Современная модель сектора исследований и разработок найдет свое отражение в новом законе о научной, научно-технической, инновационной деятельности в Российской Федерации

01.10.2014 429
В г. Томске прошла крупнейшая международная научная конференция «Тройная спираль». «Тройная спираль» – это одно из мировых исследовательских сообществ, изучающих процесс инновационного развития и экономического роста через систему взаимодействия университетов, бизнеса и государства. Прошедшая конференция входит в цикл мероприятий «Год науки: Россия-ЕС».

В этот раз в г. Томске собрались более 300 участников из 30 стран, представляющих 55 университетов, из них – 3, входящих в десятку мировых лидеров. В конференции приняла участие заместитель министра образования и науки Российской Федерации Людмила Огородова.


В своем выступлении она рассказала о новых подходах и принципиальных изменениях государственной научной, научно-технической политики в Российской Федерации. Начала свое выступление замглавы ведомства зарисовкой ситуации с организацией научных исследований в начале 1990-х годов.


В силу ряда факторов, в том числе из-за отсутствия достаточных средств на поддержку сектора исследований и разработок, невостребованности результатов научно-технической деятельности в период изменения экономического уклада, наиболее рациональной политикой, позволившей сохранить «феномен советской науки» было невмешательство в деятельность научных организаций. Именно такой подход был зафиксирован в 1996 году Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Фактически 127-ФЗ создал уникальную академическую автономию, своего рода «мегакорпорацию в сфере науки» – Российскую академию наук, объединившую все полномочия и функции – от формирования направлений и тематик исследований до управления имущественным комплексом.


При этом плавная модернизация сектора исследований и разработок «изнутри», собственными силами оказалась недостаточно эффективной. России, по словам Людмилы Огородовой, необходим глобально конкурентоспособный сектор исследований и разработок, функционирующий на иных принципах. Ключевая задача – обеспечить большую свободу научных организаций в выборе тематик, направлений исследований и одновременно – повысить ответственность за качество полученных научных, научно-технических результатов. Следствием такого подхода должно стать усиление конкуренции в сфере исследований и разработок, в первую очередь, – за государственную финансовую поддержку.


Замглавы Минобрнауки России перечислила необходимые элементы и инструменты, создаваемые для модернизации сектора исследований и разработок. Первой задачей, которую назвала Людмила Огородова, стала задача создания системы государственных и негосударственных фондов. Эту задачу поставил Президент Российской Федерации осенью 2012 года, по итогам заседания Совета по науке и образованию. При этом фонды должны стать важнейшим инструментом для формирования дополнительного «финансового профицита» в научных организациях, необходимого для реализации инициативных тематик и разработки новых направлений исследований и разработок. Именно через проекты, отобранные и поддержанные фондами, Минобрнауки намерено формировать «надотраслевой задел», который в дальнейшем, с помощью работы специализированных «отраслевых» научных организаций должен активно вовлекаться в создание новых технологий, востребованных реальным сектором экономики. Эффективная организация работы системы фондов должна стать «катализатором» преодоления архаичной дисциплинарной структуры российской науки.


Второй важной задачей ведомства в сфере науки была названа задача усиления конкуренции в зоне комплексных научно-технических проектов. Принцип конкуренции должен быть «правильно» реализован во всех без исключения инструментах финансовой поддержки исследований и разработок – при формировании государственных заданий, при «доступе» к средствам государственных программ, при принятии решений о выделении грантов фондами. При этом необходимо с одной стороны, через создание прозрачных механизмов конкурсности обеспечить концентрацию финансовых ресурсов у наиболее результативных организаций, чьи результаты наиболее востребованы, а с другой – стимулировать появление новых научных консорциумов, объединяющих организации, имеющие наиболее интересные и значимые научные, научно-технические заделы.


Третья вспомогательная, но не менее важная задача, без которой невозможно решение первых двух – создание инструментов оценки результативности экспертизы в сфере научной, научно-технической, инновационной деятельности. Общие подходы к оценке результативности научных организаций, вне зависимости от их ведомственной принадлежности, создание общего свода индикаторов является не только российским трендом. По аналогичному пути идут многие экономически-развитые страны, например аналогичная работа начата в США.


Замминистра обратила внимание на то, что введение индикаторов науки не должно привести к «соревнованию». Установленные Минобрнауки показатели являются не целью научной, научно-технической деятельности, а скорее ее следствием – серьезный и значимый научный проект неизбежно приведет к росту индикаторов. Параллельно с наукометрией необходимо развивать экспертные механизмы. Ключевую роль в решении этой задачи, в соответствии с принятым федеральным законом должна стать Российская академия наук в ее новом формате с «обновленным» перечнем задач и полномочий.


Одновременно с созданием новых инструментов поддержки сектора исследований и разработок ведомство намерено устранить «бюрократические» схемы определения тематик исследований. Управление «содержанием» исследований и разработок должно происходить через формирование приоритетных направлений, приоритетных научных задач, приоритетные национальные проекты. Со стороны государства должна быть поставлена цель, а методы ее достижения должны определяться научным сообществом. Именно такой подход зафиксирован в управлении институтами РАН – полномочия органов власти ограничиваются управлением имуществом, выполнением функций учредителя без значимого влияния на научное творчество.


Кроме того, Людмила Огородова рассказала также, что в настоящее время создаются инструменты коммуникации государства и науки, науки и бизнеса, инструменты конкуренции. В первую очередь это инструменты, способствующие коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Главная цель Минобрнауки России в этой сфере – создать необходимые сервисы для взаимодействия, стимулировать его законодательно и финансово.


«Все инструменты оценки, экспертизы, коммуникации, финансовой поддержки направлены на возможность создания результативных научных консорциумов, – сказала заместитель министра. – При этом они должны быть образованы не на иерархических или личных связях, а на стремлении собрать наиболее эффективные для решения конкретных задач организации в единый, работоспособный механизм».


 

Новая модель функционирования сектора исследований и разработок, механизмы его взаимодействия с «внешним» окружением будут зафиксированы в новом законе о научной, научно-технической, инновационной деятельности в Российской Федерации, работа над котором началась весной этого года.



Источник: Министерство образования и науки Российской Федерации

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*