Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время одной из серьезных проблем образовательных учреждений среднего профессионального образования является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего педагоги старше 35-40 лет. К тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, но потом происходит спад. У педагогов заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость.
Психологическая поддержка педагогов в ситуации эмоционального выгорания должна стать приоритетной линией работы в образовательном учреждении.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ или «профессиональное выгорание») - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.
СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у педагога нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.
Основные факторы, способствующие выгоранию:
1) организационные факторы: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений.
2) личностный фактор: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с блокированием в себе негативных переживаний.
Выделяют следующие три ключевых признака СЭВ:
1) Истощение. Оно наступает, когда педагог полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.
2) Личностная отстраненность, когда человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства.
Утрачивается интерес к студентам, которые воспринимаются на уровне неодушевленных предметов, само присутствие которых порой неприятно.
3) Ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки. Педагог не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой.
Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности.
Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:
1) физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; бессонница; плохое общее состояние здоровья; головокружение; повышение артериального давления; язвы; болезни сердечно-сосудистой системы);
2) эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, депрессия);
3) поведенческие симптомы (во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, лекарств; импульсивное эмоциональное поведение);
4) интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, скука, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, нежели творческому подходу);
5) социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение непонимания других и другими).
Таким образом, СЭВ характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни.
Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.
1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Педагог доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.
2. Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у педагога теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации он может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.
3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям - хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности.
4. Четвертая стадия (кризис). Развиваются хронические заболевания, в результате чего педагог частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.
5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний.
Способы профилактики и преодоления СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его преодолении.
Профилактические, реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков СЭВ у педагога необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).
Существенная роль в борьбе с СЭВ отводится самому педагогу. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:
1) определение краткосрочных и долгосрочных целей (это обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что педагог находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);
2) использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
3) овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса);
4) профессиональное развитие и самосовершенствование (обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции);
5) уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);
6) эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным. В колледже возможно создание клуба педагогов, на заседании которого они могут общаться и обсуждать возникшие проблемы);
7) поддержание хорошей физической формы (между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).
Для педагога не всегда самыми важными являются материальные стимулы, но не менее значимы и моральные. Удовлетворение потребности в признании, самоутверждении, самовыражении позволяют избежать и преодолеть СЭВ. Возможно применение следующих форм данной работы:
1) смотр педагогических достижений;
2) ежегодный конкурс «Учитель года»;
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.