Правительство Свердловской области поддержало внедрение регионально ориентированной программы «Грани Урала», которую разработали сотрудники кафедры педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета, возглавляемой доктором педагогических наук, профессором Е. В. Коротаевой.
Вопросы воспитания детей и подростков неразрывно связаны со стратегией национального развития страны и являются частью государственной политики.
2014 год объявлен Годом культуры. Выдвигая данную инициативу, Председатель Совета Федерации В. Матвиенко подчеркнула, что главная проблема современного общества – потеря нравственности, духовности и морали; выйти из кризиса может помочь только обращение к высшим ценностям культуры и искусства.
Особое значение в формировании ценностно ориентированного отношения к культурному наследию придается системе образования. Так, в «Законе об образовании в Российской Федерации» указывается на необходимость «разработки и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации» (ст. 8). Такие программы призваны реализовать не только информационно-познавательные задачи, но и нацелены на выполнение социально-ориентационных задач, связанных с воспитанием у детей чувства принадлежности к ближайшему социуму, гордость за свой край, достоинства формирующегося гражданина, что в целом обеспечивает истоки формирования ценностного отношения к Родине.
Программы, связанные с освоением регионального образовательного пространства, созданы в ряде крупных городов и областей, имеющих давнюю историю (программы для Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и др.). Однако во многих регионах на периферии подобная работа не носит целенаправленного, систематического, методически обоснованного характера. Особую значимость данному проекту придает актуальная геополитическая обстановка, связанная с усиливающимся притоком мигрантов как из восточных, так и из западных соседних государств.
Исследования педагогов и психологов (С. К. Бондырева, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, В. Т. Кудрявцев, Д. И. Фельдштейн и др.) доказывают, что чем ранее прививаются ребенку понятия и нормы поведения, касающиеся ответственности, толерантности, патриотизма, сотрудничества и т.д., тем скорее они станут осознаваемой и разделяемой жизненной позицией. Педагогическая составляющая этого процесса предусматривает освоение и трансляцию ценностей «малой родины», тем самым обеспечивая их закрепление в «образе мира» и «образе жизни» детей. Очевидно, что решение обозначенной проблемы лежит в области создания соответствующей программы.
И такая регионально ориентированная программа «Грани Урала» разработана в Уральском государственном педагогическом университете.
Основные задачи программы: с содержательной точки зрения – знакомство детей с Уральской землей как самобытной областью, обладающей рядом уникальных характеристик – «граней», образ которых, с одной стороны, сразу определяет принадлежность к Уральским горам, а с другой, позволяет варьировать количество осваиваемых сторон в зависимости от возраста обучаемых и задач обучения; с точки зрения формы организации познавательной деятельности – обеспечение активной вовлеченности обучающихся первой ступеней образования в освоение содержания – постижение знаний о земле Уральской.
Внедрения в образовательный процесс регионально ориентированной программы «Грани Урала» включает комплекс мероприятий: повышение квалификации педагогов дошкольного образования, организацию открытых мероприятий по программе «Грани Урала» в образовательном пространстве муниципальных образований области и отдельных образовательных учреждений (тематические праздники, конкурсы, выставки, экскурсии, круглые столы, мастер-классы, научно-практическую конференцию для педагогов Свердловской области, посвященную вопросам формирования ценностных отношений у подрастающего поколения, и др.).
Реализация регионально ориентированной программы «Грани Урала» для дошкольной ступени образования способствует: а) целенаправленному, системному освоению информации об Урале как самобытной области, обладающей рядом уникальных характеристик – «граней»; б) формированию у субъектов, включенных в проект (детей дошкольного возраста, педагогов, родителей), чувства сопричастности, гордости, включенности в со-бытийность Уральского региона (Свердловской области); в) консолидации педагогического сообщества Свердловской области на основе идеи формирования у детей ценностного отношения к малой родине.
Стоит отметить, что значимость создания образовательных программ, подчеркивающих региональную специфику, определена актуальными запросами, связанными с социально-культурной парадигмой развития отечественной системы образования.
Разработка
и внедрение данного проекта были поддержаны Правительством Свердловской
области, Министерством общего и профессионального образования Свердловской
области, Управлением образования г. Екатеринбурга, а также Российским
гуманитарным научным фондом.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.