования общих и профессиональных компетенций на базе кабинета лечение пациентов терапевтического профиля создано мини-больница, которая включает в свою структуру: кабинет приема больных, пост, процедурную, палату интенсивной терапии. Для оснащения кабинета необходимы симуляторы 3-4 уровня.
Согласно новейшей классификации в использовании симуляционных технологий можно выделить семь уровней реалистичности учебного процесса
1-й уровень, «визуально-вербальный», — начальный уровень реалистичности учебного процесса: схематические анатомические модели, электронные учебники и «экранные симуляции». Обязательным компонентом этого этапа является проведение лекций и семинаров с компьютерными (интерактивными) презентациями для формирования понимания действий начальных практических навыков, теоретических основ течения патологического процесса и возможностей диагностических и лечебных манипуляций.
2-й уровень - «тактильный». Во время отработки манипуляций на фантомах 2-го изделия ,которые выполнены из реалистичного на ощупь материала, обеспечивается пассивная тактильная реакция имитируемых тканей в ответ на приложенное обучающимся усилие.
3-й уровень - «реактивный». На этом уровне используются манекены с простейшим ответом на действия обучающихся, например сигналом лампочки, подтверждающим правильность выполнения сердечно-легочной реанимации
4-й уровень - «автоматизированный». На этой стадии подготовки используются более сложные манекены, с помощью которых возможна имитация нескольких параметров ответа. К примеру, манекен для сердечно-легочной реанимации дополняется блоком нарушений ритма, которым управляет педагог
5-й уровень - аппаратный, когда вместо имитационных устройств используется уже реальная медицинская аппаратура, с которой устанавливается коммуникация манекена.
6-й уровень - «интерактивный».Отличительной особенностью систем данного класса является взаимодействие робота с обучаемым без инструктора, поскольку все изменения физиологического состояния рассчитываются компьютером на основе достоверной математической модели, без его вмешательства. При «лечении» робота создается полная иллюзия самостоятельности действий.
7-й уровень - «интегрированный».На этом этапе предусмотрено объединение симуляторов высшего класса в единый взаимодействующий комплекс. В качестве примера можно привести операционную, где имитация кровотечения, возникшего во время оперативного вмешательства, приводит к геморрагическому шоку у робота,находящегося в наркозе.
Благодаря использованию ресурсов симуляционного кабинета успешно реализуются профессиональные модули: по специальности Сестринское и Лечебное дело. Для обеспечения высокого качества практической подготовки только наличия тренажеров не достаточно. Необходимо использование определенных педагогических технологий, обеспечивающих преемственность системы формирования, отработки и совершенствования практических навыков и подготовку к выполнению профессиональной деятельности на всех этапах обучения медицинского работника –кейс технология, моделирование профессиональной деятельности, проблемное обучение. Например, в кабинете приема больных студенты формируют навыки приема и регистрации поступившего пациента, осмотра и санитарной обработки, транспортировки пациента в лечебное отделение. В клизменной и кабинете забора анализов отрабатываются навыки по зондированию, подготовке пациентов к эндоскопическим, рентгенологическим исследованиям, постановке различных видов клизм. В процедурном кабинете студентами приобретается первичный опыт соблюдения инфекционной безопасности на рабочем месте, а также навыки парентерального введения лекарственных средств. В палате интенсивной терапии студенты отрабатывают практические навыки по уходу за тяжелобольным пациентом. В палате интенсивной терапии для новорожденных и детей раннего возраста студенты осуществляют манипуляции при различных заболеваниях и неотложных состояниях, отрабатывают сердечно-легочную реанимацию. В кабинете здорового ребенка у студентов формируются профессиональные компетенции по уходу, пеленанию, кормлению, закаливанию детей. Изучение хирургического инструментария и формирования навыков по хирургическому профилю проводится в перевязочной. Отработка акушерско-гинекологических манипуляций осуществляется в кабинете женской консультации и родильном зале.
Наличие симуляционного кабинета позволяет проводить учебную практику в имитационных кабинетах согласно рабочим программам учебной практики профессиональных модулей. Анализируя итоги учебной практики, преподаватели профессиональных модулей отметили, что студенты совершенствуют приобретенные умения и навыки. Это создает предпосылки для формирования компетенций во время производственной практики. Общие и непосредственные руководители производственной практики отмечают, что студенты, прошедшие подготовку в симуляционном кабинете, более адаптированы к работе с пациентами в условиях стационара.
По результатам анкетирования студентов 100% опрошенных отметили высокую удовлетворенность созданными условиями для практического обучения в симуляционном кабинете. Повысился интерес студентов к практическим занятиям. Хотя симуляционный тренинг и не заменит в полной мере клиническую практику, однако он значительно повысит уровень практической подготовки студентов, что отразится на качестве учебной и производственной практики, сократит число ошибок при диагностике, лечении и выполнении простых сестринских вмешательств.
Именно в условиях симуляционного обучения содержание обучения может быть направлено не только на освоение отдельных навыков, но и на междисциплинарное обучение работе в команде, выработку безопасных форм профессионального поведения и навыков общения с пациентом. В этой связи появление возможностей в организации фантомного и симуляционного обучения студентов видится нам как приемлемое и необходимое направление в учебном процессе.
В Купинском медицинском техникуме продолжается работа по оснащению симуляционных кабинетов симуляторами 3-4 уровня, что требует больших финансовых затрат.
Обучение персонала по работе с симуляторами 3-4 уровня, работа по учебно-методическому оснащению симуляционных кабинетов -приоритетная задача в методической работе преподавателей профессиональных модулей.
|
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.