Конкуренция в педагогике усилится

22.04.2015 683

В Российской Федерации реализуется проект модернизации педагогического образования. Активным участником проекта является Уральский государственный педагогический университет. В юбилейный для вуза год ректор УрГПУ Алевтина Александровна Симонова побывала в студии информационного агентства "ТАСС", где рассказала о том, чем живет университет и какова его роль в процессе модернизации образования. Подробнее - в интервью корреспондента "ТАСС-Урал".

Уральскому государственному педагогическому университету исполняется 85 лет. Ректор одного из старейших педагогических вузов России рассуждает о роли вуза в модернизации образования.

В Российской Федерации реализуется проект модернизации педагогического образования. Процесс идет непросто, но конкурсы в педагогические вузы растут год от года. Нынешнее положение и перспективы "кузницы педагогов" комментирует ректор Уральского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор Алевтина Симонова.

- Совсем скоро во всех вузах стартуют приемные кампании. Какие будут нововведения в вашем университете? Как складывается обстановка с финансированием - в частности, изменится ли количество бюджетных мест? 
- Действительно, скоро стартует приемная кампания. У нас проблем нет. На 2015-16 учебный год увеличено количество бюджетных мест. Нововведением этой приемной кампании стало то, что и абитуриенты, и вузы знают о выделенном бюджете с октября прошлого года. Весь год абитуриенты могли готовиться к сдаче ЕГЭ, зная конкретные параметры приема выбранного вуза.

Главное для абитуриентов – сделать правильный выбор. Нередко они и их родители начинают нервничать перед приемной кампанией, метаться между вузами. У выпускников школ есть право выбора пяти вузов, по три направления подготовки в каждом. Итого – 15 вариантов. Выбрать из такого количества очень сложно. Начинаются беспокойство и метания, в итоге многие оказываются за бортом бюджетного приема. Нужно взвесить свои возможности, силы и, главное, оценить перспективу выбранного направления подготовки.

- Что вы посоветуете абитуриентам, чтобы не метались?

- Определить, во-первых, свои способности. Во-вторых, тот вид деятельности, который нравится. В-третьих, жизненную ситуацию. Есть те, кому не обязательно учиться именно на бюджете - родители в состоянии оплатить обучение. А есть те, кто может поступать только на бюджет. Им нужно оценить, где меньше проходной балл, претендовать на менее востребованное направление подготовки. Это не означает, что оно плохое – просто в данный момент оно немодное. Надо посмотреть, какие специалисты востребованы, каковы тенденции. То есть, какие специалисты потребуются через пять лет, когда они закончат вуз.

Например, сейчас большой конкурс на направление подготовки "педагогическое образование - профиль дошкольное образование". Востребованы воспитатели дошкольных учреждений. Большой наплыв наблюдается на направление «начальное школьное образование». Значит, через некоторое время этот рынок будет насыщен. А дети, которые сейчас ходят в детский сад и начальную школу, перейдут в среднюю школу. Естественно, понадобятся учителя-предметники. Если вы хотите иметь более или менее гарантированное трудоустройство, нужно сейчас обратить внимание именно на эти позиции и идти на это направление подготовки.

Говоря о нововведениях, нельзя не сказать о том, что педагогический университет готовит новый кластер педагогических работников. Мы готовим бакалавров, магистров, аспирантура сейчас является третьим уровнем образования. По окончании аспирантуры выпускники защищают выпускную квалификационную работу – диссертацию, и получают квалификацию «педагог-исследователь». Это новое направление в высшем образовании в нашей стране, и пока оно не пользуется большой популярностью у тех, кто имеет высшее образование. Оно рассчитано на тех, кто планирует связать свою дальнейшую работу с научно-исследовательской деятельностью, с преподаванием в вузах. Наш университет имеет бюджетные места по различным программам, мы приглашаем абитуриентов обучаться и на этот уровень образования.

В этом году мы в последний раз выпускаем специалистов – это абитуриенты, поступившие к нам в 2010 году. В этом году вообще большой выпуск в вузах. На рынок труда выйдет много молодых людей с дипломами специалистов и бакалавров.

- Это хорошо или плохо?

- Для рынка хорошо, а для тех, кто на рынок вышел, думаю, плохо, так как конкуренция возрастает. Мы заботимся о том, чтобы наши выпускники были трудоустроены. В нашем университете очень хороший центр содействия трудоустройству, который буквально с первого курса занимается определением профессиональной принадлежности, типа организации, где предпочел бы работать наш выпускник, и работаем с нашими партнерами.

- На основе распределения?

- У нас заключено множество договоров с образовательными организациями – школами, детскими садами, управлениями образования, министерствами. Нет такого понятия как распределение, но рекомендовать человека мы можем.

- Общественная палата РФ признала Свердловскую область безусловным лидером по внедрению комплекса ГТО в России. Ваш университет – инициатор внедрения ГТО на Урале. Сколько человек уже сдали нормы? Какова активность студентов? Какие планы? Собираетесь ли провести массовую сдачу, подобную той, что была в Москве в начале апреля?

- Я, как ректор, горжусь тем, что заявка нашего университета выбрана среди множества заявок других вузов. Мы вошли в этот федеральный проект в качестве оператора комплекса ГТО. Наша задача не столько в том, чтобы принять комплекс ГТО, а в том, чтобы обеспечить саму процедуру научно-методическими и педагогическими средствами. То есть наша задача на данном этапе заключается в том, чтобы реализовать ту методологию, концепцию, которая была предложена министерством спорта, правительством и президентом России, под чьим личным контролем этот проект находится.

