В основу школьной инклюзии положен индивидуальный подход к каждому ребенку

01.07.2015 200

Эксперты различного уровня подвели первые итоги реализации программы «Доступная среда» в системе общего образования в ток-шоу, организованном на базе МИА «Россия сегодня». В тематической дискуссии приняли участие представители профильных министерств, общественных организаций, родительские ассоциации и региональные эксперты.

Реализация программы по созданию доступной образовательной среды проводится Министерством образования и науки Российской Федерации по различным направлениям. Так, ранее был сформирован значительный пул нормативных документов, гарантирующих любому ребенку право на образование, вне зависимости от особенностей его развития. В настоящий момент все регионы России вовлечены в процесс планомерного целенаправленного создания условий для инклюзивного образования: функционирует около 6 тысяч базовых образовательных организаций, реализующих инклюзивные программы.

«Нельзя говорить, что до вступления в силу закона «Об образовании в РФ» у нас не было инклюзии. В регионах существует немало подобных эффективных практик. Сегодня меняются масштабы этого процесса. И усилия Министерства сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации системы создать среду, обеспечивающую доступность качественного образования для ребят с особыми образовательными потребностями с учетом их индивидуальных психофизических особенностей», – подчеркнула Людмила Вакорина, заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России.

Об успешном опыте реализации с 2011 года принципов инклюзивного образования рассказала Наталья Игловская, координатор направления в МБОУ «СОШ № 84» г. Северска Томской области: «Мы не сторонники того, чтобы делать упор на название «инклюзивная школа». Наша школа, в которой создана доступная, комфортная среда − для всех детей». По словам выступающей, проблем на пути становления новой модели было много, но решить их удалось благодаря межведомственному взаимодействию.

Одной из главных задач инклюзии в образовании остается проблема подготовки кадров. За 5 лет существования программы «Доступная среда» обучение прошли более 27 тысяч педагогов.

«Сегодня профессиональный стандарт педагога задает высокую планку. Каждый учитель должен владеть инклюзивными технологиями, обеспечивая индивидуальную траекторию обучения любого ребенка», – отметила Светлана Алехина, проректор Московского городского психолого-педагогического университета.

При этом она подчеркнула, что педагогическому сообществу предстоит скоординировать свои действия, наладить общение и обмен опытом по вопросам инклюзивного образования.

Вопрос психологической поддержки педагогов подняла Валерия Кэролл, старший преподаватель Колледжа социальных наук Университета Линкольн (Великобритания). Она отметила, что педагогам не только требуется время на освоение новых профессиональных компетенций, они должны получать психологическую помощь и поддержку со стороны специалистов.

Елена Клочко, сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной Палате РФ, в своем выступлении отметила, что инклюзия не должна ограничиваться лишь системой образования, эта идеология должна сопровождать ребенка на всех этапах его жизни, начиная с самого раннего возраста.

Об опыте внедрения инклюзивных практик в Москве рассказала Ольга Москвичева, заведующая сектором обеспечения реализации образовательных программ общего образования для лиц с особыми образовательными потребностями Департамента образования г. Москвы. По ее словам, в столице создана система оказания услуг детям с особыми потребностями. В московских школах обучается более 53 тысяч детей с ОВЗ и инвалидностью. В системе среднего профессионального образования – более 2 тысяч детей-инвалидов. Учитывая важность непрерывности инклюзивного процесса, все дети с особыми образовательными потребностями обеспечены местами в дошкольных образовательных организациях, подчеркнула Ольга Москвичева.

В ходе дискуссии, эксперты подчеркнули, что в один момент переключить страну на новое инклюзивное мышление не получится. Но масштабная, планомерная работа в этом направлении уже позволяет говорить о положительной динамике реализации инклюзивных процессов во всех регионах страны.

 

Источник: Министерство образования и науки Российской Федерации

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*