Бурматов: В действиях Министерства образования нет стратегии

10.08.2015 172

Министерство образования РФ, ведомство, которое должно формулировать образовательную стратегию и реализовывать государственную политику в этой сфере, в реальности не имеет ни того, ни другого. Об этом в понедельник, 10 августа, заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, член Генсовета «Единой России» Владимир Бурматов, комментируя итоги приемной кампании в российские вузы. Парламентарий подверг критике действия Министерства образования, обвинив ведомство в непоследовательности и недостаточной компетентности. По мнению депутата, эти недостатки не позволили Минобру реализовать в полной мере те возможности, которые у него были в этом году.

«Увеличение количества мест на инженерные специальности в ведущих вузах России – это то чего нам удалось добиться в этом году. «Единая Россия» настаивала на этом очень давно, мы неоднократно заявляли, что ни о каком импортозамещении и развитии отечественных производств не может идти и речи до тех пор пока мы не «импортозаместим» высококвалифицированные инженерные кадры, которые сейчас массово завозятся в Россию из-за рубежа. Наша позиция была услышана, и целому ряду российских вузов были даны дополнительные бюджетные места по важнейшим для экономики страны направлениям: «Приборостроение», «Строительство», «Химическая технология», «Информационные системы и технологии», «Металлургия», «Технологические машины и оборудование», «Информатика и вычислительная техника», и многим другим. Используя этот потенциал можно было бы сделать серьезный шаг в направлении подготовки целого поколения высококвалифицированных молодых инженеров, однако ряд ошибочных решений Министерства образования поставил успех этого мероприятия под вопрос», - отметил Бурматов.

По мнению депутата, министерство образования допустило целый ряд системных просчетов, которые во многом поставили под угрозу подготовку инженерных кадров. В частности, ведомством не были ликвидированы проблемы в школьном математическом образовании, не проведена работа по профориентации школьников на инженерные специальности и их популяризации, предпринята попытка отнять льготы у выпускников техникумов и колледжей, многие из которых также могли бы пойти учиться по техническим и инженерным специальностям.

«Математическое образование в российских школах испытывает системные проблемы, ситуация требует безотлагательного вмешательства: по данным Рособрнадзора четверть выпускников школ не могут решить даже элементарную задачу для шестого класса. Напомню, еще несколько лет назад мы называли математическое образование в России флагманом и драйвером всей образовательной системы. За последние три года при сменившемся руководстве Минобразования ситуация существенно ухудшилась. При этом, вместо того, чтобы принимать экстренные меры по спасению математического образования в школах и повышению качества преподавания математики, Минобр, видимо, признавая собственное бессилие, упрощает процедуру сдачи экзамена, то снижая минимальные баллы экзамена, то разделяя ЕГЭ по математике на базовый и профильный. Мол, учить нормально не можем, зато будем не так строго спрашивать. Это порочная практика»,  - заявил Бурматов.

Депутат подчеркнул, что результатом такого подхода становится ситуация, когда на инженерные специальности зачастую приходят те, кто не очень хорошо знает базовые предметы, в том числе – математику. «Многие из ребят просто не готовы усваивать образовательную программу в вузе. Это не их вина, им не хватает школьных знаний. При этом их не отчисляют до самого конца, потому что вуз заинтересован сохранить максимальное количество студентов, они получают дипломы и становятся специалистами, квалификация которых соответствующая. Сломать эту тенденцию – важнейшая задача Минобра, которая не выполнена. В итоге количество бюджетных мест на инженерные специальности растет, а уровень абитуриентов, которые приходят на них – падает. Эффект для экономики от этого представить несложно», - отмечает Бурматов.

Парламентарий отметил и явно недостаточные действия Министерства образования по популяризации инженерного образования и организации профориентационной работы в школах, без которых многие вузы сталкиваются с проблемой недобора на бюджетные места по инженерным и техническим направлениям подготовки, что приводит к невысокому конкурсу, а иногда и его отсутствию и сказывается не лучшим образом на проходном балле, который существенно ниже чем на «раскрученных» специальностях гуманитарного профиля, и на подготовке поступающих абитуриентов.

«В плане популяризации инженерных специальностей мы видим просто вопиющие бездействие Министерства образования. Более того, складывается такое впечатление, что предпринимаются шаги для того, чтобы престиж инженерного образования наоборот подорвать, вроде недавней попытки отнять льготы у поступающих в вузы выпускников техникумов. Я спросил у молодых инженеров, работающих в крупнейших российских компаниях, для которых читал лекцию на международном форуме «Инженеры будущего», кто из них до поступления в вуз учился в техникумах. Оказалось, около сорока процентов. Причем, все заявляют, что это отличная школа и хорошая база для подготовки к поступлению в вуз на техническую специальность. И вот эту возможность у ребят хотели забрать, отменив льготы. Более нелепого действия придумать сложно. О каком тут престиже инженерного и технического образования можно говорить? А потом мы удивляемся, почему половина выпускников школ выбирает ЕГЭ по обществознанию и готовится пополнить неисчислимую армию экономистов, маркетологов, юристов, пиарщиков и социологов. В этом году льготы для поступающих в вузы выпускников техникумов удалось отстоять благодаря позиции «Единой России». Однако нет никаких гарантий, что Минобразования не предпримет новых попыток их отменить и не нанесет очередного удара по престижу инженерных специальностей, в результате чего эти направления в вузах снова столкнутся с недобором студентов», - подчеркивает Бурматов.

По мнению депутата, исправление системных недочетов в работе министерства образования могло бы существенно повысить эффективность подготовки инженерных кадров. Без этого, действия ведомства будут по-прежнему носить хаотичный характер, не имеющий ничего общего ни со стратегией, ни с оформленной политикой, а средства налогоплательщиков, которые идут на создание бюджетных мест в инженерных вузах, будет расходоваться неэффективно.

 

Источник: Департамент взаимодействия со СМИ Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*