Встреча с активом регионального отделения партии «Единая Россия» в Республике Башкортостан

03.02.2015 235

Стенограмма:

Д.Медведев: Во-первых, я хотел бы всех поприветствовать. Мне доставляет большое удовольствие встретиться с такой крупной нашей партийной организацией, как организация Республики Башкортостан. Мы с вами находимся, скажем так, в довольно непростом положении, потому что партия, которая находится у власти, всегда за всё отвечает. Но пока мы вроде бы с теми вызовами, которые есть, справляемся неплохо. Хочу сказать, конечно, о текущем моменте несколько слов, прежде чем мы приступим к полноценному общению.

Конечно, нынешняя ситуация далеко не из лёгких. Все вы, наверное, уже успели ознакомиться с целым рядом антикризисных решений, которые мы приняли, включая так называемый антикризисный план, то есть план по обеспечению устойчивого развития нашей экономики. Хотел бы ещё раз уже в этой аудитории со своими коллегами-однопартийцами сказать, что это, конечно, не догма. Мы этот план создавали как рабочий документ, но нам придётся вносить, скорее всего, в него изменения на марше, приспосабливаясь к той экономической ситуации, которая может возникнуть, где-то что-то добавляя, а где-то, может быть, наоборот, что-то уменьшая.

Почему об этом говорю здесь? Потому что на территории субъекта Федерации, в том числе вашей республики, тоже соответствующий план, как я понимаю, уже подготовлен. Есть команда, которая этим занимается, и практически каждый из вас на своём рабочем месте вынужден будет с этими вызовами бороться. Но опять же с учётом того, что мы ответственны за политическую ситуацию в стране, нам придётся практически все эти решения выполнять вместе. Вот к такой консолидированной работе я вас и призываю.

Год только начался. В принципе прошлый год был достаточно удачным для республики. Вот мы сегодня с Рустэмом Закиевичем (Р.Хамитовым, главой Республики Башкортостан) говорили – неплохие цифры. За этими цифрами и результаты стоят. Если говорить, например, о строительстве жилья, так вообще беспрецедентно высокий уровень. Его нужно обязательно постараться сохранить.

Вот вчера вынужден был собрать коллег, тоже мы говорили о том, как ипотеку поддержать, потому что жилищное строительство приблизительно на 30–40% формируется за счёт ипотечных кредитов. Приняли решение, оно касается выделения дополнительного финансирования: речь идёт о довольно значительных суммах на субсидирование процентной ставки, чтобы разницу, которая существует между нынешней реальной ставкой в банках, которая, естественно, опирается на ключевую ставку Центробанка, и более-менее приемлемой ставкой ипотечного кредита, – вот эту маржинальную разницу взять на государственный счёт. Мы уплотнили кое-какие программы, за счёт этого высвободили практически 20 млрд рублей, что, я надеюсь, поможет делу.

Это лишь пример того, как нам придётся работать. В наступившем году будет в очередной раз много выборов. У вас большая партийная организация, и выборы в разные органы местного самоуправления будут проходить по всей территории страны. Естественно, к ним нужно готовиться, потому что выборы в кризисный период, когда экономика работает не так, как нам бы всем хотелось, – это всегда довольно сложное мероприятие. Хотя, с другой стороны, наши люди в период сложных событий обычно сплачиваются. Надеюсь, что и в этот раз так произойдёт, что поможет нашей партии удачно выступить на предстоящих выборах.

Есть масса других задач. Мы только что провели совещание, посвящённое очень чувствительной теме (я думаю, мы сегодня ещё об этом поговорим) – ценам на лекарства и вообще ситуации в сфере здравоохранения в период, когда не всё гладко в экономике. О результатах я ещё несколько слов расскажу, наверное, в процессе нашего общения, но очевидно, что каждый из нас должен уделять внимание и этим проблемам.

