План работы SKILLSDEVELOPMENTWORKINGGROUP в рамках председательства России в деловом совете БРИКС на 2015-2016 гг.

04.06.2015 279

Рабочая группа по сотрудничеству в сфере профессиональной подготовки кадров (SkillsDevelopmentWorkingGroup, далее – Рабочая группа по кадрам) является одной из семи рабочих групп Делового совета стран БРИКС, ответственной за обмен лучшими практиками в сфере подготовки кадров с целью преодоления разрыва между потребностями быстрорастущих экономик стран БРИКС и качеством образования в этих странах. Ключевая задача работы Группы – формирование общего видения развития компетенций будущего и разработка совместных проектов в целяхего реализации.

Работа группы направлена на выработку коллективного видения будущего рынка труда на основе объективных тенденций развития экономик стран БРИКС, формулирование новых требований к навыкам и компетенциям, формулирование нового кадрового заказа, а также разработку проектов сотрудничества и механизмов развития человеческого капитала в странах БРИКС. Отдельной задачей Рабочей группы станет формирование условий для дальнейшего запуска SkillsDevelopmentFund с целью финансового обеспечения проектов в сфере профессиональной подготовки кадров в рамках Банка развития БРИКС.

Ключевым инструментом работы группы станет применяемый совместно Россией и Международной организацией труда метод «Rapid-Forsight» для прогнозирования потребности в новых компетенциях в развивающихся странах. Метод «Rapid Foresight» позволяет  формировать согласованное коллективное видение будущего и в конечном итоге проектировать коллективные действия в контексте данного образа. Планирование работы Группы будет осуществлено на форсайт-сессии в Москве, 5-7 июля, в преддверии VIIсаммита БРИКС в Уфе.

На 2015-2016 гг. запланированы следующие встречи и форматы работы Группы по кадрам:

  • Форсайт-сессия вКазани в рамках деловой программы финала III Национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkillsRussia 2015 22-23 мая 2015 г. с участием официальных и технических делегатов движения WorldSkillsInternational, индустриальных и стратегических партнеров движения WorldSkills, а также международных экспертов в области экономического роста и профессионального образования. По итогам форсайт-сессии будут построены карты будущих компетенций рабочих, выделены десять наиболее перспективных профессий будущего, а также выработаны проектные инициативы, необходимые для обеспечения формирования глобальной образовательной экосистемы.
  • Петербургский международный экономический форум, 18-20 июня 2015 г.Панельная дискуссия «Подготовка кадров: кто должен формулировать запрос?» с участием членов Рабочей группы, приглашенных экспертов из Делового совета БРИКС, а также представителей крупного бизнеса, посвященная обмену лучшими практиками и использованию опыта стран БРИКС в области подготовки кадров для усиления национальных экономик. В рамках дискуссии планируется формирование рамочной повестки работы по развитию навыков будущего в странах БРИКС, а также презентация результатов, полученных по итогам форсайт-сессии в Казани и сессии GEF (GlobalEducationFutureForum) в Сан-Франциско (апрель, 2015 г.).
  • Официальная встреча Рабочей группы в рамках работы Делового совета БРИКС к саммитув Уфе, 5-7 июля. Планирование работы группы насреднесрочную и долгосрочную перспективу в рамках форсайт-сессии, обсуждение инициатив, предлагаемых группой к реализации в течение не менее пяти лет, а также разработка стратегии запуска SkillsDevelopmentFund.
  • Встреча Группы в Сан-Паоло, 12-14 августа 2015 г. Международная презентация результатов сессии GEF (Global Education Future Forum) в Сан-Франциско и форсайт-сессии в Казани. Официальное подтверждение запуска SkillsDevelopmentFund, публичное обсуждение инициатив и проектов, предлагаемых группой к реализации.
  • Участие группы в основной программе WorlskillsHi-Tech в Екатеринбурге, 1-3 ноября 2015 г. Участие членов группы в экспертных обсуждениях и дискуссиях по вопросам подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности.
  • Форсайт-сессия в Сингапуре, ноябрь 2015 г. Включение азиатских стран в повестку стран БРИКС по развитию навыков и компетенций. Включение в работу технологических экспертов, разработка механизмов регулирования с учетом тенденций технологического развития.
  • Международный экономический форум в Давосе, январь 2016 г. Доклад будущего глобального образования с учетом результатов проведенных форсайт-сессий в течение года.
  • Деловой форум БРИКС в Москве, январь-февраль 2016 г. Заседание Делового совета БРИКС, а также работа по группам по текущей повестке. Презентация промежуточных результатов работы Группы за год,обсуждение первых итогов запуска проектов Группы.
  • Петербургский международный экономический форум, 2016 г. Итоговая презентация работы Группы за год, обсуждение итогов реализации проектов Группы.

