В Минкультуры России начал работу Координационный совет по музыкальному образованию

27.06.2014 348

На первом заседании Координационного совета по музыкальному образованию при Министерстве культуры состоялось обсуждение проекта Концепции развития системы российского музыкального образования на 2014–2018 годы, рассматривались вопросы по организации образовательной деятельности средних профессиональных учебных заведений, реализующих образовательные программы в сфере музыкального искусства, а также был выбран председатель Координационного совета.


«В Министерстве культуры успешно работают советы по хореографическому образованию и по дополнительному образованию в кино, где мы плотно сотрудничаем с представителями отрасли. Назрела потребность создания аналогичного органа, который будет специализироваться на музыкальном образовании, — открывая заседание, заявил статс-секретарь — заместитель Министра культуры РФ Григорий Ивлиев. — Мы приглашаем вас и ваших коллег к обсуждению задач, проблем и путей их решения. Работы предстоит много, поток предложений уже идет. Нам с вами предстоит рассмотреть все эти советы и рекомендации, выбрать лучшие идеи и эффективно их преподнести».


Презентацию проекта Программы развития системы российского музыкального образования на период 2014–2020 годов представила директор Департамента науки и образования Минкультуры России Александра Аракелова.


«Перед нами не стоит задача сегодня же утвердить программу. Мы предлагаем всем участникам Совета еще раз внимательно изучить проект, сделать ремарки, дополнения, записать встречные идеи. В сентябре мы вновь встретимся на Совете, обсудим и внесем ваши конкретные предложения в проект. И только тогда его утвердим, — подчеркнула Александра Аракелова. — Это выстраданный документ, поскольку проблемы именно в музыкальном образовании заявляют о себе на протяжении последних 20 лет. Эти проблемы связаны как со снижением статуса педагогических работников в целом — на всех уровнях музыкального образования, начиная с детской музыкальной школы и заканчивая вузами, — так и со снижением качества подготовки музыкантов. Снижение качества подготовки музыкантов, естественно, было связано с несовершенством нормативно-правовой базы, в том числе канувшего в Лету закона «Об образовании». На сегодняшний день огромное значение приобретают вопросы, связанные с недостаточным пониманием основополагающего знания музыкального искусства и творчества в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, а также с отсутствием вертикали межотраслевого взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти по вопросам музыкального образования».


В ходе дискуссии участники обсудили механизмы взаимодействия между Министерством культуры РФ и профильными советами, необходимость создания своеобразного рейтинга приоритетных музыкальных конкурсов для педагогов, вопросы кадровой политики в подведомственных учреждениях и перспективы возрождения системы музыкальных кружков, а также специфику преподавания предмета «музыка» в общеобразовательной школе. С предложением создания специализированной Джазовой академии выступил художественный руководитель ГБУК города Москвы «Московский джазовый оркестр под управлением Игоря Бутмана» Игорь Бутман.


С докладом о вопросах организации образовательной деятельности средних профессиональных учебных заведений, реализующих образовательные программы в области музыкального искусства, выступила заместитель директора по учебно-методической работе Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Надежда Солдатикова. Она, в частности, напомнила о том, что среднее профессиональное образование подверглось в последние годы стандартизации, как и все уровни образования: «Остановить этот процесс было невозможно — можно было только умеренно бороться и добиваться того, чтобы наша специфика была учтена. В 2010–2011 годах были приняты стандарты по всем специальностям среднего профессионального образования. Мы смогли защитить те стандарты, которые представляются нам логичными и сохраняющими традициями российского образования на протяжении многих десятилетий. Стандарты были приняты, и, естественно, Департамент науки и образования постоянно контролирует этот процесс. Между тем многие учреждения образования переданы в ведение отнюдь не только органов культуры, но и органов образования в регионах. И в связи с этим возникает проблема бесконечных проверок, досаждающих всем профессиональным заведениям. Ряд управлений образования настаивает на том, чтобы этими средними профессиональными учреждениями принимались в расчет только документы, формы и разного рода рекомендательные материалы, которые разработаны Федеральным институтом развития образования, который априори не может работать на нашу систему, так как нашу специфику не учитывает. В итоге средние профессиональные учреждения в регионах вынуждены заниматься бесконечным документооборотом, который отвлекает от профессиональной деятельности».


Председателем Координационного совета по итогам голосования стала солистка Московской государственной академической филармонии, преподаватель Московской государственной консерватории (университета) имени П.И.Чайковского, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству Екатерина Мечетина.

По итогам заседания было принято решение разместить Программу развития системы российского музыкального образования на период 2014–2020 годов на сайте Министерства культуры и начать обсуждения и сбор предложений, которые в дальнейшем могут быть внесены в итоговый документ.


В работе первого Координационного совета по музыкальному образованию при Министерстве культуры приняли участие ректор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, профессор Александр Соколов; генеральный директор Московской государственной академической филармонии, президент Союза концертных организаций Алексей Шалашов; заведующая кафедрой сольного пения Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, профессор Ирина Богачева; заведующий кафедрой баяна и аккордеона Российской академии музыки имени Гнесиных, профессор Фридрих Липс; ректор Новосибирской государственной консерватории имени М.И.Глинки, профессор Константин Курленя; художественный руководитель и главный дирижер Московского государственного академического камерного хора Владимир Минин; заведующий кафедрой оркестровых струнных инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных, профессор Алексей Кошванец; и.о. ректора Российской академии музыки имени Гнесиных, профессор, президент Ассоциации музыкальных образовательных учреждений Галина Маяровская.


Для справки:

Координационный совет по музыкальному образованию при Министерстве культуры образован с целью координации решения задач подготовки кадров в области музыкального искусства и педагогики. Основными задачами Совета являются:

— участие в формировании единого образовательного пространства и стратегии подготовки кадров в области музыкального искусства и педагогики;

— содействие в организации мониторинга потребностей в кадрах в области музыкального искусства и педагогики;

— подготовка предложений по разработке федеральных государственных образовательных стандартов и требований; рекомендаций по развитию нормативно-правовой базы реализации образовательных программ и предложений по критериям качества образовательных программ и формирования критериев качества знаний обучающихся (требований к профессии/компетенциям);

— подготовка предложений по формированию перечня международных и всероссийских творческих мероприятий для обучающихся по основным образовательным программам (фестивали, смотры, конкурсы и т.д.), международных и всероссийских научно-практических мероприятий образовательных организаций (форумы, конференции, семинары и др.), финансируемых за счет средств Министерства культуры РФ.



Источник: Министерство культуры Российской Федерации

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*