Источник: РИА Новости
Русский язык сегодня претерпевает определенные изменения, связанные с трансформацией геополитической обстановки вокруг России. Остается ли его роль в межнациональном общении по-прежнему высокой? Как повлиял переход российской системы образования к Единому госэкзамену на уровень владения родной речью среди школьников? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости Анне Курской ответила первый проректор по учебной работе МГУП им. И. Федорова Татьяна Маркелова.
- Татьяна Викторовна, остается ли русский язык сегодня языком межнационального общения в странах СНГ?
— Да, несомненно. Хотя здесь есть определенные проблемы, связанные с бытованием русского языка в рассеянии, в новой геополитической реальности. Обособление нового ареала зарубежного русского мира привело к уменьшению количества часов по русскому языку по сравнению с тем, что было до распада Союза, приоритету национальных языков в странах СНГ, недостатку учебных пособий, уменьшению сферы общения между народами из-за экономических проблем. Авторитет русского языка как языка межнационального общения остается достаточно высоким, потому что люди понимают ценность владения им. При этом уменьшается возможность использования языка, возможность общения. Это связано с общей ситуацией в странах СНГ. Например, в Белоруссии русский язык остается одним их двух государственных языков, и это наиболее удачная ситуация, потому что оба языка развиваются параллельно и взаимно обогащают друг друга.
А вот в тех странах, где, как это было в Украине, делались попытки полностью перевести все на национальный язык, этот национальный язык замедляет свое развитие. Потому что русский язык, в том числе, — носитель слов-интернационализмов, которые делают понятными общие научные сферы, развивают деловой язык и публицистику. Когда контакты между языками нарушаются, то и развитие определенных стилей национального языка, на мой взгляд филолога, затухает или становится не очень ярким.
- Существует распространенное выражение "врожденная грамотность". Существует ли это явление вообще? Насколько способность усваивать языковые нормы и правила правописания обусловлена природными задатками и способностями человека и в какой мере она может быть развита?
Сейчас во многих образовательных программах язык – единственный инструмент развития логического мышления студента, через язык развивается его способность воспринимать все остальное. Язык — главный медиатор, проводник изучения всех других наук. Если у студента нет способности к владению русским или иностранным языком, значит, у него снижены способности к восприятию любой другой дисциплины. Это очень важная связь. Если студент не умеет хорошо говорить, у него не будет достаточного понимания научного вопроса или проблемы, и он не будет мотивирован к обучению в целом.
- Отразился ли переход средней школы на Единый государственный экзамен на уровне владения языком у выпускников? Видите ли вы разницу в подготовке ваших абитуриентов за последние годы?
— К сожалению, да, хотя я не могу полностью отрицать определенной экономической и системной ценности Единого госэкзамена. Дело в том, что наука развивается, растет, во всех областях знания объем сведений за последние 50 лет увеличился многократно. А ведь количество смыслов, которые способен познать ребенок, осталось неизменным. И поэтому особенно нужно научить школьников системно осваивать знания, научить учиться. Это очень большая и важная проблема. А такой способ проверки знаний, как ЕГЭ, обязательно предполагает натаскивание, которое отнимает то время, которое необходимо для того чтобы научить ребенка мыслить, и не линейно, не поверхностно, а глубоко. Мыслить, чтобы понимать.
Понятийное мышление – это способность понимать связи между процессами, способность видеть, что из чего вытекает, понимать, что сначала идет причина, а за ней — следствие. Что такое причина, условие и цель. Но нам некогда обучать ребенка видеть причинно-следственные связи ни в природных явлениях, ни в языке. У учителей просто нет такой возможности, на это нужно большое количество часов. Нужны, конечно, и способные педагоги. А отсутствие возможности обучать понятийному мышлению привело к тому, что мы получаем абитуриента, часто не понимающего вопрос, который ему задан, не владеющего навыками логического мышления.
- Какие современные тенденции в изменении русского языка Вы можете отметить?
— Таких тенденций сейчас очень много. Начнем с того, что язык можно рассматривать как систему уровней – фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического. На каждом уровне есть своя единица, а у каждой единицы есть своя функция. Эта система остается практически неизменной: мы не получаем никаких новых букв или звуков, мы только их сокращаем или растягиваем. Темп речи, естественно, может меняться, но звуки остаются неизменными.
В базовом лексическом уровне языка не меняется система, например, многозначных и однозначных слов, синонимов, омонимов, антонимов, но из-за внешних факторов развития жизни в языке появляется огромное количество заимствованных слов. Они распадаются на слова-неологизмы, слова освоенные и не освоенные.
Слово "медиа" сейчас постепенно осваивается. Появляются такие слова, которые языку не нужны, и которые он в конечном счете отторгнет – все эти бесконечные "кастинги" и "электораты".
На том же лексическом уровне есть и другие перемены — начинает меняться стилистическая окраска слов. Например, раньше невозможно было употребить в печати слово "бабки" в значении деньги, а сейчас оно и ему подобные начинают более свободно использоваться. Вольная речь проникает на лексический уровень языка.
В синтаксисе как были простые и сложные предложения, так и остались, как были в предложении "лицо", "время" и "модальность" как важнейшие показатели выражения отношения говорящего к действительности, так и остались. Но способы их речевой репрезентации, речевого выражения, конечно, зависят от нашей быстроменяющейся жизни, от политической конъюнктуры, от того, как в настоящий момент мы воспринимаем окружающую действительность. Не секрет, например, что 80% лексики в русском языке — с отрицательной оценкой, 20% — с положительной.
Мы сейчас говорим, что есть язык СМИ, есть языки медицинский, юридический, экономический, деловой, язык рекламы и так далее. Этот наш единый язык в своих разных речевых репрезентациях, в разном дискурсе (дискурс – это речь, погруженная в жизнь), в разных сфера употребления, и это тоже влияет на состояние русского языка и языковой системы в целом.
- Как Вы думаете, будет ли когда-нибудь утверждена двойная норма ударения в слове "звонит"? И выживут ли склонения числительных?
— Как филолог и человек, четко чувствующий тенденции развития языка, я не могу ответить однозначно на этот вопрос, но самое большое мое желание — чтобы никогда эта двойная норма не утвердилась. Потому что если это произойдет, то мы очень близко подойдем к точке невозврата. Я надеюсь, что и лингвистическое сознание нашего общества, весьма просвещенного, читающего и разговаривающего, и лингвистическое сознание тех, кто нами управляет, все-таки этого не допустит никогда.
Что касается склонения числительных — наверное, язык эти нормы со временем упростит, потому в некоторых случаях они слишком следуют историческим корням. И может быть, сейчас можно эти нормы несколько ослабить.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.