Прежде чем проводить совещание, мы заглянули в аптеку, посмотрели, что и как. Ощущения, могу сказать, достаточно понятные, живые. Для кого-то то, что происходит, очень драматично, а для кого-то не очень. Мы там с разными людьми поговорили, кто-то говорит: «Да нет, для меня это не страшно…» А другой человек (женщина, уже солидная по возрасту): «Да, очень сильно всё выросло. На 60 рублей цена на лекарство выросла…» То есть для неё эти деньги абсолютно не лишние. Это означает, что на самом деле масштаб трудностей у всех разный, и мы должны при формировании наших антикризисных программ всё-таки в большей степени использовать адресный подход.

Я думаю, для начала разговора достаточно. Пожалуйста, коллеги, кто хотел бы продолжить?

Д.Азаматов (начальник Управления по общественно-политическому развитию Администрации Главы Республики Башкортостан, первый заместитель секретаря регионального отделения партии): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Позвольте Вас поприветствовать на гостеприимной башкирской земле. Башкортостанское региональное отделение политической партии «Единая Россия» является одной из наиболее многочисленных и успешных партийных организаций России. На сегодняшний день мы насчитываем более 84 тысяч членов партии. Они объединены в 69 местных и 3655 первичных партийных организаций. Количество первичных партийных организаций совпадает с количеством избирательных комиссий. Это соответствует решениям нашей партии.

Хочу отметить, что партия достаточно успешно проявляет себя во всех форматах выборов. На сегодняшний день 12 представителей партии являются депутатами Государственной Думы. Из 110 депутатов государственного собрания – курултая Республики Башкортостан 93 представители партии «Единая Россия». И вообще из 9195 депутатов всех уровней, начиная от регионального парламента и завершая сельским советом, 84%, или 7575 депутатов – это представители нашей партии. Мы очень дорожим тем доверием, которое оказывает население и избиратели нашей партии, и делаем всё возможное, чтобы оправдать их доверие. Мы много делаем для реализации различного рода партийных проектов. На сегодняшний день у нас реализуется 38 федеральных партийных проектов, 12 региональных и плюс ещё местные первичные отделения реализуют свои местные проекты.

Сегодня в зале собрались представители наиболее активной части нашей партийной организации. Более половины представляют первичные партийные организации. Это люди, которые успешно проявили себя и в избирательных кампаниях, и в партийных мероприятиях самого различного формата. Спасибо. Теперь можно к вопросам.

Д.Медведев: Спасибо большое. Да, пожалуйста, давайте пообщаемся. Вопросы, предложения – на самом деле в этом смысл таких встреч.  

Ф.Мигранов (руководитель исполнительного комитета местного отделения партии «Единая Россия» города Стерлитамака): Мигранов Фарит Абдурахманович, руководитель исполнительного комитета местного отделения партии города Стерлитамака. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, мы ежедневно проводим мониторинг стоимости социально значимых товаров, но в последнее время идёт тенденция повышения цен, и некоторые организации умело пользуются данной ситуацией. Можно назвать конкретно авторов: это перекупщики, посредники, торговые сети. И поэтому хочу спросить: возможно ли на государственном уровне установить предельные размеры торговых надбавок? И второе. Нельзя ли ввести налоговые послабления для торговых предприятий, которые занимаются продвижением товаров отечественных производителей?

Д.Медведев: Спасибо большое. В отношении регулирования торговых надбавок и вообще регулирования цен на продукты, я думаю, все вы знаете, как ситуация выглядит на самом деле. В принципе этот сегмент в настоящий момент государством не регулируется, и поэтому инфляция, изменение курса рубля, если речь идёт о валютных поставках (и не только о валютных поставках), конечно, сказывается на ценах. Мы не можем не видеть, какой вклад внесла продовольственная инфляция в рост цен – это на самом деле так. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, я как бы разобью свой ответ на несколько частей. В принципе есть один механизм, который был установлен в 2010 году по наиболее чувствительным группам товаров. Если идёт очень значительный рост цен на протяжении месяца,– в этом случае государство имеет право установить предельный размер цен по той или иной группе товаров. Мы практически никогда этот механизм не использовали. Не использовали по вполне понятным причинам: как только государство начинает вмешиваться в эту сферу вот таким образом, скорее всего, произойдёт то, что произошло (что вы, я надеюсь, тоже помните) в конце жизни Советского Союза – просто полки опустеют, и всё, либо это будет сопровождаться дальнейшей гиперинфляцией, ростом цен и так далее. Поэтому регулирование – штука достаточно тонкая. Но механизм такой тем не менее существует. 30-процентный рост в течение месяца – это основание для того, чтобы что-либо подобное вводить.

