После вступления Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации возникла проблема интеграции местной системы образования в российскую. Дело в том, что российские программы и стандарты образования во многом отличаются от украинских.
Чтобы решить эту проблему, весной этого года был принят Закон об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием новых субъектов (84-ФЗ). Этот документ установил соответствие образовательных и образовательно-квалификационных уровней для обучающихся и выпускников российских и крымских образовательных организаций, а также определил порядок приема абитуриентов из Крыма и Севастополя на бюджетные места в российских вузах в 2014 году.
Однако в процессе правоприменения были выявлены новые вопросы, возникшие в связи с интеграцией. Поэтому, чтобы в следующем учебном году у школьников и абитуриентов Крыма и Севастополя не возникли новые проблемы, Минобрнауки подготовило проект поправок к этому закону.
Что изменится в законе
На сегодняшний день в документах существует некоторое расхождение между украинской и российской ординатурой и интернатурой. Согласно украинскому законодательству, этот тип образования не был выделен в отдельный уровень, и формально не было установлено его соответствие российскому. Законопроектом эта проблема будет решена, и специальности клинической ординатуры и интернатуры, установленные на Украине, будут приведены в соответствие специальностям ординатуры, установленным в Российской Федерации.
Законопроект также предусматривает замену термина "образовательная организация» на термин "организация, осуществляющая образовательную деятельность". Согласно российскому законодательству образовательную деятельность вправе вести не только образовательные организации. В частности, такое право предоставлено научным организациям, если речь идет об аспирантуре.
"Оказалось, что и в Крыму программы аспирантуры реализовывались в отдельных научных организациях, и этот вопрос не был урегулирован 84-ФЗ. Соответственно, этим терминологическим уточнением мы распространяем нормы закона не только на образовательные организации, находящиеся в Крыму, но и на иные организации, которые занимаются образовательной деятельностью", — рассказал РИА Новости директор Правового департамента Министерства образования и науки РФ Максим Живаев.
Действие нового законопроекта расширяется не только на лиц, которые стали гражданами РФ в силу вступления Крыма и Севастополя в состав России, но и на граждан РФ, которые имели российское гражданство и прежде и постоянно проживали на территории Крыма. Оказалось, что таких лиц в Крыму достаточно много. Их дети, которые учились в крымских школах по украинским программам, формально не подпадают под действие принятого весной закона, соответственно, поступать в российские вузы в упрощенном порядке не могут.
"Получилось, что они урезаны в правах, поэтому мы решили исправить эту ситуацию и приравнять их к крымчанам", — сообщил представитель Минобрнауки.
"Ситуация с признанием педагогического стажа сложилась точно такая же. Не только российские дети учились в крымских школах, но и российские граждане работали там педагогами. Перед ними встал вопрос о зачете стажа, поэтому новый законопроект решает и эту проблему".
Прием в вузы
Изменения коснулись и контрольных цифр приема на бюджетное обучение в вузы. В базовом законе 84-ФЗ было предусмотрено выделение дополнительных контрольных цифр приема для крымских вузов, но на сегодняшний день существуют распоряжения о том, что в Крыму и Севастополе создаются два вуза федерального подчинения — Крымский федеральный университет и Севастопольский государственный университет.
"Пока все вузы были крымскими, контрольные цифры приема устанавливались на уровне правительства Крыма и правительства Севастополя. Но поскольку на федеральном уровне правила игры немного другие, и сроки проведения всех конкурсных процедур давно прошли, было принято решении об особом поряке установления контрольных цифр приема на следующий учебный год для этих вузов. То есть в следующем году контрольные цифры будут устанавливаться Минобрнауки без проведения конкурса", — пояснил Максим Живаев.
Порядок итоговой аттестации крымских школьников в 2015 году будет таким же, как и в 2014 году, то есть они будут сдавать либо выпускные экзамены, либо ЕГЭ. Порядок приема в вузы для них на следующий год также будет продлен на год.
Авторы базового закона 84-ФЗ прогнозировали, что год обучения по российским образовательным программам поможет крымским школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ. Сегодня они пришли к выводу о том, что, скорее всего, года не хватит, поэтому было принято решение сохранить возможность приема тех, кто учился в Крыму, в вузы Крыма и в вузы на территории других субъектов по упрощенной схеме, то есть без обязательной сдачи ЕГЭ.
Интеграция уже идет
Для интеграции образовательных учреждений Крыма и Севастополя в систему образования России был установлен переходный период до 1 сентября 2014 года. За это время учебные заведения должны были полностью перейти на новые учебники, стандарты, законодательно-нормативную базу, согласно действующему Закону об образовании.
Сейчас Рособрнадзор ведет работу по научно-методическому и информационному обеспечению системы образования КФО, которая позволит готовить выпускников к государственной итоговой аттестации (ГИА) и к сдаче ЕГЭ. В течение трех лет эта система будет планомерно внедряться. Параллельно с этим в школах и вузах Крыма и Севастополя идет большая практическая работа по перестройке на российские программы и стандарты образования.
С июня по август 2014 года Федеральный институт развития образования совместно с ведущими вузами и региональными институтами развития образования России провели массовое повышение квалификации работников систем общего и профессионального образования Крымского Федерального округа (КФО).
"При разработке программ повышения квалификации мы постарались включить в них вопросы, связанные со всеми различиями в законодательстве, нормативной базе и в содержании образования. Поэтому наши коллеги из Крыма и Севастополя начали учебный год без тех трудностей, которые могли бы возникнуть при переходе из украинской системы образования в российскую. И если проблемы все-таки возникали, мы продолжали общаться с педагогами в режиме консультаций", — рассказала РИА Новости заместитель руководителя Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ Федерального института развития образования (ФИРО) Эвелина Алиева.
По ее словам, у многих педагогов возникали вопросы, связанные с преподаванием русского и украинских языков. С переходов на российскую систему образования соотношение количества часов в преподавании этих предметов изменилось.
"Сейчас уроки украинского остались в школах, для многих этот язык родной, ничьи права не ущемляются. Просто количество часов и учебные классы в школах формируются по запросам родителей", — пояснила эксперт.
На сегодняшний день нерешенных вопросов становится все меньше. Педагоги прошли переподготовку и получили достаточное количество учебно-методических материалов для работы. Школы Крыма и Севастополя получили учебники по всем предметам, и школьники сегодня учатся там так же, как и в любом другом регионе России.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.