Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Компетентностный подход в образовании и новые ФГОС, как способ повышения качества профессионального образования

16.11.2011 1008 2638
Тигунцева Людмила Ивановна
Тигунцева Людмила Ивановна, преподаватель

Иркутский колледж экономики сервиса и туризма

Отличительные для начала 21 века изменения в характере образования – в направленности, целях, содержании – все более ясно ориентирует его на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти накапливающиеся изменения нашли отражение в федеральном законе «Об образовании», они обозначили смены образовательной парадигмы, что отмечается многими исследователями. Сейчас уже не требует доказательств утверждения о том, что обеспечение высокого, конкурентоспособного качества продукции или услуг -  это ключевой фактор завоевания лидирующих позиций учреждения СПО в любом направлении деятельности.


Не может отразиться на миссии образовательного учреждения и наблюдаемое изменение роли человека в производстве.


Все чаще сотрудник организации рассматривается не только,  как не возобновляемый ресурс – элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов (трудовой функции, социальных отношений, состояния работника), но как главная ценность организации, ее конкурентное преимущество, а значит, стратегия и структура организации должны строиться исходя их желаний и способностей человека. И такой человекоцентристкий подход тесно связан с концепцией всестороннего развития личности.

Многоплановость и противоречивость социальной действительности предполагают соответствующее реагирование системы СПО на вопросы формирования личности и подготовки специалистов. Этот процесс не может быть конструирован в жестких рамках или характеристиках.


Отечественные ученые называют различные параметры модели специалиста, степени воздействия условий и факторов на ее формировании Различают: модель специалиста и модель подготовки специалиста, модель учебной и познавательной деятельности по овладению профессией, формы связи с производством, квалификационные характеристики специалиста.


Однако сегодня модель специалиста-выпускника выстраивается на основании федерального государственного образовательного стандарта. Основным недостатком является описательный характер модели; она не всегда учитывает объективные факторы быстро развивающего научно-технического прогресса, воздействие многочисленных экономических, политических, социальных и демографических условий.


Вместе с тем, постоянно меняющееся общество, непредвиденные ситуации, нарастающий объем информации, усложнение отношений между людьми диктует необходимость формирования такой личности, которая умеет жить в этих условиях, решать сложнейшие задачи, профессионально и личностно значимые. Отечественные ученые все чаще и чаще обращаются к постановке вопроса о формировании и подготовке специалиста-проблемника, что предполагает модель специалиста, которая должна быть гибкой, динамичной, постоянно корректируемой в профессии и специальности.


В связи с этим мы интерпретируем модель специалиста как гибкую, с определенным набором ключевых компетенций личность, способную успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности. Сегодня складывается концепция компетенции, которая начинает играть существенную роль в профессиональном образовании и становлении современного специалиста.


Понятие «компетенция» широко рассматривается и в зарубежной, и в отечественной научной литературе. Прежде всего, его определяют как совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы. В данной статье умения рассматриваются как способность и готовность эффективно применять знания на практике, в конкретной ситуации, в профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности.


Современный рынок труда требует от специалиста владения определенными основными компетенциями.


Политические и социальные компетенции – способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов.


Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. – Для того чтобы контролировать проявления расизма и ксенофобии, развивать климат толерантности, образование должно оснастить молодых людей межкультурными компетенциями: принятием различий, уважением непохожих на тебя и способностью жить с людьми других культур, языков и религий.


Концепции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, с акцентом на то, что людям, без этих умений угрожает социальная изоляция. В этом контексте все большее значение приобретает владение более чем одним языком.


Концепции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями в первую очередь необходимо для формирования критического суждения в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой.


Способность учиться на протяжении жизни, что можно считать основой непрерывного обучения.


Очевидно, что ключевые компетенции – самое общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе. Считая, что компетенции – это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действия, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека, можно выделить три основных группы компетентностей, необходимых специалисту:


Качество образования, прежде всего, обеспечивается актуальностью содержания и применением эффективных технологий обучения. Содержание образования должно включать набор необходимых знаний, умений и навыков для успешной профессиональной деятельности и постоянно корректироваться с учетом самых последних достижений и соответствующей отрасли.


В этих условиях от всех участников процесса обучения требуется способность адаптироваться к быстро меняющимся условиям, умение находить, анализировать и систематизировать информацию. Человек должен научиться учить, а именно на это должна быть нацелена деятельность учебных заведений. Сегодня решение такой задачи невозможно без умелого внедрения в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), подкрепленных методически выверенной многолетней педагогической практикой, накопленной в академической среде высшего профессионального образования.


Такой подход, реализуемый с использованием интеллектуального и технического потенциала заинтересованных учебных заведений, основанной на четко регламентированном плане мероприятий, согласованный с единой политикой развития государственной системы образования и подкрепленный финансовой поддержкой со стороны государство, приведет к совершенствованию и развитию единой образовательной среды страны. В последнее время государство уделяет данному направлению внутренней политики большое внимание, считая его одним из приоритетных.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*