Наталья Владимировна, экспертиз стало больше. А претензий у учителей по-прежнему много: учебники написаны плохим языком, есть ошибки, содержание не всегда соответствует современным требованиям. Почему?
Наталья Третьяк: Все-таки ошибок, уверяю вас, становится гораздо меньше. Написать хороший учебник для школы - очень трудная задача. Писать просто о сложном могут немногие авторы. Вдобавок школы переходят на новые стандарты, а это значит, что к содержанию книг предъявляются другие требования. В этом году педагогическую и научную экспертизы проводили РАО, РАН, ВШЭ, РАНХиГС, СПбГУ и МГУ. А научную историко-культурную экспертизу - Российское историческое общество (РИО). Общественной экспертизой занимались Российский книжный союз, Русская школьная библиотечная ассоциация и некоммерческое партнерство "Лига образования".
Одновременно шла работа над электронными версиями. В экспертные комиссии отбирали в первую очередь учителей, библиотекарей, членов родительских комитетов. Эксперты рассматривали электронные учебники как потребители: как открывается учебник на электронном носителе, быстро ли идут переходы с одной страницы на другую, есть ли возможность делать заметки и закладки. Затем давали свои замечания и предложения. Так что общество тоже делит ответственность с минобрнауки за качество учебников.
Что ждет учебники, к которым было много замечаний?
Наталья Третьяк: Если учебник не получил положительного результата экспертизы, он исключается из перечня. Если поступают жалобы на учебник, который прошел экспертизы, в минобрнауки их внимательно рассматривают. Допустим, жалоба признана обоснованной, тогда Научно-методический совет направляет такие учебники на повторную экспертизу. Если и она дала отрицательный отзыв, учебник исключается из федерального перечня.
Сколько обычных и электронных учебников находится на экспертизе? Успеют ли школы купить электронные книги до 1 сентября?
Наталья Третьяк: Все учебники, которые находятся в федеральном перечне учебников, должны иметь электронную версию. Сегодня в федеральном перечне 1365 учебников. Из них на 1293 мы получили положительную экспертизу, и еще 20 учебников из Татарстана прошли экспертизу впервые. Все эти учебники сейчас поступили на рассмотрение Научно-методического совета минобрнауки, за которым - окончательное решение. Результаты всех экспертиз учебников по истории России к нам должны поступить до конца апреля.
По информации Российского исторического общества, старые учебники не соответствуют историко-культурному стандарту и поэтому подлежат исключению из федерального перечня.
Надо понимать, что электронная книга - вовсе не обычные сканированные страницы бумажного носителя. Электронная версия учебника должна иметь интерактивное содержание, дополнительные иллюстрации, многое другое. Электронные версии должны работать на большинстве гаджетов с разными операционными системами и различным программным обеспечением. Все российские школы оснащены электронными досками и могут работать с такими учебниками. Подойдут для этого и обычные компьютеры.
Сколько будет стоить электронная книга?
Наталья Третьяк: Стоимость учебников определяет издательство. У минобрнауки нет полномочий регулировать цены, но мы ведем серьезную работу с издательствами и находим понимание с их стороны. Какую версию учебника закупать - обычную или электронную, дело школы. Финансирование школ на закупку учебников меняться не будет.
Почти 10 миллионов школьников должны получить новые учебники истории. Сколько авторов над ними работали? И куда школам девать старые?
Наталья Третьяк: На экспертизе было восемь новых линеек и шесть старых - всего 66 книг пяти издательств. Три линейки одобрены для использованиях в учебных заведениях. Все учебники, приобретенные ранее, могут использоваться учителями до их фактического износа. Еще в прошлом году в школы поступили методические рекомендации, которые позволяют педагогам использовать старые учебники так, чтобы преподавание соответствовало новой концепции.
Получат ли школы, как им обещали, методички с разъяснением преподавания "трудных вопросов"?
Наталья Третьяк: Конечно. Все необходимые материалы в школы уже направлены. С 2013 по 2015 год большая часть учителей истории уже прошла программу профподготовки, разработанную совместно с РАО. Большое количество дополнительных материалов есть на сайте Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Кроме того, сегодня активно развиваются сетевые сообщества, интернет-ресурсы, где преподаватели делятся друг с другом информацией и материалами, методиками. Например "открытый класс", всероссийский интернет-педсовет и другие.
- Перед нами стоят несколько задач: мы должны в ближайшее время разработать программу 11-го класса, дать такие же соответствующие предложения для начальной школы, доработать и синхронизировать линейку учебников по всемирной истории. Все это будет идти так же под эгидой Российского исторического общества при поддержке Министерства образования и науки.
ЕГЭ по истории может быть после 10-го класса
Председатель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания Павел Панкин рассказал "РГ", что во всех регионах должны быть деньги на закупку новых книг: "Новые книги нужны в первую очередь в 6-м классе. Кроме того, есть школы, работающие по линейной схеме преподавания, на которую рассчитаны новые учебники истории. Они уже сейчас могут брать учебники для 10-класса. В целом переход на новые книги будет идти 2-2,5 года". По трудным вопросам подготовлены брошюры для учителей. Первые пять выйдут в мае, а всего таких брошюр будет 15. Есть идея разместить брошюры по трудным вопросам в открытом доступе.
Новые учебники истории заканчиваются 10-м классом. "А школа в 10-м классе не заканчивается, и возникает вопрос: что будут дети делать в 11-м классе? Тут пока есть только предложения, готового решения нет", - поясняет Павел Панкин. По стандарту для старшей школы ученики должны проходить курс "Россия в мире". По идее, "Россия в мире" появится только к 2018 году. Один из вариантов: дать школьникам возможность сдать ЕГЭ по истории после 10-го класса, как сделано сейчас на географии. А потом уже изучать некий общий предмет.
Остались пока без новых учебников коррекционные школы. По словам Александра Чубарьяна, сопредседателя РИО, на экспертизу было представлено восемь "линеек"к с 6-й по 10-й класс. "Среди них была одна линейка для коррекционных школ", - уточнил Чубарьян, но эксперты ее не одобрили. Так что в спецшколах по-прежнему остаются только три рекомендованные минобрнауки книги - учебники "История России" для 7-х, 8-х, 9-х классов.
Российское историческое общество (РИО) подготовило примерную образовательную программу для школ по истории.
С 5-го по 9-й класс на историю выделено 374 часа. С 5-го по 8-й класс история должна быть два раза в неделю, в 9-м и 10-м классах - три раза.
Возможный вариант школьного курса истории России:
5-й класс - история Древнего мира
6-й класс - От Древней Руси к Российскому государству
7-й класс - Россия в ХVI - XVII вв.: от великого княжества к царству
8-й класс - Россия в конце XVII-XVIII вв.: от царства к империи
9-й класс - Российская империя в XIX - начале XX в.
10-й класс - Россия в годы "великих потрясений". 1914-1921 гг. Советское общество в 1920-1930-е гг. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг. Российская Федерация в 1991-2012 гг.
11-й класс - История России в мировом контексте (базовый и профильный уровни).
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.