В этот раз в г. Томске собрались более 300 участников из 30 стран, представляющих 55 университетов, из них – 3, входящих в десятку мировых лидеров. В конференции приняла участие заместитель министра образования и науки Российской Федерации Людмила Огородова.
В своем выступлении она рассказала о новых подходах и принципиальных изменениях государственной научной, научно-технической политики в Российской Федерации. Начала свое выступление замглавы ведомства зарисовкой ситуации с организацией научных исследований в начале 1990-х годов.
В силу ряда факторов, в том числе из-за отсутствия достаточных средств на поддержку сектора исследований и разработок, невостребованности результатов научно-технической деятельности в период изменения экономического уклада, наиболее рациональной политикой, позволившей сохранить «феномен советской науки» было невмешательство в деятельность научных организаций. Именно такой подход был зафиксирован в 1996 году Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Фактически 127-ФЗ создал уникальную академическую автономию, своего рода «мегакорпорацию в сфере науки» – Российскую академию наук, объединившую все полномочия и функции – от формирования направлений и тематик исследований до управления имущественным комплексом.
При этом плавная модернизация сектора исследований и разработок «изнутри», собственными силами оказалась недостаточно эффективной. России, по словам Людмилы Огородовой, необходим глобально конкурентоспособный сектор исследований и разработок, функционирующий на иных принципах. Ключевая задача – обеспечить большую свободу научных организаций в выборе тематик, направлений исследований и одновременно – повысить ответственность за качество полученных научных, научно-технических результатов. Следствием такого подхода должно стать усиление конкуренции в сфере исследований и разработок, в первую очередь, – за государственную финансовую поддержку.
Замглавы Минобрнауки России перечислила необходимые элементы и инструменты, создаваемые для модернизации сектора исследований и разработок. Первой задачей, которую назвала Людмила Огородова, стала задача создания системы государственных и негосударственных фондов. Эту задачу поставил Президент Российской Федерации осенью 2012 года, по итогам заседания Совета по науке и образованию. При этом фонды должны стать важнейшим инструментом для формирования дополнительного «финансового профицита» в научных организациях, необходимого для реализации инициативных тематик и разработки новых направлений исследований и разработок. Именно через проекты, отобранные и поддержанные фондами, Минобрнауки намерено формировать «надотраслевой задел», который в дальнейшем, с помощью работы специализированных «отраслевых» научных организаций должен активно вовлекаться в создание новых технологий, востребованных реальным сектором экономики. Эффективная организация работы системы фондов должна стать «катализатором» преодоления архаичной дисциплинарной структуры российской науки.
Второй важной задачей ведомства в сфере науки была названа задача усиления конкуренции в зоне комплексных научно-технических проектов. Принцип конкуренции должен быть «правильно» реализован во всех без исключения инструментах финансовой поддержки исследований и разработок – при формировании государственных заданий, при «доступе» к средствам государственных программ, при принятии решений о выделении грантов фондами. При этом необходимо с одной стороны, через создание прозрачных механизмов конкурсности обеспечить концентрацию финансовых ресурсов у наиболее результативных организаций, чьи результаты наиболее востребованы, а с другой – стимулировать появление новых научных консорциумов, объединяющих организации, имеющие наиболее интересные и значимые научные, научно-технические заделы.
Третья вспомогательная, но не менее важная задача, без которой невозможно решение первых двух – создание инструментов оценки результативности экспертизы в сфере научной, научно-технической, инновационной деятельности. Общие подходы к оценке результативности научных организаций, вне зависимости от их ведомственной принадлежности, создание общего свода индикаторов является не только российским трендом. По аналогичному пути идут многие экономически-развитые страны, например аналогичная работа начата в США.
Замминистра обратила внимание на то, что введение индикаторов науки не должно привести к «соревнованию». Установленные Минобрнауки показатели являются не целью научной, научно-технической деятельности, а скорее ее следствием – серьезный и значимый научный проект неизбежно приведет к росту индикаторов. Параллельно с наукометрией необходимо развивать экспертные механизмы. Ключевую роль в решении этой задачи, в соответствии с принятым федеральным законом должна стать Российская академия наук в ее новом формате с «обновленным» перечнем задач и полномочий.
Одновременно с созданием новых инструментов поддержки сектора исследований и разработок ведомство намерено устранить «бюрократические» схемы определения тематик исследований. Управление «содержанием» исследований и разработок должно происходить через формирование приоритетных направлений, приоритетных научных задач, приоритетные национальные проекты. Со стороны государства должна быть поставлена цель, а методы ее достижения должны определяться научным сообществом. Именно такой подход зафиксирован в управлении институтами РАН – полномочия органов власти ограничиваются управлением имуществом, выполнением функций учредителя без значимого влияния на научное творчество.
Кроме того, Людмила Огородова рассказала также, что в настоящее время создаются инструменты коммуникации государства и науки, науки и бизнеса, инструменты конкуренции. В первую очередь это инструменты, способствующие коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Главная цель Минобрнауки России в этой сфере – создать необходимые сервисы для взаимодействия, стимулировать его законодательно и финансово.
«Все инструменты оценки, экспертизы, коммуникации, финансовой поддержки направлены на возможность создания результативных научных консорциумов, – сказала заместитель министра. – При этом они должны быть образованы не на иерархических или личных связях, а на стремлении собрать наиболее эффективные для решения конкретных задач организации в единый, работоспособный механизм».
Новая модель функционирования сектора исследований и разработок, механизмы его взаимодействия с «внешним» окружением будут зафиксированы в новом законе о научной, научно-технической, инновационной деятельности в Российской Федерации, работа над котором началась весной этого года.
Источник: Министерство образования и науки Российской Федерации
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.