Принятие Концепции SkillsDevelopmentFund запланировано на ноябрь 2015 г.

Рабочая группа станет площадкой для апробации и тиражирования трех проектов, основанных на лучших практиках и успешном опыте международного сотрудничества в сфере человеческого капитала. К данным проектам относятся разработка совместного Атласа новых профессий стран БРИКС (предлагаемый оператор проекта – МШУ Сколково), проведение глобального форсайта образования стран БРИКС (предлагаемый оператор проекта – Сколтех) и проведение чемпионата рабочих и инженерных профессий по стандартам WorldskillsInternational между странами БРИКС. Запуск проектов запланирован на сентябрь 2015 г.

 

Описание проектов, планируемых к запуску в рамках работыSkillsDevelopmentWorkingGroup

Глобальное будущее образования (GlobalEducationFutures) – уникальный международный проект, запущенный в октябре 2014 г. группой лидеров российского образования на основе «Доклада о будущей повестке образования». Это первый международный неправительственный форсайт образования, проводящийся в интересах сообщества, глобальных образовательных инноваторов и направленный на стимулирование системных инноваций для построения образовательных экосистем будущего. Запуску проекта предшествовала пятилетняя работа над форсайтом образования, который был проведен при поддержке Агентства и Московской школы управления Сколково с участием нескольких тысяч российских экспертов из сферы среднего и высшего образования, профессионального образования и обучения для взрослых, индустрии детских товаров и сервисов, информационно-коммуникационного сектора и смежных отраслей.

Направлением реализации проекта под председательством России в БРИКС станет цикл семинаров с представителями бизнеса и регуляторов стран БРИКС, по результатам которых будет подготовлен и опубликован Доклад рабочей группы о развитии навыков в странах БРИКС. Практический результат доклада – определение направлений кооперации стран БРИКС и стран-партнеров в сфере развития навыков, позволяющих сделать экономики стран БРИКС более конкурентоспособными, повысить производительность труда, увеличить степень технологичности национальных экономик и интенсифицировать кооперацию между странами в сфере подготовки кадров.

Атлас новых профессий стран БРИКС – профориентационный проект, направленный на создание конкурентной системы подготовки кадров.

Впервые в России Агентство и Московская школа управления Сколково и провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 3000 российских и международных экспертов с целью выявить востребованные профессии в 25 отраслях экономики. Эксперты обсуждали технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач, а также строили отраслевые «карты будущего», при помощи которых выявляли спрос на новые компетенции и выстраивали образ новых профессий. Одним из результатов исследования стал «Атлас новых профессий».

На сегодняшний день Атлас начинает активно использоваться в профориентационной деятельности в Российской Федерации. Например, Сибирский федеральный университет провел конкурс для абитуриентов, в котором предложил провести ревизию текущих направлений подготовки под новые профессии, указанные в Атласе; Смоленская область провела летний лагерь «Архитектура таланта» на основе профессий Атласа; ряд компаний создали инструменты профессиональной ориентации на основе Атласа.

