Наталья Владимировна, по некоторым данным за последнее время в стране закрылось более 12 тысяч сельских школ. Вы согласны, что нормативно-подушевое финансирование поставило малокомплектные школы в трудную ситуацию?
Наталья Третьяк: Хотелось бы пояснить, что закрыть школу сейчас нельзя без согласия схода жителей и одобрения специальной комиссии, которая просчитывает все социальные последствия. Закрываются школы не из-за экономических причин, а лишь в том случае, когда в ней некому учиться. Судите сами: сейчас в России действуют более 26 тысяч сельских школ, где учится 3,6 млн учеников и работает 500 тысяч педагогов. Для понимания - это половина всех школ страны. Поэтому их поддержка и развитие - это одно из ключевых, приоритетных направлений работы Минобрнауки России.
В законе четко сказано: статус школ не влияет на объем их финансирования. Даже если в школе учится мало учеников, на качестве учебного процесса это не отражается. Регионы по-разному обеспечивают это требование: где-то вводятся поправочные коэффициенты, где-то школы напрямую получают субсидии. Основная проблема не в финансировании, а в загруженности учителей-предметников в малокомплектных школах, а также в наличии оборудованных классов физики, химии, математики, информатики.
В течение нескольких лет проходило укрупнение сельских школ, создавались ресурсные центры, опорные школы, в которых сконцентрировано современное оборудование, работают лучшие учителя. Детей сюда доставляют школьные автобусы.
А после реорганизации все проблемы удалось решить: везде появились лингафонные кабинеты, новые лаборатории, высокоскоростной Интернет?
Наталья Третьяк: Мы достигли значительных результатов. На развитие региональных систем общего образования в течение трех лет с 2011 по 2013 год направлено 120 млрд рублей, большая часть из которых пришлась именно на сельские школы. Средства пошли на обновление школьных зданий, оборудование современных кабинетов, обеспечение доступа к Интернету, организацию исследовательской деятельности учащихся, занятий физкультурой.
Дополнительные возможности реализуются за счет сетевого взаимодействия, когда уроки проходят не только в классах, но и в клубах, домах культуры, научных организациях, на предприятиях, в стенах соседней школы. Есть такое понятие, как музейная педагогика - когда уроки проходят в музеях, с участием их специалистов.
Следующее направление, где я вижу большие возможности для сельских школ, - дистанционное образование и электронные системы обучения. Сейчас минобрнауки вместе с минкомсвязи запускает проект, который направлен на подключение к высокоскоростному Интернету всех населенных пунктов, где живет более 200 человек. И в первую очередь будут подключаться сельские школы.
Помимо прочего, сельские школьники получат доступ к видеоурокам, записанным лучшими учителями России, в том числе победителями конкурса "Учитель года".
Когда школы получат эти видеоуроки?
Наталья Третьяк: Видеоуроки будут ориентированы на примерные программы, определенные стандартом. По начальной школе работа будет сделана в следующем году, по средней - в 2016, по старшей - в 2017. Для этого планируется также создать отдельный интернет-ресурс. Мы рассчитываем, что нас поддержит телевидение. Это удобно для тех школ, которые по той или иной причине не имеют пока доступа в Интернет или там недостаточно трафика.
Также мы предполагаем использовать возможности и площадку Института русского языка им. Пушкина, где сейчас реализуется образовательный проект, направленный на продвижение русского языка и литературы.
И все же видеоуроки не прибавят нагрузку учителям. А ведь от нее зависит оклад. Так как быть?
Наталья Третьяк: Регионы по-разному решают эту задачу. В Белгородской и Пермской областях, например, учителям-предметникам выделяют транспорт, и они успевают вести уроки в нескольких сельских школах.
Там, где вообще нет школы, но есть 3-4 ученика, открывают "учительские дома" - педагог здесь живет и работает. Я недавно посетила один из таких домов в Пермском крае. Этот вариант, на мой взгляд, особенно хорошо подходит для дошкольного образования и начальной школы. Кстати, первый учительский дом был построен четыре года назад в деревне Разино Кудымкарского района.
Некоторые эксперты говорят, что в селе не хватает от 15 до 25 процентов учителей. Какие педагоги нужны больше всего?
Наталья Третьяк: Хочу отметить, что итогом системной работы министерства стал достаточно высокий процент удовлетворения кадрами открытых учительских вакансий. Всего, по данным статистики, в настоящий момент в целом по стране потребность в учителях составляет менее 5000 специалистов, иными словами, менее 1 процента. Важно отметить, что на селе достаточно высокая доля молодых педагогов - около 22%. Это педагоги до 35 лет.