Наши студенты активно сдают нормы ГТО, они в числе первых, кто сдал на золотой значок. Но мы не ставим задачи, чтобы наши студенты массово сдавали комплекс. Мы сейчас в первую очередь озабочены тем, чтобы, во-первых, внедрить в сознание людей необходимость сдач норм ГТО, во-вторых – разработать научно-методическую базу для реализации программ по физической культуре в образовательных организациях, центрах, секциях.

Сдача норм ГТО - не самоцель. Цель - чтобы население нашей страны вело здоровый образ жизни. Наша задача как раз заключается в том, чтобы помочь в организации центров, где будут сдавать нормы ГТО. Мы надеемся, что станем ведущими в реализации программ повышения квалификации тех, кто будет готовить к сдаче норм ГТО и тех, кто будет судить и принимать нормы. От нашего вуза занимается этим директор института физической культуры, кандидат педагогических наук, доцент Алексей Терентьев. У него по этому поводу много хлопот. Но мы надеемся, что с задачей справимся.
Замглавы департамента развития физкультуры и массового спорта федерального Министерства спорта Виктор Бабкин, побывав у нас, высоко оценил уровень, который обеспечен этому процессу в Свердловской области. Также высоко оценены концептуальные методические подходы, предложенные нашим университетом – в частности, по формированию программ физической культуры в школе. Для нас это особенно важно, потому что мы – педагогический университет.

- УрГПУ и школы Екатеринбурга начали эксперимент по внедрению «педагогической интернатуры» - это первая подобная попытка в России. Как продвигается работа? Сколько студентов стажировалось на базе школ, насколько успешно?

- В Российской Федерации реализуется проект модернизации педагогического образования. Разработана концепция педагогического образования, запущена программа, которая финансируется правительством РФ. Есть ведущие вузы, которые курируют и методически обеспечивают этот процесс, есть вузы-участники. Мы являемся участником этого процесса, участвуем в реализации нескольких программ. Сотрудничаем с шестью вузами - Московским городским психолого-педагогическим университетом, Новосибирским государственным педагогическим университетом, Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Северным (Арктическим) федеральным университетом, Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) и Московским педагогическим университетом.

Вообще идея этого проекта заключается в том, что сотрудничество вузов обеспечивает каталог или библиотеку модулей образовательных программ по педагогическому, психолого-педагогическому и специальному педагогическому образованию. Из каталога можно будет составить разнообразные образовательные программы. Этот каталог-библиотека будет доступен всем педагогическим вузам страны и тем, кто реализуют профессиональные педагогические программы.

В стране также разработан профессиональный стандарт педагога. Все это в совокупности привело к тому, что появилась новая форма педагогической практики - педагогическая интернатура. В Екатеринбурге ее инициатором является директор екатеринбургской гимназии №47 Алена Крюкова, у нас с этой гимназией действует соглашение о сотрудничестве.

Интернатура - это новый, активный вид педагогической практики. Если раньше студенты выходили в школы по какому-либо определенному предмету, и моногруппа отрабатывала в школе практические навыки по предмету, то педагогическая интернатура представляет собой комплексную практику. В школу приходят студенты из различных образовательных программ и направлений подготовки. Под руководством наиболее опытных, заинтересованных, активных педагогов отрабатывают, формируют педагогические навыки. Я бы даже сказала, что вырабатывают концепцию нового педагогического коллектива школы в будущем, потому что предполагается, что студенты придут в эту школу работать.

В последнюю неделю марта было проведено несколько педагогических мастерских, которые являются одной из форм педагогической интернатуры. Участвовало почти 1200 педагогов самых разных направлений. В рамках этого проекта мы провели IV Уральский педагогический форум, где по традиции работаем с педагогическими колледжами. Это - определенный этап образования. Большинство выпускников педагогических колледжей приходят учиться в наш университет. Поэтому мы и сотрудничаем, чтобы к нам приходили подготовленные студенты, и чтобы у вуза и колледжа были единые подходы к образованию и воспитанию студентов.

- Вы – инициатор проведения форума педагогических мастерских. Что это за форма взаимодействия вуза и школы? В чем его практический толк? И какие планы по взаимодействию?

- Именно об этом я и говорила. На разных площадках наши преподаватели вместе с преподавателями школ обсуждают основные направления, вырабатывают подходы – к реализации как современных подходов к образованию, так и профессионального стандарта.

Сейчас в системе образования РФ можно говорить о знаковом моменте. Если мы его хорошо отработаем, то надеюсь, что качество не только педагогического, но и школьного образования вырастет. Потому что разработан профессиональный педагогический стандарт, который будет реализовываться в полном объеме с 2017 года. Разработана и реализуется под строгим наблюдением Национального фонда подготовки кадров (с участием ведущих вузов и специалистов-педагогов) программа модернизации, о которой уже говорила.

Нашему университету в этом году исполняется 85 лет. Организация, как и люди, имеет свой жизненный цикл. Для университета 85 – это еще период роста. Мы находимся на ранней стадии, тем более, что наша образовательная организация стала университетом лишь в 1991 году. За прошедшие годы сделано очень много. Удалось занять достойное место в ряду тех образовательных учреждений, которые изначально были университетами. У нас высокий уровень образовательной и научной деятельности. Поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее.

Уральский государственный педагогический университет

Уральский государственный педагогический университет основан в 1930 году и является одним из старейших вузов Урала. В университете работают свыше 100 докторов наук и профессоров, около 500 кандидатов наук и доцентов. Университет, насчитывающий почти 13 тысяч студентов, сотрудничает с вузами США, Франции, Германии, Израиля, Италии, Японии, Китая и других стран.

По материалам http://tass.ru/novosti-partnerov/1916253 

 Начальник отдела "Пресс-служба" УрГПУ Юлия Афанасьева




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*