Направлением реализации проекта под председательством России в БРИКС станет совместная публикация стран БРИКС о профессиях будущего, которые будут востребованы в экономиках стран БРИКС в связи с изменением технологий и практик производства. Материал будет создан на основе «Атласа новых профессий» и на основе прогноза будущих профессий бразильской системы профессионального образования SENAI (включает более 160 профессий в 12 отраслях экономики).

Предлагается следующий механизм реализации проекта:

  • материалы «Атласа» и результаты исследований SENAI будут переведены на английский язык, будут сформированы единые описания прогнозов развития отраслей и единые списки профессий. Будет проведена встреча рабочих групп представителей России и Бразилии для создания общего документа. Ориентировочные сроки: октябрь 2015;
  • материалы будут переданы представителям Индии, Китая и Южной Африки. Будут проведены презентационные и обучающие сессии с представителями этих стран. Далее представители Индии, Китая и ЮАР самостоятельно верифицируют содержание Атласа БРИКС с отраслевыми экспертами из своих стран и предложат дополнения к Атласу. Ориентировочные сроки: ноябрь 2015 – январь 2016;
  • совместная рабочая группа России и Бразилии внесет дополнения в общий документ. Будет проведен итоговый семинар с представителями стран БРИКС, на котором будет верифицирован итоговый Атлас новых профессий стран БРИКС. Ориентировочные сроки: февраль 2016.

Проведение чемпионата рабочих и инженерных профессий по стандартам WorldskillsInternational между странами БРИКС (Чемпионат WorldSkills БРИКС) –проведение чемпионата по стандартам WorldSkillsInternational (WSI) с целью содействия синхронизации стандартов в области подготовки кадров между странами БРИКС. Сотрудничество предполагает формирование перечня востребованных и перспективных профессий, сопоставление и интеграцию стандартов, обмен экспертными мнениями, совместные тренировки членов сборных команд, обмен лучшими практиками подготовки кадров.

Проведение макрорегиональных чемпионатов и международная кооперацияактивно поддерживаются советом директоров WSI. Россия присоединилась к международному движению 17 мая 2012 года на Генеральной ассамблее WSI, проходившей в Южной Корее, и стала 60-й страной в WSI. Сейчас движение насчитывает уже 73 страны.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2014 г. № 1987-р «Об учреждении союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» было создано соответствующее некоммерческое партнерство, учредителями которого стали Минобрнауки России и Минтруда России, осуществляющие функции и полномочия учредителя Союза от имени Российской Федерации, а также Агентство.В данный момент Союзом «Ворлдскиллс Россия» разрабатываются концепции чемпионатов и конкретных механизмов взаимодействия стран БРИКС в рамках реализации мероприятий движения  WSI.

Направлением реализации проекта под председательством России в БРИКСстанет организация и проведение чемпионата WorldSkills БРИКС в 2016 году. Данное мероприятие включает в себя:

  • определение перечня профессий, наиболее востребованных в быстрорастущих экономиках стран БРИКС, в сопоставлении с отраслями экономики, требующими повышения производительности труда и создание программы по совместному развитию профессиональных стандартов на пространстве БРИКС;
  • синхронизацию стандартов рабочих профессий БРИКС через механизмы WorldSkills и деловые/профессиональные сообщества;
  • проведение перекрестного обучения ведущих экспертов по рабочим профессиям БРИКС;
  • создание программы по обмену экспертами и преподавателями, специалистами, наставниками–тренерами между российскими Специализированными Центрами Компетенций и образовательными центрами стран БРИКС;
  • использование общих тренировочных центров при подготовке национальных команд;
  • создание программы по обмену опытом команд по разным компетенциям (в формате посещения региональными и национальными командами соревнований в каждой стране);
  • создание партнерских связей между компаниями среднего и крупного бизнеса, их представительств в странах и национальных команд WorldSkills в странах БРИКС;
  • обмен опытом между странами по вопросам развития профессионального образования, в том числе создание сетевых образовательных программ для студентов в странах БРИКС на базе образовательных организаций по принципу «образовательный хаб».

 

Источник: Министерство образования и науки Российской Федерации

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*