Надо ли это делать сейчас? Я думаю, скорее всего, пока в этом необходимости нет. Но следить за ситуацией мы обязаны. И это вторая часть ответа. Очевидно, что, помимо относительно объективной составляющей в цене того или иного продукта питания, есть очень много вещей, которые связаны с желанием, действительно, этих самых перекупщиков, торговых организаций максимизировать свою прибыль, то есть заработать сразу же и как можно больше. Причём это на самом деле принимает абсолютно карикатурные формы. Я понимаю, когда речь идёт об импортных поставках – там, действительно, валюта, и то далеко не всё это закупалось сегодня, но тем не менее. Но когда речь идёт о наших товарах, о которых вы говорите, – там просто недопустимо применять те же самые критерии.

И в этом смысле, я считаю, наша партия не должна устраняться от ответственности. Нужно следить, мониторить  ситуацию в торговых сетях, в магазинах. Этим сейчас занимается и Федеральная антимонопольная служба, и даже Генеральная прокуратура. Понятно, что здесь нет вот такого простого рецепта, но я считаю, что всё равно мы обязаны смотреть за тем, что происходит. Это абсолютно точно. И при диагностике того, что реально рост цен носит спекулятивный характер, ни на чём не основан, применять меры антимонопольного регулирования, а они как раз есть, и в этом смысле антимонопольная служба обязана ими пользоваться. Я недавно вызывал как раз руководителя антимонопольного ведомства (И.Артемьев – руководитель Федеральной антимонопольной службы России), и мы с ним на эту тему говорили.

И наконец, нужно посмотреть ещё раз на качество нашего законодательства о торговле, включая сам закон о торговле, правила, которые касаются торговых сетей, и так далее. Их, конечно, нельзя всех подозревать в желании получить спекулятивный доход, но проверять нужно обязательно, и в случае необходимости изменить и законодательство о торговле, если мы посчитаем это правильным. Вот таким образом.

Пожалуйста, кто хотел бы продолжить?

С.Бойков (главный врач Республиканской психиатрической больницы №2, секретарь первичного отделения партии): Добрый вечер, Дмитрий Анатольевич! Бойков Сергей Валерьевич, секретарь первичного отделения «Краснознаменское-18» города Стерлитамака, главный врач психиатрической больницы №2 республики. Вопрос, как Вы догадались, наверное, по здравоохранению. В последнее время от населения очень часто поступают жалобы на работу учреждений здравоохранения. Причём необходимо отметить, что в последнее время жалоб стало намного меньше, то есть народ не жалуется, по сути, на наличие или отсутствие того или иного специалиста…

Д.Медведев: А на что жалуются?


Реплика: В основном жалуются на отсутствие технологичной помощи, которую мы можем оказать. Здесь есть такой нюанс: за последние годы оснащённость больниц во многом возросла. Они очень неплохо оснащены. Наша больница не уступает по оснащённости ведущим клиникам Европы. Но есть проблема: врачи зачастую не могут в них работать – просто не хватает знаний. Возможно ли дать поручение ведомствам образования каким-то образом доработать учебные программы вузов?

Д.Медведев: Медицинских прежде всего, да?

С.Бойков: Конечно, медицинских вузов. Ввести стандарты, которые шли бы в ногу со временем с учётом технологических новинок в нашей медицине.

