Исаак Иосифович! По-разному в городе встречено происходящее укрупнение школ. Есть и протесты. Например, родители учащихся гимназии "Интеллектуал" недавно выходили на митинг на Суворовской площади. Вот и в редакцию пришло немало писем от них. Они опасаются, что ее слияние с образовательным комплексом N 2077 снизит качество обучения в их продвинутой школе. Что вы можете им сказать?
Исаак Калина: Я напомню, прежде всего, ради чего это делается по существу. Долгие годы в Москве было несколько десятков сильных школ, которые в самом деле давали высокий уровень образования тем, кто в них попадал. Как именно? Это уже другой вопрос. Но дать хорошее образование в Москве стремится большая часть населения. Поэтому задача города не просто отобрать тех детей, которых легко учить, а помочь выявить способности у каждого ребенка - неспособных детей нет, я уверен в этом. А затем - развить их. Но для этого не жители должны бегать по Москве в поиске качественного образования, а оно обязано прийти туда, где люди живут. И наша задача - обеспечить массовую доступность такого образования.
В 2010-м году, когда мы анализировали исполнение бюджета города, при формальном наименьшем нормативе 63 тысячи рублей на ученика, обнаружились школы, которые имели финансирование по 50 тысяч рублей и школы, получавшие на здорового ребенка до 400 тысяч. И этот разрыв благодаря такой поддержке государственного бюджета продолжал увеличиваться. Что порождало, на мой взгляд, два смертных греха. У школ, которые не попали в перечень особых - грех уныния - бесполезно стараться, так как денег им все равно не видать. Теми же, кто имел много и считал, что они и так на вершине Олимпа и можно особо не напрягаться, владел грех гордыни. Поэтому 22 марта 2011 года было принято постановление правительства Москвы "О развитии общего образования в городе Москве", где одним из механизмов стало принятие равной нормы финансирования для всех школ, участников пилотного проекта, который этот документ и запускал.
То есть школа стала получать деньги на каждого ученика, и сама решать, какие у нее приоритеты. Вскоре этаж департамента, на котором располагалось финансовое управление, прежде всегда полный директоров школ, утверждавших особое и индивидуальное штатное расписание и учебные планы, чтобы получить под это деньги, опустел. Рассчитать финансирование каждой школы стало по силам любому второкласснику. Когда по итогам 2011-года у некоторых школ остались достаточно серьезные финансовые остатки, мэр Москвы Сергей Семенович Собянин решительно пресек попытки забрать их, сказав: "Эти деньги они заработали качеством своей работы, сумев привлечь к себе учеников". Так у школ появилась возможность строить долгосрочные планы своего развития. Теперь они всегда могут точно просчитать, какие у них ресурсы есть и какие могут появиться в будущем. И когда первые директора поверили, что у них ничего не отберут, независимо от того, большое у них штатное расписание или маленькое, появилось и первое предложение о соединении двух школ, территории которых были разделены лишь сеткой-рабица. Они поняли: тут директор, там директор, тут завхоз - там завхоз, здесь секретарь - там секретарь… Зачем?
То есть инициатива объединения пошла от самих директоров?
Исаак Калина: Именно так. Они оказались сами заинтересованы создать более эффективную модель управления ресурсами школы. К тому же вышел Федеральный закон N 83, который дал руководителям школ столько полномочий, сколько в советские времена не было даже у заведующего РОНО. А свободы без ответственности не бывает. Директора поняли, что им необходима очень серьезная и грамотная управленческая команда, нужен финансист, юрист… В маленькой школе такой команды не создать. Тем не менее процесс соединения мы не форсировали. В 2011-м году все заявки от школ на это рассматривали вместе с горкомом профсоюза, другими общественными организациями и более половины отклонили, так как понимали, что люди видят в этом пока лишь экономическую эффективность и не понимают, как это скажется на учебном и воспитательном процессе, на результатах работы всей школы.
Не скажу, что все прошло гладко, потребовалось большое напряжение. Но результаты - налицо. У нас в Москве сейчас отличников по ЕГЭ в два раза больше, чем в среднем по стране. Треть победителей и призеров олимпиад в России - это московские школьники. А главное, готовят их теперь не 70, а 145 школ столицы!Сколько же школ сейчас осталось в Москве? И будет ли их количество еще уменьшаться?
Исаак Калина: Было 1572, стало 750. Основное массовое соединение школ, продолжавшееся три года, завершено. Но я еще раз подчеркну. Мы им занимались не ради цифровых результатов, услышьте меня. Нам нужно, чтобы в каждом районе и каждом микрорайоне Москвы была школа, в которой ребенок может реализовать себя, независимо от того, какие у него способности - к математике, литературе, физкультуре или музыке. В национальной доктрине образования эта задача выражена тремя изумительными словами: качество, доступность, эффективность. Обеспечить это в маленькой школе практически невозможно.
(Полный отчет с "Делового завтрака" в "РГ" с Исааком Калиной читайте в одном из ближайших номеров газеты).
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.