Куда идти вчерашнему студенту?

11.09.2014 150

Источник: Пресс-служба Общественной палаты РФ



10 сентября в Общественной палате обсудили, как повысить качество высшего образования и профессиональной подготовки в России. Эксперты сошлись во мнении, что ситуация запущенная, и меры должны быть предприняты решительные.


По данным Росстата, в России более 4 миллионов безработных, каждый четвертый из них — вчерашний выпускник вуза, а более 20% не могут найти себе работу в течение года. «Данные факты говорят о том, что вузы выпускают неактуальных на рынке труда специалистов» — заключила член ОП РФ, доцент Высшей школы государственного аудита МГУ Елена Шапкина.


Первый заместитель Секретаря Общественной палаты Владислав Гриб отметил, что во времена, когда он поступал в юридический вуз, их количество не превышало нескольких сотен по всей России, тогда как на данный момент это число перевалило за тысячу. «При этом качество образования оставляет желать лучшего», — прокомментировал он. По мнению экспертов, такая ситуация возникла в высшей школе из-за отсутствия механизмов контроля над профессиональной подготовкой — вуз проверяет на выходе наличие знаний, а не компетенций.


В этой связи член Комиссии ОП РФ по развитию науки и образования Людмила Духанина предложила такую формулу взаимодействия вуза и бизнеса: «Жизнь вуза должен определять рынок труда». Текущая ситуация, по ее мнению, характеризуется тем, что государство выделяет огромные бюджетные средства на подготовку специалистов, которые оказываются не актуальными. «Ситуация требует скачкообразного разрешения», — заключила она.


Член ОП РФ, заведующая кафедрой социологии и политологии Ульяновского государственного университета Нина Дергунова рассказала, что снижение качества профессионального образования во многом обусловлено высокой загруженностью преподавателей: «У нас загруженность достигает 800 часов в год, тогда как на Западе данный показатель не превышает 300. Это значит, что у них преподаватели имеют возможность оставаться актуальными специалистами на рынке труда и совмещать основную профессию с преподаванием». Кроме того, Дергунова отметила, что нужно обучать в вузе не только основной профессии, но и смежным.


Представители крупного бизнеса, участвовавшие в работе круглого стола, рассказали о тех проблемах, с которыми они сталкиваются в системе профессиональной подготовки. Директор департамента исследования и образования Mail.Ru.Group Дмитрий Волошин отметил, что государство сейчас не решает сложившуюся проблему: «Оно стоит в стороне, нам пришлось самостоятельно открыть программы дополнительного образования, рассчитанные на 2500 часов — это почти половина учебного курса бакалавра». Специалист по работе с вузами ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» Марина Машошина так же отметила низкий уровень подготовленности выпускников и подтвердила готовность компании предоставлять студентам дополнительное профильное образование.


Дмитрий Волошин предложил следующий рецепт консолидации бизнеса и вузов. Во-первых, необходимо предоставлять предпринимателям налоговые преференции, а во-вторых, прямое субсидирование государства по схеме «1+1»: государство оказывает соразмерную финансовую поддержку образовательным проектам частных компаний. Кроме того, по мнению генерального директора Агентства по контролю качества образования Сергея Анисимова, необходимо наладить механизмы общественной оценки образования со стороны профессионального сообщества.


Модератор обсуждения Елена Шапкина пообещала, что Общественная палата продолжит работу над проблемой качества высшей школы — будет создана рабочая группа, которая подготовит конкретные рекомендации по данному вопросу для Министерства образования и науки.



Источник: Пресс-служба Общественной палаты РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*