Минкультуры представило программу развития музыкального образования на ближайшую пятилетку

19.02.2015 213

Министерство культуры разработало комплекс мер по сохранению уникальной системы отечественного музыкального образования. Соответствующую программу, рассчитанную на пять лет (с 2015 по 2020 год), представили в Российской академии музыки имени Гнесиных. Авторы документа уверены, что его реализация поможет сохранить трехступенчатую подготовку музыкантов, которая начала формироваться в России еще в XIX веке.

По словам статс-секретаря — замминистра культуры Григория Ивлиева, «задача программы — показать, что через определенное количество времени ситуация с музыкальным образованием, с охватом искусством населения принципиально изменится. Мы указали в ней не только болевые точки, но применительно к каждой такой точке у нас есть решение, знаем, как нужно действовать, чтобы эти проблемы решить».

В рамках реализации программы планируется значительно увеличить количество детей, участвующих в самодеятельности, во всевозможных конкурсах и фестивалях.

Замминистра отметил, что «ключевым звеном в приобщении к музыкальному искусству и творчеству большого количества детей должны стать детские школы искусств. В настоящее время количества детей, которые участвуют в творческих мероприятиях, в фестивалях, концертах, явно недостаточно. По оценкам министерства, оно составляет только 3%. К 2018 году, согласно Указу Президента, этот процент должен быть 8, для нас это «дорожная карта», руководство к действию».

Со своей стороны, глава Департамента по науке и образованию Минкультуры России Александра Аракелова также констатировала, что «если раньше, в советскую эпоху, почти в каждой общеобразовательной школе был хор, проводились смотры хоров, то сейчас эта традиция ушла, а предмет «музыка» в большинстве общеобразовательных школ превратился в прослушивание музыкальных произведений с беседами о музыке. Ушла творческая составляющая, дети перестали петь, играть на музыкальных инструментах, исчезли детские хоры и инструментальные ансамбли. Мы решили эти традиции для детей возродить, для этого совместно с Минобрнауки будут приняты конкретные меры по решению этой весьма важной для страны задачи».

Авторы программы развития музыкального образования рассчитывают, что в случае ее реализации увеличится не только число детей, занимающихся музыкой, но и повысится качество подготовки самих музыкантов. Отдельное место занимает повышение зарплат учителям в музыкальных школах искусств, обновление материально-технической базы.

Кроме того, в ведущих вузах, реализующих образовательные программы в области музыкального искусства, планируется создать специальные методические центры. Ожидается, что они будут обеспечивать методическую и творческую координацию деятельности детских школ искусств, музыкальных училищ, общеобразовательных школ и педагогических вузов, в которых обучаются будущие учителя музыки. Также один из основных пунктов документа посвящен возрождению практики функционирования в общеобразовательных школах хоровых коллективов, духовых оркестров и других коллективных форм детского музыкального творчества. Для оценки результатов реализации программы ежегодно будет проводиться мониторинг.

Всего в России насчитывается 3 089 детских музыкальных школ и школ искусств с музыкальными отделениями, 176 средних учебных заведений и 45 вузов, реализующих образовательные программы в области музыкального искусства. В числе наиболее острых проблем, с которыми столкнулась система музыкального образования, — кадровый дефицит, уменьшение количества обучающихся по ряду основополагающих музыкальных специальностей. Региональные и муниципальные оркестры, детские школы искусств и даже некоторые музыкальные училища испытывают острую потребность в музыкантах-оркестрантах, преподавателях музыкально-теоретических дисциплин. Особенно не хватает преподавателей по классам духовых и струнных инструментов. А количество детей, обучающихся в детских школах искусств на скрипке, виолончели и других струнных инструментах, за последние 10 лет снизилось почти на 35 тысяч. Уменьшение количества детей, которые обучаются в детских школах искусств на отделениях струнных и народных инструментов, отрицательно сказывается и на качестве профессионального образования: при приеме в музыкальные училища конкурсы по этим дисциплинам практически отсутствуют, а значит, и нет возможности отобрать лучших.

Кроме того, серьезную озабоченность у экспертов вызывает состояние материально-технической базы образовательных организаций, в первую очередь регионального и муниципального уровней. «В большинстве региональных и муниципальных образовательных организаций не обновляется парк музыкальных инструментов, не выделяются необходимые средства на пополнение библиотечных фондов, повышение квалификации педагогических работников, проведение творческих и просветительских мероприятий», — отмечается в тексте программы.

 

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*