При этом мы прогнозируем в ближайшее время и естественный отток кадров, речь идет о педагогах, достигших пенсионного возраста. Этот вопрос будет решаться за счет увеличения контрольных цифр приема в педагогические вузы. Регионы будут сами решать, сколько и каких учителей им нужно, и формировать заказ вузам. Существенным фактором, снимающим вопрос дефицита педагогических кадров на селе, является большая программа повышения уровня оплаты труда учителя. Сейчас в ряде регионов она превышает средний уровень.Меняется структура педагогического образования - увеличивается доля мест в магистратуре. Мы знаем, что сейчас наиболее востребованы в школах учителя русского языка и литературы, английского языка, математики и музыки. Отрадно, что многие сельские школы сейчас хотят иметь в штате педагогов-психологов, логопедов. Это говорит о том, что они понимают важность таких специалистов для детей.
Президент предложил подумать об увеличении срока обучения на педагогических специальностях до 5 лет. Это реально сделать, не нарушая систему "бакалавриат-магистратура"?
Наталья Третьяк: Мы тщательно проработали это поручение. Модель высшего образования позволяет реализовать различные формы подготовки - и четырехлетнюю, и пятилетнюю. Министерство подготовило программу повышения профессионального уровня учителей. Сейчас разрабатываются и в ближайшее время будут апробированы около трех десятков различных вариантов программ повышения квалификации для педагогов, в том числе, и для сельских.
В госдуму внесен законопроект, который предлагает давать отсрочку от армии учителям сельских школ. Поможет эта льгота вернуть в школу учителей-мужчин?
Наталья Третьяк: Выскажу свое личное мнение: зачем школе учитель, который убегает от исполнения гражданского долга? Служить теперь надо только один год, причем рассматриваются разные формы службы - от службы во время учебы до альтернативной. В школу должен идти работать человек с хорошей репутацией, особенно в сельскую, где ты все время на виду, где все знают, как и чем живет учитель, смотрят, как он ведет себя, что сказал, в чем ходит, что читает?
А льготы по кредитам на покупку жилья у сельских учителей будут?
Наталья Третьяк: Программа льготного кредитования продолжается, хотя ее уже курирует не минобрнауки. Льготное кредитование предлагают учителям Адыгея, Смоленская, Ростовская области, Краснодарский край, Карачаево-Черкесия. Педагогам возмещают всю процентную ставку или ее часть. У нас кредиты на жилье везде дают не ниже, чем под 8,5 процента годовых. Допустим, вы берете миллион, 85 тысяч сверх этого надо отдать банку. Всю сумму - 85 тысяч или ее часть за вас выплатит государство. Во многих регионах учителям выплачивают солидные подъемные до 500 тысяч - к примеру, в Новгородской области. Эти средства тоже можно использовать для решения жилищных проблем.
О продленке, спортзалах, олимпиадахПродленка предусматривает услуги питания, а если мы говорим о первоклашках или ослабленных детях, то еще и организацию дневного сна. Соответственно, кто-то эти услуги оплачивает. Для того, чтобы избежать острых вопросов, связанных с формированием стоимости таких услуг , министерство в ближайшее время предложит необходимую поправку в закон об образовании.
Что касается спортзалов, то в прошлом году для школ были разработаны недорогие проекты реконструкции и выделены средства на ремонт - по миллиону рублей на каждую школу. В этом проекте участвуют 52 региона, которые отбирались по конкурсу. В рамках проекта будут отремонтированы спортивные залы в 945 сельских школах. Еще в 122 школах под спортзалы будут переоборудованы другие помещения, а 322 школы получат новые стадионы или открытые площадки для занятий спортом. Уверена, что проект будет продолжен и в будущем.
Сегодня, на мой взгляд, сельские школы составляют хорошую конкуренцию городским. Качественное образование на селе - это не лозунг, а действительность. Ребята из деревень уверенно поступают в вузы наравне с городскими детьми, не уезжая в чужой город для сдачи экзаменов. Их число заметно растет и среди призеров школьных олимпиад. Например, в 2014 году среди победителей и призеров финального этапа Всероссийской олимпиады школьников - 18 учеников сельских школ. Победителями конкурса "Учитель года" часто становятся учителя сельских школ. Задача минобрнауки - эту тенденцию сохранить.
Наталья Третьяк окончила юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, Северо-Западную академию государственной службы по специальности "государственное и муниципальное управление". В 1993-2004 годах работала в Комитете по образованию Санкт-Петербурга. Затем с 2004 по 2008 годы была заместителем директора Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки. В 2008-2012 гг. работала первым проректором Московского института стали и сплавов. С мая 2012 года руководила Комитетом по образованию Санкт-Петербурга.
В 2012 году стала статс-секретарем - заместителем Министра образования и науки России. С августа 2013 года - первый заместитель Министра образования и науки России.
В 2009 году Наталья Третьяк вошла в список лиц, включённых в резерв управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.