Д.Медведев: Спасибо большое. Знаете, обычно принято говорить, что каждый человек считает себя компетентным как минимум в двух вопросах, или в двух вещах: в медицине, естественно, и в законодательстве. Поэтому каждый из нас немножко медик и немножко юрист в этом смысле. Мне трудно судить о качестве программ медицинских вузов, но раз вы так говорите – по всей вероятности, проблемы есть. Что я могу точно сказать – вот мы совещание сегодня проводили… Мне ближе право по понятным причинам, но я вам приведу такой пример. Когда я заканчивал учиться в университете в Петербурге (тогда – в Ленинграде), у нас было всего одно учебное заведение, которое выпускало юристов в пятимиллионном городе. Неплохое, надеюсь, по качеству. Когда я уезжал из Петербурга в Москву (это было уже в 1999 году), у нас было около 100 учебных заведений, которые готовили юристов. Но я-то знаю реальную ситуацию, я понимаю, что хороших, подготовленных преподавателей не стало существенно больше. А если говорить откровенно, их даже стало меньше, потому что в прошлом веке преподавательская работа всё-таки, скажем прямо, котировалась выше, потом многие ушли работать в бизнес, адвокатские конторы и так далее.

Почему я об этом рассказываю? Мне кажется, что где-то похожая ситуация и с медицинскими университетами, с медицинскими вузами. Почему? Потому что я знаю массу примеров, когда медицинские вузы не имеют своей клинической базы. А это что означает? Это означает, что эти врачи, к сожалению, своими руками, что называется, ничего не трогали. А вы сами отлично знаете, что врач только тогда настоящий врач, когда практикует, а не просто книжки читает.

Поэтому я слышу то, что вы говорите, готов дать поручения Министерству образования и Министерству здравоохранения по переработке существующих программ подготовки по врачебной специальности. Хотя то, что я сказал, не означает, что не появляются качественные университеты. Наверное, появляются. Но много, к сожалению, и таких университетов, где, как мне представляется, нужно проводить специальную аттестацию. Насколько я знаю, Министр здравоохранения (В.Скворцова) этим занимается. Вот так.

С.Бойков: Дмитрий Анатольевич, всё-таки ремарочку небольшую можно? Ещё вот такая просьба – можно ещё с другой стороны попытаться решить этот вопрос. В больницах во время приобретения оборудования 44-й Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок для государственных, муниципальных нужд не позволяет в принципе вносить требования обязательного обучения у производителей и поставщиков данного оборудования, потому что это является естественным ограничением поставщиков. И ФАС, естественно, это не пропускает. Если бы мы имели возможность вносить это требование, допустим, в отношении только высокотехнологичного или очень дорогого оборудования, то это тоже несомненно помогло бы.

Д.Медведев: Я понимаю, на что вы намекаете. О том, чтобы при поставках оборудования… Кстати, надеюсь, что это всё-таки будут поставки не только импортного, иностранного оборудования, но и нашего. Вот только что на нашем совещании присутствовали представители российского медицинского бизнеса, медицинской промышленности. Надо признаться, она за последние годы довольно неплохо возродилась, потому что ещё 10 лет назад мы никакой тяжёлой техники вообще не выпускали, а сейчас это довольно такой значимый набор различных агрегатов, хотя, конечно, далеко не всё.

Мы сегодня были в ядерном центре, который недавно построен в Уфе. Конечно, он производит впечатление, потому что это действительно наивысшие медицинские технологии, но основной набор аппаратуры там, конечно, пока иностранный. И при этом мне мои коллеги говорят, что часть оборудования можно всё-таки пытаться переносить на наши мощности.

Давайте подумаем, насколько это всё помещается в контракты – понятно, что это действительно может толковаться как ограничение конкуренции, но можно подумать и об этом. Хотя, если я правильно понял первую часть вашего вопроса, проблема не только в том, что невозможно обучиться работе на современном оборудовании, а в том, что сами программы устарели.

С.Бойков: Да, несомненно, в первую очередь программы устарели.

Д.Медведев: Хорошо, давайте этим тоже позанимаемся.

С.Бойков: Спасибо.

Р.Игбаев (главный врач поликлиники № 52 городского округа г.Уфы, член президиума регионального политического совета партии, секретарь первичного отделения партии): Добрый вечер, Дмитрий Анатольевич, Игбаев Рустам Камильевич, секретарь первичного отделения «Батырское», член президиума регионального политсовета, главный врач 52-й поликлиники города Уфы.

