Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОтличительные для начала 21 века изменения в характере образования – в направленности, целях, содержании – все более ясно ориентирует его на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти накапливающиеся изменения нашли отражение в федеральном законе «Об образовании», они обозначили смены образовательной парадигмы, что отмечается многими исследователями. Сейчас уже не требует доказательств утверждения о том, что обеспечение высокого, конкурентоспособного качества продукции или услуг - это ключевой фактор завоевания лидирующих позиций учреждения СПО в любом направлении деятельности.
Не может отразиться на миссии образовательного учреждения и наблюдаемое изменение роли человека в производстве.
Все чаще сотрудник организации рассматривается не только, как не возобновляемый ресурс – элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов (трудовой функции, социальных отношений, состояния работника), но как главная ценность организации, ее конкурентное преимущество, а значит, стратегия и структура организации должны строиться исходя их желаний и способностей человека. И такой человекоцентристкий подход тесно связан с концепцией всестороннего развития личности.
Многоплановость и противоречивость социальной действительности предполагают соответствующее реагирование системы СПО на вопросы формирования личности и подготовки специалистов. Этот процесс не может быть конструирован в жестких рамках или характеристиках.
Отечественные ученые называют различные параметры модели специалиста, степени воздействия условий и факторов на ее формировании Различают: модель специалиста и модель подготовки специалиста, модель учебной и познавательной деятельности по овладению профессией, формы связи с производством, квалификационные характеристики специалиста.
Однако сегодня модель специалиста-выпускника выстраивается на основании федерального государственного образовательного стандарта. Основным недостатком является описательный характер модели; она не всегда учитывает объективные факторы быстро развивающего научно-технического прогресса, воздействие многочисленных экономических, политических, социальных и демографических условий.
Вместе с тем, постоянно меняющееся общество, непредвиденные ситуации, нарастающий объем информации, усложнение отношений между людьми диктует необходимость формирования такой личности, которая умеет жить в этих условиях, решать сложнейшие задачи, профессионально и личностно значимые. Отечественные ученые все чаще и чаще обращаются к постановке вопроса о формировании и подготовке специалиста-проблемника, что предполагает модель специалиста, которая должна быть гибкой, динамичной, постоянно корректируемой в профессии и специальности.
В связи с этим мы интерпретируем модель специалиста как гибкую, с определенным набором ключевых компетенций личность, способную успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности. Сегодня складывается концепция компетенции, которая начинает играть существенную роль в профессиональном образовании и становлении современного специалиста.
Понятие «компетенция» широко рассматривается и в зарубежной, и в отечественной научной литературе. Прежде всего, его определяют как совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы. В данной статье умения рассматриваются как способность и готовность эффективно применять знания на практике, в конкретной ситуации, в профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности.
Современный рынок труда требует от специалиста владения определенными основными компетенциями.
Политические и социальные компетенции – способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов.
Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. – Для того чтобы контролировать проявления расизма и ксенофобии, развивать климат толерантности, образование должно оснастить молодых людей межкультурными компетенциями: принятием различий, уважением непохожих на тебя и способностью жить с людьми других культур, языков и религий.
Концепции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, с акцентом на то, что людям, без этих умений угрожает социальная изоляция. В этом контексте все большее значение приобретает владение более чем одним языком.
Концепции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями в первую очередь необходимо для формирования критического суждения в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой.
Способность учиться на протяжении жизни, что можно считать основой непрерывного обучения.
Очевидно, что ключевые компетенции – самое общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе. Считая, что компетенции – это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действия, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека, можно выделить три основных группы компетентностей, необходимых специалисту:
Качество образования, прежде всего, обеспечивается актуальностью содержания и применением эффективных технологий обучения. Содержание образования должно включать набор необходимых знаний, умений и навыков для успешной профессиональной деятельности и постоянно корректироваться с учетом самых последних достижений и соответствующей отрасли.
В этих условиях от всех участников процесса обучения требуется способность адаптироваться к быстро меняющимся условиям, умение находить, анализировать и систематизировать информацию. Человек должен научиться учить, а именно на это должна быть нацелена деятельность учебных заведений. Сегодня решение такой задачи невозможно без умелого внедрения в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), подкрепленных методически выверенной многолетней педагогической практикой, накопленной в академической среде высшего профессионального образования.
Такой подход, реализуемый с использованием интеллектуального и технического потенциала заинтересованных учебных заведений, основанной на четко регламентированном плане мероприятий, согласованный с единой политикой развития государственной системы образования и подкрепленный финансовой поддержкой со стороны государство, приведет к совершенствованию и развитию единой образовательной среды страны. В последнее время государство уделяет данному направлению внутренней политики большое внимание, считая его одним из приоритетных.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.