История учебника

27.04.2015 201

Источник: Российская газета

 

Текст: Елена Новоселова

Создать идеальный учебник, разобраться с историей так, чтобы довольны остались и "красные", и "белые", нельзя. Но нужно объяснить школьникам, что гражданская война всех приводит к проигрышу. У авторов единого учебника истории, презентация которого прошла в "РГ", по мнению экспертов, это получилось.

"Единый учебник" - название условное. Подводя итоги двухлетней работы, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян отметил, что речь идет о "линейке" книг с шестого по 10-й классы, охватывающей всю историю нашей страны. На конкурс поступило восемь "линеек", пять сошло с дистанции. В сентябре победители появятся в школах. Но у них будет испытательный срок в год: за это время авторы учебников учтут методические и фактические замечания педагогов, а сами учителя будут иметь возможность пройти своеобразные курсы повышения квалификации на различных конференциях. И вынесут учительский вердикт в начале 2016 года на Всероссийском съезде учителей.

К слову, впервые все тексты буквально с лупой в руках вычитали архивисты. И нашли там массу исторических ляпов.

- Нас интересовало соответствие фактов, которые изложены в учебниках, исторической правде, - рассказал руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов.

- Разве можно преподавать по учебникам, где система чинов в русском государстве называется "феодальной лестницей"? Или написано, что в Угличе после убийства царевича Дмитрия бьет вечевой колокол. Но вече уже сто лет как не существовало на Руси. А вот еще перл: деятель смуты Телятевский называется черниговским князем, хотя удельных князей уже давно к этому моменту не было.

Особые споры среди экспертов и интерес СМИ вызвал вопрос, на каком историческом событии нужно ставить точку, чтобы исключить политическую конъюнктуру. К примеру, в одном из победивших в конкурсе учебников последние 25 страниц посвящены совсем свежим событиям и заканчиваются воссоединением с Крымом.

- В новых учебниках нет вердиктов и жестких оценок, - считает Александр Чубарьян. - Есть описание событий, к примеру, рассказывается, что такое шоковая терапия или приватизация, конструктивно анализируются их плюсы и минусы. Почему бы так же не освещать наши современные реалии? Есть мировая практика, где вообще не берут современность, а есть такие учебники, например американские, которые очень часто дописываются: новый президент - новое добавление в учебник.

- Думаю, что не открою большой тайны, если скажу, что один из учебников не прошел экспертизу именно из-за того, что последняя часть, посвященная современной России, была слишком апологетической, - продолжил "тему президентов" Андрей Артизов.

Среди экспертов в "РГ" был тот, кому придется использовать "единый" в школе. Павел Панкин считает, что новый учебник стал "взрослее":

- Что я понимаю под словом "взрослость"? Наверное, это ответственность, сопереживание и понимание противоречивости процессов. Для ребенка мир яркий, тем не менее делится на хороших и плохих, на черное и белое. Такими и были наши учебники. Но к истории подобные два цвета не применимы. Помните, у Игоря Талькова была мечта побывать "на дне рождения страны, вернувшейся с войны"? Нам пора перестать внутренне воевать на поле истории, делиться на красных и белых. Новые учебники - это попытка оставить в истории всех. И Первую мировую войну, которой почти не было места в советских учебниках, и Театр на Юго-Западе, который почти сорок лет трудился, чтобы завоевать себе три строчки в учебнике.

Понятно, что таких учителей, как Панкин, единицы, поэтому экспертов спросили, а смогут ли преподавать по-новому наши учителя? Ответственный секретарь РИО Андрей Петров заверил: компетенцию историков мониторят. Но это не значит, что будут оргвыводы и насильственные "приводы" на какие-то пункты проверки. Все исключительно добровольно и анонимно.

 

Источник: Российская газета

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*