Д.Медведев: У нас сегодня медицинская встреча – совещание, значит, разговариваем только с медиками. Пожалуйста.

Р.Игбаев: В дополнение к вашей дискуссии и как бы ответ на то, что Вы сейчас были в аптеке… Вы сами, наверное, обратили внимание, что в настоящее время лекарственные препараты и расходные материалы вообще, которые представляются аптеками, фирмами-поставщиками Республики Башкортостан, в основном именно импортного производства. Такая же ситуация и в других регионах страны. Думаю, что в сложившейся ситуации полагаться на импорт, именно учитывая вопрос здоровья граждан, не совсем дальновидно, и знаю, что Правительство Российской Федерации разработало уже пакет определённых мер поддержки отечественных производителей. Скажите, пожалуйста, в чём они заключаются, как они могут отразиться на предприятиях, расположенных на территории Республики Башкортостан.

Д.Медведев: Спасибо. Естественно, мы заинтересованы в том, чтобы в нашей стране производились хорошие современные лекарства, именно хорошие и современные, а не абы какие. Вы правы: в настоящий момент приблизительно 70% в стоимостном выражении лекарств, которые продаются в аптечной сети, – это иностранные препараты. И хорошие, и не очень хорошие, дорогие и не очень дорогие. По номенклатуре на самом деле этот нижний и средний сегмент так называемый довольно значим – там, где лекарства стоят 50–100 рублей, но в стоимостном выражении доминирует импорт. Это плохо. Во-первых, потому что мы при возникновении каких-либо проблем с поставками очень сильно зависим от импорта. Во-вторых, девальвационный эффект и обесценивание, ослабление рубля, скажем так, естественно, сказались на покупательной способности людей. И сегодня мы на эту тему  довольно разные отзывы слышали. Поэтому этой проблемой мы обязательно будем заниматься. Мы будем поддерживать наших производителей и наши фармацевтические компании – тех, кто готов развернуть производство самых разных препаратов.

Кстати, сегодня во время совещания звучали вроде бы мелкие и вроде бы малопонятные, но достаточно интересные для меня вещи. Например, один из наших коллег поднял вопрос об упаковке для лекарств. Вы, медики, это знаете: стоимость упаковки, особенно у недорогих препаратов, половину стоимости самого лекарства составляет. Возникает вопрос: зачем поставлять упакованные, размалёванные, так сказать, лекарства в госпитальный сегмент? Вам-то в больницах не нужно, чтобы это всё было в отдельных каких-то упаковочных коробочках и так далее, которые стоят дорого. Нужно обязательно перейти к двойной фасовке этих лекарств, это сделает их дешевле. Вот этот момент.

Не знаю, как к этому медики относятся, но мы обсуждали и вопрос, связанный с более активным применением и использованием в настоящий момент дженериков так называемых. Потому что если это всё-таки качественные препараты, пусть они даже менее известны, но они имеют ту же самую формулу, то есть международное непатентованное наименование лекарства, и, соответственно, тоже могут применяться.

А в целом у нас есть специальная программа, я подписал и постановление, касающееся импортозамещения. Об этом мы сегодня говорили. Под это постановление есть определённый набор средств, механизмов и финансирование есть, включая так называемые жизненно важные препараты.

Но от чего я хотел бы всех предостеречь, потому что там этим механизмом вводятся специальные конкурсные начала, – это всё-таки от бездумного вычёркивания иностранных препаратов только потому, что они иностранные. Нам нужно поддерживать своих, но здесь нужно работать очень тонко. Потому что вы знаете, особенно врачи, что люди приходят, говорят: на меня этот препарат действует, а вот этот препарат, у которого та же самая формула, не действует… Но нам-то нужен эффект, именно чтобы люди выздоравливали, поэтому это тоже нужно принимать во внимание.

Давайте сейчас все вместе оценим, как это будет реализовываться, и постараемся насытить рынок современными препаратами. Естественно, место республики, место Башкортостана здесь абсолютно уникально…

Продолжение следует ...


Дмитрий Анатольевич Медведев

Председатель Правительства Российской Федерации

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*