В рамках III Рождественских Парламентских встреч в Госдуме обсудили духовно-нравственное воспитание в российской школе

23.01.2015 153

Секция «Духовно-нравственное воспитание в российской школе: состояние, проблемы, перспективы» прошла в Государственной Думе в ходе III Рождественских Парламентских встреч в рамках Международных Рождественских образовательных чтений. В дискуссии приняли участие депутаты Государственной Думы, ученые, священнослужители, представители общественности и СМИ. Вел заседание председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов.


Открывая мероприятие, В.Никонов заявил, что «в истории нашей страны православие, образование, государственность всегда шли рука об руку», выразил удивление заявлениями, что Украина сейчас делает свой «цивилизационный» выбор, подчеркнув, что «мы сделали свой цивилизационный выбор давно», и провел экскурс в историю принятия христианства на Руси. Перечислив «катастрофические последствия нашествий», В.Никонов напомнил, что «доли процента культурного наследия Киевской Руси до нас дошли лишь благодаря монастырям», где они бережно сохранялись.


Сейчас, по мнению председателя Комитета по образованию, «вопросы, связанные с воспитанием и духовностью снова выходят на первый план», потому что, получая знания в школе, современные дети в храмах и музеях «чувствуют себя иностранцами». По его словам, произошел культорологический разрыв, который с сентября 2012 года призван ликвидировать курс для средней школы по истории православия, в рамках которого дети осознают универсальность 10 заповедей и взаимосвязь духовности и нравственности.

Современная педагогическая наука «разложила воспитание на составляющие», отметил В.Никонов, и только православной педагогике удалось сохранить его целостность.


Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в своем выступлении перешел «к конкретному обсуждению» волнующих православных вопросов, среди них «получение согражданами качественного образования». Его получение, по мнению митрополита Меркурия, невозможно без духовно-нравственного воспитания. Он посетовал, что, к сожалению, нравственное воспитание воспринимается светским сообществом, как максимальная закрытость школы от церкви, и, процитировав слова Президента России о социальном партнерстве церкви и государства, отметил, что этот процесс «начат и уже идет».


Критикуя процедуру выбора религиозного образовательного курса, предложил принять федеральный регламент и выступил с рядом предложений о внесении изменений в действующее законодательство. А также заявил о необходимости проведения обязательной экспертизы учебной литературы по этой дисциплине в религиозных организациях.

Председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая поддержала инициативу об экспертизе школьных учебников представителями традиционных конфессий, расширив круг дисциплин до «всех учебников по гуманитарным предметам».


Критикуя Минобрнауки, депутат отметила, что усложнение школьного образования направлено на то, чтобы у ребенка формировались не знания, а любознательность. «Сегодня требует жесточайшей ревизии качество и объем знаний, которые предлагаются школьникам, - подчеркнула И.Яровая. - При этом мы не должны упустить главного – качества знаний по русскому языку, литературе и истории Отечества». По ее убеждению, «общее образование не должно предполагать той коммерческой вариативности учебников, которая есть сегодня».


Депутат рассказала о том, что в Госдуму внесен проект закона о единой линейке учебников по русскому языку, литературе и истории Отечества и признала: «Мы допустили ошибку и не включили в проект закона положение о том, чтобы в экспертизе учебников принимали участие представители традиционных конфессий. Во всяком случае, точно по гуманитарным дисциплинам».


«Мы также предлагаем, чтобы концепция духовно-нравственного воспитания стала общенациональным документом. Мы не должны никому подражать, об этом неоднократно говорил Президент. Духовность и нравственность – конкурентное преимущество, это главные фундаментальные ценности, которые сохранят Россию в будущем», - резюмировала Яровая.


В свою очередь, отвечая на критику депутатов, заместитель министра образования Наталья Третьяк отметила, что вопросы морально-нравственного воспитания являются одним из приоритетов государственной политики, и заверила, что эту функцию в Минобрнауки «понимают и выполняют».


Митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий рассказал о ситуации с доступностью православного образования в его митрополии, сказал, что «предмет преподается, но только в исключительных случаях», поэтому «митрополия сконцентрировалась на воскресных школах при приходах» и выступила с инициативой о создании во всех крупных городах централизованных воскресных школ. Минобрнауки он предложил «выдавать не рекомендации по образованию», а «конкретные документы особенно для тех регионов, где большую часть населения представляют мусульмане».


Академик Российской академии образования, Заведующий кафедрой философской антропологии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Александр Корольков выступил против идеи упразднения педагогических вузов. По его мнению, только в них сохраняются высокие педагогические стандарты.

Участники секции, обсудив вопросы совершенствования условий приобщения детей к традиционным духовно-нравственным ценностям в системе образования, выработали большой перечень рекомендаций. В частности, Правительству предложили: «рассмотреть вопрос об основах единой государственной политики в области духовно-нравственного воспитания в Российской Федерации и механизмов её поддержки на правительственном уровне»; осуществить комплексную государственную поддержку с учетом налоговых льгот и преференций организаций, занимающихся созданием, изданием и распространением детской, учебной, развивающей и научной литературы в области духовно-нравственного воспитания и образования молодёжи; ввести нормы законного контроля за СМИ в части постоянной позитивной пропаганды духовно-нравственных норм и идеалов жизни, соответствующих традиционным национальным духовно-нравственным ценностям России, недопустимости использования эфирного времени в электронных средствах массовой информации, находящихся на территории России, для показа программ, пропагандирующих насилие, бесчестие и низменность и пошлость, требований повсеместного повышения культуры разговорной и письменной речи в учреждениях и разного рода организациях, включая недопущение использования вульгаризмов и «слэнговых» выражений, безосновательного засорения речи иностранными словами, прерывания рекламными роликами демонстрируемых видеоматериалов и прежде всего – детских телевизионных познавательных передач и фильмов.


Государственной Думе рекомендовали «способствовать совершенствованию федерального законодательства об образовании в вопросах восстановления в школе полноценного гуманитарного образования и развития духовно-нравственного воспитания детей и молодежи».


Большая часть детальных рекомендаций адресована Министерству образования и науки, Министерству связи и массовых коммуникаций, Министерству культуры, а также органам государственной власти субъектов Федерации, Российской академии наук, Российской академии образования и средствам массовой информации.


Кроме того, участники секции согласовали проведение в 2015 году ряда консультаций и мероприятий по разработке законодательных инициатив и предложений, а также по подготовке, экспертизе и реализации нормативно-правовых и распорядительных актов и иных документов в соответствии с направлениями развития духовно-нравственного воспитания детей в системе образования Российской Федерации.



Источник:  Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*