Рубрику ведет Валентина Матвиенко
Я имею в виду принятие таких базовых документов, как федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, майские указы президента, Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", госпрограмма "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы. Все они успешно реализуются. Если в 2011 году только 2,5 процента всех российских школ были готовы принять инвалидов, то к концу 2015 года их число будет увеличено до 20 процентов. Это пока скромные показатели, но важно, что наша страна сделала принципиальный выбор этого пути.
Ведь инклюзивное образование - это не просто совместное обучение и воспитание детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны, и детей, не имеющих таких ограничений, - с другой. Совместное обучение здесь не самоцель, а средство, способ исправления социальной несправедливости в отношении детей с отклонениями в физическом и психическом здоровье. Десятилетиями такие дети во всех странах мира были ограничены в возможностях своей социализации, формирования себя как личности, способной достаточно активно участвовать в жизни общества, реализовать себя в ней. И ограничения эти закладывались уже на стадии получения образования, поскольку в обычную общеобразовательную школу доступ таким детям был фактически закрыт. Как показывает и отечественный, и зарубежный опыт, инклюзивное образование даёт возможность детям с особыми образовательными потребностями получить образование, адекватное уровню их физического, психического, умственного развития. У здоровых детей обучение в школах с инклюзивным образованием воспитывает толерантность, доброту, ответственность.
Между тем, формирование системы такого образования - задача не из легких. Успех здесь может быть достигнут только при условии, что не ребёнок с ограниченными возможностями здоровья должен приспосабливаться к общеобразовательной школе, а сама школа должна быть готова к работе с такими детьми, к их обучению, воспитанию. Установка в школах пандусов, лифтов, других приспособлений, облегчающих жизнь инвалидам, другим детям с отклонениями в здоровье, - дело необходимое, но не самое важное. Гораздо важнее психологическая и моральная готовность самих учителей к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья, должное владение педагогами методиками, технологиями обучения таких детей.
Мне приходилось беседовать с учителями. Все они были едины в том, что остро не хватает толковых, конкретных, приближенных к практике разработок по вопросам как собственно обучения, так и личностного взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями. Не хватает рекомендаций по организации самого инклюзивного образования, которое даёт осязаемые результаты только тогда, когда в этом процессе участвуют не только учителя, но и психологи, логопеды, дефектологи, инструкторы ЛФК, педагоги дополнительного образования, тьюторы, родители.
Спору нет, на начальном этапе невозможно полностью избежать проблем. Но этой темой у нас занимаются и образовательные ведомства органов государственной власти, и научные учреждения, и центры психологической коррекции и реабилитации, и структуры гражданского общества. Полагаю, настало время обобщить накопленный опыт с тем, чтобы придать инклюзивному образованию требуемую системность, начиная с дошкольного образования, заканчивая высшей школой.
Ведь инклюзивное образование - не просто адаптация школ. Это и создание доступной среды, позволяющей ребенку с особенностями развития добраться до учебного заведения. Это и сами программы совместного обучения. Категорически неправильно сводить все школы нашей огромной страны к общему знаменателю. Одни дети могут физически отсидеть 6 уроков подряд, другие по состоянию здоровья вынуждены ограничиваться лишь изучением ряда дисциплин в общем классе и соответственно будут нуждаться в продолжении домашнего обучения. Поэтому должен быть индивидуальный маршрут прохождения школьной программы и определенная гибкость инклюзивного обучения.
Особый упор следует сделать на профессиональном образовании. Инклюзия не должна заканчиваться выдачей аттестата средней школы. Возможности для получения профессии сегодня на местах различны: в ряде регионов это лишь дошкольное или даже дистанционное обучение. Эту ситуацию, безусловно, нужно исправлять.
И в этом смысле мне кажется целесообразным сохранить сеть специализированных образовательных учреждений, занимающихся лечением, реабилитацией, коррекцией детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках этой системы дети-инвалиды, в том числе слепые, глухие, страдающие психо-неврологическими расстройствами, получают образование, соответствующие их возможностям, навыки самостоятельной жизни, даже профессию. Общепризнано, что наша система одна из лучших в мире, здесь добиваются уникальных результатов. Спрос на такие учреждения остаётся высоким, потому что при некоторых отклонениях здоровья обучение в них более эффективно.
Вместе с тем, на волне внедрения инклюзивных форм обучения число таких образовательных центров стало сокращаться. Если в 2010 году их имелось 1804, то в 2013 году - 1708. Например, в Свердловской области их было сокращено 10, Краснодарском крае - 14, Новгородской области - 18.
На мой взгляд, правы педагоги, специалисты, эксперты, которые считают, что сеть специализированных (коррекционных) обучающих учреждений не дублирует инклюзивное образование, а его дополняет, особенно в случаях тяжёлой инвалидности. Поэтому данную систему следует укреплять, а не свёртывать. Должна быть вариативность форм и методик получения образования и профессиональных навыков детьми с особенностями развития. Регионам следует взвешенно подходить к этому вопросу.
Итак, вывод очевиден: развитие инклюзивных форм обучения должно осуществляться постепенно, по мере реализации комплекса мер, обеспечивающих наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовленных педагогических коллективов, а также взаимодействие с родительским сообществом.
Совет Федерации, Координационный совет при Президенте России по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей будут и впредь делать всё, чтобы этому способствовать. Потому что только инклюзивное образование открывает качественно новые перспективы полноценной жизни в обществе детям, которые прежде были фактически обречены на положение маргиналов. А нас, здоровых людей, делает лучше. Думаю, не преувеличу, если скажу, что степень развития и качество инклюзивного образования - один из важнейших показателей нравственного состояния страны, нации.
Вопросы, идеи, предложения присылайте Валентине Матвиенко по электронной почте.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.