Источник:
Пресс-служба Общественной палаты РФВопросы школьного филологического образования должны решать профессионалы, а не политики. Об этом 24 июня заявила член ОП
Любовь Духанина на слушаниях в Общественной палате.
«Все нормативные правовые документы, которые касаются школьного
филологического образования, должны получать экспертную оценку
профессионально-общественных объединений», — считает она.
По словам Духаниной, предотвратить катастрофическое падение речевой
и читательской культуры у школьников можно только с помощью комплексного
и экспертного подхода. Свою позицию эксперт высказала после того, как
участвовавшая в дискуссии глава думского комитета по безопасности
и противодействию коррупции
Ирина Яровая предложила поддержать создание единых учебников по русскому языку, литературе и истории.
«Для системы воспитания ребенка знание истории и культуры отечества
является ключевым. Русский язык, литература и история должны быть общими
для всех детей с точки зрения полученного объема знаний. Когда
мы говорим о духовно-нравственном воспитании ребенка, то самым важным
являются общие базовые знания для всех детей. Как обеспечивается
единство культурного пространства? Почему оно должно быть привязано
к разным учебникам, которые кто-то выбрал? Сегодня система отбора
учебников носит коммерческий характер. Мы сделали предложение
Минобрнауки, но они ссылаются на то, что наши предложения нельзя
согласовать с существующими нормами, поэтому мы предлагаем все системно
поменять. У детей должен быть одинаковый учебник», — заявила Яровая.
По ее словам, вариативность учебников может отрицательно сказаться
на внутрисемейных отношениях в многодетных семьях. «Когда дети внутри
семьи обсуждают какие-то факты из учебника, то между ними возникают
конфликты. Понимаете, что мы закладываем? Мы искусственно закладываем
конфликт в одном поколении при обсуждении каких-то вопросов», — добавила
чиновница.
Любовь Духанина отметила, что выступает за «единую концепцию и множество
учебников». Ее позицию поддержало большинство экспертов, участвующих
в дискуссии.
Так, по словам доцента Санкт-Петербургской Академии постдипломного педобразования
Сергея Федорова,
в преподавании литературы значима множественность интерпретаций
художественного текста, поскольку принцип разделения на «своих и чужих»
воспитывает человека, не готового к диалогу. Он подчеркнул, что при
введении единого учебника «самые умные и талантливые учителя вообще
прекратят пользоваться учебником».
Большинство экспертов также выступило за разделение «Русского языка
и литературы» в школьных образовательных стандартах на два
самостоятельных предмета, увеличение часов преподавания данных предметов
и возвращение внеклассных чтений.
По итогам слушаний Комиссия ОП по развитию науки и образованию подготовит свои рекомендации в профильные органы.
Источник:
Пресс-служба Общественной палаты РФ