Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психологическая профилактика профессиональной деформации педагога

04.04.2011 613 3143
Куликова Л.В., педагог-психолог

Мезенский педагогический колледж

В настоящее время одной из серьезных проблем  образовательных учреждений среднего профессионального образования является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего педагоги старше 35-40 лет. К тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, но потом происходит спад. У педагогов заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость.

 

Психологическая поддержка педагогов в ситуации эмоционального выгорания должна стать приоритетной линией работы в образовательном учреждении.

 

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ или «профессиональное выгорание») - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.

 

            СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

 

Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у педагога нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.

 

Основные факторы, способствующие выгоранию:

 

1) организационные факторы: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений.

 

2) личностный фактор: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с блокированием в себе негативных переживаний.

 

Выделяют следующие три ключевых признака СЭВ:

 

1) Истощение. Оно наступает, когда педагог полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.

 

2) Личностная отстраненность, когда человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства.      

 

    Утрачивается интерес к студентам, которые воспринимаются на уровне неодушевленных предметов, само присутствие которых порой неприятно.

 

3) Ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки.  Педагог не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой.

 

Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности.

 

Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

 

1)  физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; бессонница; плохое общее состояние здоровья; головокружение; повышение артериального давления; язвы; болезни сердечно-сосудистой системы);

 

2) эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, депрессия);

 

3) поведенческие симптомы (во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, лекарств; импульсивное эмоциональное поведение);

 

4)   интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, скука, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, нежели творческому подходу);

 

5) социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение непонимания других и другими).

 

Таким образом, СЭВ характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни.

 

Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.

 

1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Педагог доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.

 

2. Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у педагога теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации он может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.

 

3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям - хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности.

 

4. Четвертая стадия (кризис). Развиваются хронические заболевания, в результате чего педагог частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

 

5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний.

 

   Способы профилактики и преодоления СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его преодолении.

 

    Профилактические, реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков СЭВ у педагога необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).

 

    Существенная роль в борьбе с СЭВ отводится самому педагогу. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:

 

1)   определение краткосрочных и долгосрочных целей (это обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что педагог находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);

 

2) использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

 

3) овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса);

 

4) профессиональное развитие и самосовершенствование (обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции);

 

5)  уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);

 

6)  эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным.  В колледже возможно создание клуба педагогов, на заседании которого они могут общаться и обсуждать возникшие  проблемы);

 

7)  поддержание хорошей физической формы (между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).

 

    Для педагога не всегда самыми важными являются материальные стимулы, но не менее значимы и моральные. Удовлетворение потребности в признании, самоутверждении, самовыражении позволяют избежать и преодолеть СЭВ. Возможно применение следующих форм данной работы:

 

1) смотр педагогических достижений;

 

2) ежегодный конкурс «Учитель года»;

3) система поощрений педагогов (премия по итогам года и участия в методической работе; благодарность в приказе; ценный подарок; отгул;  направление на курсы переподготовки и повышения квалификации; дополнительные дни к отпуску; представление к награждению).



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*