Государственная итоговая аттестация нуждается в единых критериях и единой шкале оценки - с «круглого стола» 11 марта

16.03.2015 361

Комитет по образованию провел «круглый стол» на тему: «Правовое регулирование итоговой аттестации обучающихся по окончании основного общего образования в условиях совершенствования общероссийской системы оценки качества образования».

В обсуждении участвовали депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, законодательных собраний субъектов Федерации, руководители образовательных учреждений.

Открывая дискуссию, председатель Комитета по образованию Вячеслав Никонов отметил, что вопрос итоговой аттестации девятиклассников далеко не праздный. Он во многом связан со стимулами к обучению, образовательными траекториями, единством образовательного пространства.

Заместитель председателя Комитета Ирина Мануйлова подчеркнула, что итоговая аттестация является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и позволяет оценить не только степень выполнения образовательной программы по отдельным предметам, но и готовность продолжения обучения на уровне среднего общего образования и в организациях среднего профобразования.

«Не следует ограничивать значение итоговой аттестации только инструментом контроля и фиксацией результата. Это должен быть инструмент управления качеством образования. Ведь любое изменение в системе итоговой аттестации приводит к существенным изменениям в системе обучения», - уверена она.

По мнению И.Мануйловой, шкала оценки должна быть единой для всех регионов, а число школьных экзаменов целесообразно увеличить. Но делать это нужно по мере готовности регионов. Следует просчитать дополнительные затраты, нужны данные о готовности системы СПО обеспечить число мест для выпускников девятых классов, в том числе и тех, кто не наберет минимального количества баллов, необходимых для получения аттестата.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов напомнил, что в настоящее время регионы могут устанавливать свою шкалу оценки в зависимости от того, как прошел экзамен. В 2014 году 52 субъекта Федерации снизили минимальный бал сдачи экзамена по русскому языку, в 63 - по математике.

Основными проблемами государственной итоговой аттестации руководитель Рособрнадзора назвал необъективность, которая впоследствии влечет низкую готовность учащихся к сдаче ЕГЭ в 11 классе, снижение выборности предметов и противоречия международной практике.

Сообщив, что в 2015 году запланированы проверки пунктов сдачи ГИА в девятых классах и ряд других мер по повышению объективности и информационной безопасности, С.Кравцов заверил, что серьезных изменений в проведении ГИА в текущем году не произойдет.

Это подтвердила и первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк. «Один из принципов деятельности Министерства - не принимать каких-либо изменений без широкого предварительного общественного обсуждения», - пояснила она.

Вместе с тем, по словам Н.Третьяк, с 2016 года целесообразно в дополнение к двум обязательным экзаменам по математике и русскому языку ввести еще два экзамена по предметам, которые выберут сами учащиеся. При этом результаты ГИА по выбранным предметам не будут влиять на аттестат, а регионы сохранят за собой право устанавливать минимальный порог прохождения аттестации. Но система оценивания будет единой.

С 2017 года установление минимального порога прохождения итоговой аттестации в девятых классах планируется передать на федеральный уровень, что потребует соответствующих поправок в законодательство. Такие изменения будут способствовать повышению прозрачности итоговой аттестации и укреплению единства образовательного пространства.

Кроме того, с 2017 года результат экзамена будет влиять на итоговую оценку в школьном аттестате.

В дальнейшем планируется поэтапно увеличивать количество экзаменов по самостоятельно выбранным предметам. С 2018 года их будет три, а с 2020 года - четыре.

Заметив, что культура сдачи экзамена, самопроверки и оценки достижений должна формироваться с первого класса, Н.Третьяк сообщила, что с 2016 года предлагается ввести в практику школ всероссийские проверочные работы. Такие испытания будут проводить и оценивать сами школы, но по единым контрольно-измерительным материалам и в единый день. В 2015 году такая практика будет опробована на отдельных предметах в ряде регионов, с 2016 года всероссийские проверочные работы планируется ввести в четвертых классах, а с 2017 года они станут обязательными в начальной и основной школе.

В ходе дискуссии первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Лилия Гумерова предложила при проведении ГИА для девятиклассников учитывать психологические особенности учащихся. «Если проанализировать, сколько здоровых детей приходит в первый класс и сколько их в девятом - цифры далеко не радужные» - заметила она.

Руководитель Центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования Ольга Артеменко, говоря о проблемах качества обучения в массовой, не элитной, школе, отметила, что в последние годы методика преподавания практически утрачена и заменена образовательными технологиями. В результате только менее 20% детей, окончив школу, умеют выделять суть и видеть причинно-следственные связи, а значит, и в вузах учить студентов становится сложнее. В качестве положительного примера О.Артеменко привела школы Крыма, где методика преподавания сохранилась.

Заместитель Председателя Законодательного Собрания Владимирской области Ольга Хохлова высказалась за единые требования к формированию экзаменационных материалов и единые критерии оценки результатов выполнения заданий.

Идею введения единой для всех регионов шкалы оценки при сдаче ГИА поддержал заместитель председателя комитета Законодательного Собрания Оренбургской области по образованию, науке, культуре и спорту Виктор Доценко. Ситуация, когда «тройка» в Твери соответствует «четверке» во Владимире, не способствует сохранению единого образовательного пространства, - заметил он.

Заместитель председателя комитета по образованию Думы Ставропольского края Людмила Редько отметила, что итоговая аттестация позволила добиться большой степени прозрачности: 63 региона «поставили по математике «единицу» с минусом и дают аттестаты». Теперь нужно говорить не о дальнейшем повышении прозрачности, а о том, что должно следовать за диагнозом. «Если тебе не нравится то, что получаешь - меняй то, что даешь», - резюмировала представитель Ставропольского края и высказалась за единство программ, формулировок и понятий. Пока же, по ее словам, у девятиклассников 50% времени на экзаменах уходит на сопоставление формулировок в заданиях с теми, которые они изучали в школе.

 

Источник: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*