Источник: Российская газета
Текст: Ирина Ивойлова
- Среднее профобразование получают 2 миллиона 800 тысяч человек. За последние два года число обучающихся снизилось на 10 процентов, - уточнил председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов на "круглом столе" в Мосгордуме, где представители минобрнауки, депутаты и руководители колледжей обсудили проблемы подготовки рабочих кадров.
Почему падает число студентов колледжей, хотя предприятиям они остро нужны? Сказывается недостаточный престиж рабочих специальностей, высокая конкуренция со стороны вузов и кадров из соседних стран, мизерные стипендии, низкие зарплаты мастеров производственного обучения. В некоторых регионах почти 80 процентов преподавателей - пенсионеры. Молодежь работать в колледжах не хочет.
Большие надежды возлагаются на дуальное обучение. Суть его в том, что в подготовке рабочего на равных заняты профессиональная школа и работодатели. Каждое седьмое предприятие Германии так или иначе участвует в подготовке программ и определении сроков учебы, вкладывает свои средства в подготовку специалиста. И выпускники школ там ищут не колледж или вуз, а предприятие, которое возьмет его на практику, а потом - на работу. Во время учебы он получает хорошую стипендию. У нас дуальное образование есть только в некоторых колледжах пилотных регионов - в Калужской, Ульяновской, Ярославкой областях, Пермском и Красноярском краях. Интерес проявили еще 23 региона. Но все не так просто. Отечественные предприниматели не готовы вкладывать деньги в подготовку специалистов. А у колледжей нет производственной базы и кадров. Да и многие программы устарели. Среднему мировому уровню наши студенты колледжей соответствуют только в сфере информационных технологий и информатизации. На одном из международных конкурсов наши будущие рабочие не смогли установить заготовку в обрабатывающий станок!
- В колледжах нужен целевой набор и государственно-частное партнерство. Допустим, предприятие дает 30 процентов, государство - 70. Но деньги - это еще не все. Мне нужны сборщики микросхем, но колледжи их не готовят. В такой ситуации многие предприятия, - рассказал директор НПО "Сапфир" Александр Сметанов.
Максим Довгялло, советник гендиректора "СУЭК", обратил внимание на то, что в добывающей отрасли сложилась парадоксальная ситуация: чтобы обучить рабочего, надо показать ему горно-шахтное оборудование, а спускать человека без диплома в шахту запрещено.
Как еще можно привлечь работодателей к подготовке кадров? Налоговыми льготами и преференциями. Депутаты предложили разработать механизм поощрения предприятий, инвестирующих в систему профобразования. Среди других предложений - повысить зарплаты мастерам колледжей, обеспечить студентов и преподавателей качественным медобслуживанием, усилить профориентационную работу в школах.
Какие профессии станут самыми востребованными в 2018 году?
Слесари-механики, слесари-сборщики, слесари-ремонтники промышленного оборудования, станочники на металлообрабатывающих станках, наладчики станков и оборудования, слесари-сборщики радиоэлектронных приборов.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.