Мы не роботы, а больницы не автосервисы

05.09.2014 343
Источник: Российская газета


Текст: Ирина Краснопольская

Первого сентября вузы приняли новых студентов. Все они выдержали различные конкурсы. Значит, каждый из них достоин выбранной профессии? И со временем станет хорошим специалистом? Уверен ли в этом ректор Московского государственного медико-стоматологического университета имени Евдокимова профессор Олег Янушевич?

Олег Олегович! Ваш вуз из числа счастливчиков - желающих в нем учиться не становится меньше. Даже несмотря на то, что демографическая яма дает о себе знать, несмотря на то, что зарплаты у медиков оставляют желать...


Олег Янушевич: В этом году у нас был высокий конкурс на стоматологический факультет - 21 человек на место. На этот факультет был и самый высокий проходной балл среди всех стоматологических факультетов страны. А удивил нас конкурс на клиническую психологию - 75 человек на место. Это востребованность продиктована самой жизнью. Все чаще людям требуется не просто медицинская помощь, а в сочетании с психологической поддержкой. Да, меняется окружающая жизнь. Да мир как бы становится уже, потому что Интернет, социальные сети, смартфоны, скайпы позволяют общаться людям из разных стран и континентов. Расстояния сокращаются. Но... дистанция между людьми растет как никогда. И человек, окруженный со всех сторон самой современной техникой, пользующийся всеми благами цивилизации, становится одиноким и очень ранимым. И потому всем известные болезни порой протекают совершенно иначе, нередко они не укладываются в общепринятые стандарты оказания помощи и даже не могут быть в них заложены. Я скажу вещь парадоксальную, но она имеет место быть - так называемый эффект плацебо. Это вера врачу и вера в назначенное лечение.

Факультет клинической психологии у вас есть, а в штатных расписаниях лечебных учреждений такие специалисты значатся?


Олег Янушевич: К сожалению, не везде. При той оптимизации, которая затронула наше здравоохранение, руководители не всегда находят средства на их содержание. Чаще деньги тратятся на модные информационные системы. А это лишь увеличивает дистанцию между врачом и пациентом. Но я еще не ответил на ваш первый вопрос: станут ли те, кто пришел сегодня в вуз, настоящими врачами.


Что значит, по-вашему, настоящими?


Олег Янушевич: Настоящий врач - не тот, кто пришел в вуз овладеть медицинскими науками, познать новые технологии, применяемые в медицине. Настоящий врач - так было, есть и будет - это человек, который умеет слушать, который слышит, который способен понимать чужую боль.

Олег Олегович, Вы фантазер! Теперь повсеместно встреча врача с пациентом начинается с отсыла соискателя здоровья на самые крутые исследования и обследования, иногда они проводятся даже по Интернету.


Олег Янушевич: Вот поэтому 60 процентов россиян недовольны медицинской помощью. Мы же не роботы, а больницы - не автосервисы, где действует жесткие регламенты, не допускающие толкований. Я бы хотел лечиться у врача, который разговаривает со мной, который слушает меня, объясняет мне, для чего требуется то или иное обследование. И мы находим с ним "комплайенс" - содружественное участие пациента и врача в выполнении плана лечения. Вот мне назначили кучу таблеток, но я их не принимаю, потому что не доверяю врачу или присланному им по Интернету назначению.


Но у большинства своего врача нет.


Олег Янушевич: И это наша огромная беда. В идеале: у каждого человека должен быть свой врач и свой адвокат. Вы опять скажете, что я фантазер. Но мечтать не запрещено.


О чем мечтает ректор Янушевич?

- О том, чтобы в медицинские вузы принимать не только по результатам ЕГЭ. Врач - профессия особая. Здесь мало профессиональных знаний. Врач - это призвание. И никто не в состоянии меня в этом оспорить. И никакие бухгалтерские расчеты - они конечно нужны в медицине. Охрана здоровья - дело очень дорогое. Более того, чем дальше, тем дороже медицинская помощь, и считать деньги мы обязаны. Но не в ущерб здоровью. Понимаю, что очень трудно распознать в отличнике, поступившем в наш вуз, его готовность служить людям. Понять, что медицина для него - призвание. Потому предлагаю: тот, кто решил поступать в медицинский вуз, должен еще на школьной скамье учить... латынь. Нелепое предложение? Ничуть. Латынь - это базовый язык медицинского образования. Да, считается, что это мертвый язык, что он труден и преподаватели латыни в дефиците. Но без него в любой стране овладение медицинской профессией немыслимо. И латынь может стать краеугольным камнем, определяющим желание абитуриента посвятить себя медицине.



Источник: Российская газета

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*