Источник: РИА Новости
Слияние школ и детских садов оказало влияние как на российскую систему образования в целом, так и на задачи и роль руководителей образовательных учреждений. Как оценить произошедшие перемены? Какие качества нужны сегодня директору школы для успешной работы? Эти темы обсуждались на Двенадцатой ежегодной конференции "Тенденции развития образования Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра", которая состоялась в Московской высшей школе социальных и экономических наук. О проблеме школьного лидерства корреспонденту РИА Новости Анне Курской рассказал участник форума, ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.
- Игорь Михайлович, как изменились за последние годы функции и роль директора школы и руководителя детского сада?
— Сегодня понятие лидерства в образовательных учреждениях переосмысливается, и этот процесс идет не только в России, он характерен для всех стран мира. Наши зарубежные коллеги ввели новое понятие – "распределенное лидерство". Это означает, что во многих педагогических коллективах мы видим не одного лидера, ведущего за собой всех сотрудников, которые следуют его указаниям и воззрениям, а нескольких лидеров, отвечающих за определенные темы и направления.
Лидерами одновременно могут быть завуч, директор, руководители методических объединений, другие учителя. Все они могут гармонично сосуществовать друг с другом и достигать общих целей. К сожалению, эта красивая картинка появилась не от хорошей жизни. В современной школе настолько велик объем обрабатываемой информации и документооборота, настолько велико число внешних связей, что удержать контроль за ситуацией одному лидеру становится не под силу. Поэтому приходится распределять различные аспекты лидерства, ресурсы и ответственность между педагогами и настраивать управленческий механизм так, чтобы он работал, как часы.
- Можно ли в связи с этим утверждать, что директор сегодня становится в большей степени менеджером, чем педагогом?
— Это зависит от уклада школы, специфики ее образовательной программы. Школы различаются и по возрасту учеников, и по профилю обучения. В зависимости от этого и строится функционал лидера. Если мы имеем дело с большим комплексом, включающим разные ступени образования, то здесь будут важны одни функции директора. Если мы имеем дело со специализированной школой по работе с одаренными детьми, которая расположена где-нибудь в лесу, и в нее специально отбираются ребята со всего региона, то здесь на первый план выйдут функции другого рода.
Помимо этого есть и такие вопросы, как политика лидеров образовательных учреждений в интернете. В школу проникают информационные технологии, и часть функций по обсуждению и подготовке решений, законов, стандартов, примерных школьных программ выносится в социальные сети. Как должна строиться эта работа, как должны формироваться группы лидеров, сферы интересов, влияний и так далее? Это новая сфера исследований, над проблематикой которой предстоит работать в ближайшее время.
- Какие качества наиболее важны для успешной работы директора школы?
— Я бы к таким качествам отнес, в первую очередь, готовность к сотрудничеству, способность понимать других и оценивать их компетенцию. Директор должен понимать, что могут делать коллеги, и что он может делать сам, уметь работать со школьным окружением и быть готовым к неожиданностям.
- Вы сказали о распределенном лидерстве, когда функции лидера в школе может принять на себя команда из нескольких педагогов. Какие условия позволят им успешно сотрудничать друг с другом?
— Определенная конкуренция, наверное, присутствует в каждом здоровом коллективе, и ничего плохого в этом нет. Но если речь идет о членах одной команды, то здесь многое зависит от того, как руководитель ее подбирает. Где-то нужны люди, которые поддерживают традиции этой школы. Где-то нужны люди, которые постоянно сравнивают успехи школы с достижениями других школ, и дают педагогам возможность почувствовать себя в конкурентном поле. Где-то нужны люди, которые заботятся об отношениях внутри организации, о слаженной работе коллег. Где-то нужны люди, которые технологично работают в финансово-экономической сфере… В общем, все зависит от конкретных условий и миссии организации. В зависимости от подобранных людей работа может быть организована по-разному.
- По каким критериям можно оценивать эффективность работы директора школы?
— Существуют, конечно, рейтинги школ, но наша сфера отличается тем, что формализация каких-либо критериев постепенно приводит к их выхолащиванию. Как только заданы какие-то жесткие критерии, все начинают стремиться не к достижению результатов, а к соответствию численным показателям этих критериев. Это, в общем, характерно для любой организации. Единственный выход – постоянно обновлять критерии оценки.
Конечно, есть и достаточно общие вещи, по которым можно судить об успешности организации – это успешность выпускников, их устроенность в жизни, выбор профессиональной траектории, умение радоваться жизни, умение зарабатывать деньги и так далее. Здесь важна и внешняя качественная экспертная оценка, которая не зависит от формальных измеряемых показателей.
- В последние годы мы все наблюдаем объединение образовательных учреждений в Москве и в регионах. Можно ли уже сделать выводы о том, как оно изменило ситуацию в школах?
— Пока оно еще ничего не изменило. Результаты этого процесса можно будет оценивать лет через десять-двадцать. Хотя, опять таки, по внешним формальным показателям ситуация улучшилась. Больше стало школ, попавших в федеральный рейтинг образовательных организаций, лучше стали результаты олимпиад.
Объединение школ сегодня происходит во всем мире. Недавно мы побывали в Индии в самой большой школе в мире, где учатся 47 тысяч детей. Все относятся к слиянию по-разному, но идут на это, потому что, чем насыщеннее образовательная среда, чем больше вариантов выбора индивидуальной траектории обучения, тем лучше образование.
Иногда укрупнение идет в ущерб сложившимся в школе за десятилетия традициям и укладам. Но в то же время все заботятся о том, чтобы среда была максимально насыщенной, и индивидуальные программы строились с учетом всех возможных ресурсов.
- Зарубежный опыт может нам здесь чем-то помочь?
— Конечно. К примеру, можно обратить внимание на опыт Японии, где каждый год учащиеся переводятся в новый класс, учитель меняется раз в пять лет, завуч — раз в четыре года, а директор — раз в два года. Все переходят в разные места, именно для того, чтобы минимально зацикливаться на личных отношениях, быть максимально отстраненными от всяких помех и сосредоточиться на содержании образования.
- Какие новые задачи директорам школ придется решать в будущем? Какие тренды Вы здесь видите?
— Основной тренд, как мне кажется, это то, что в будущем часть детей будет выпадать из школьного пространства и жить в информационном обществе более свободно, чем предписывает школа. Построить такое пространство, которое действительно было бы богатым и удерживало бы детский интерес, вопреки большому объему иных информационных источников, — мне кажется, это главная задача, которую школьные коллективы будут решать в будущем.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.