Сформулировать требования к содержанию общего образования предложено на парламентских слушаниях в Госдуме

24.04.2014 343

Комитет по образованию провел парламентские слушания на тему: «Правовое регулирование формирования содержания общего образования».


В дискуссии приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, ученые, педагоги, представители общественных организаций.


Заместитель председателя Комитета по образованию Ирина Мануйлова предложила законодательно определить порядок формирования содержания общего образования. Она пояснила, что в соответствии с действующим законом содержание образования определяется исключительно образовательной программой, а утверждает такую программу сама образовательная организация. И органы исполнительной власти не вправе вмешиваться в этот процесс.


В новых стандартах требования к содержанию образования определены не достаточно конкретно. «Стандарты лишь в общих чертах определяют контуры системы школьного образования. В таких условиях программы, разрабатываемые отдельными школами и учителями, могут существенно различаться по содержанию, что ведет к нарушению единого образовательного пространства», - сказала И.Мануйлова.


Она предложила, не отказываясь от новых стандартов общего образования, ввести в образовательное законодательство понятие «фундаментального ядра содержания образования».


«Это будет обязательная часть для каждого уровня по предметным областям в виде отдельных дидактических единиц и конкретных образовательных результатов», - сформулировала депутат.


Такой подход, по ее словам, не исключая вариативности, позволит сформировать единое содержание и выстроить учебный материал, распределив его по годам обучения, тем самым обеспечив преемственность образования на разных уровнях. При этом повысится и прозрачность системы оценки качества образования.


Заместитель директора департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Павел Сергоманов, заметив, что современные стандарты регламентируют деятельность, а не учебный материал, призвал не усложнять понимание содержания образования.


Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Александр Бисеров высказался за введение обязательной части предметного содержания образования. «Такая основа необходима для государственной итоговой аттестации и для аттестации образовательных организаций», - аргументировал он.


Идею введения единого и обязательного образовательного минимума поддержала и член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Галина Николаева, а заместитель председателя Комитета по образованию Виктор Шудегов предложил подумать над тем, чтобы законодательно закрепить перечень предметов и количество часов, выделяемых на изучение той или иной дисциплины.


С таким подходом согласился первый заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин. По его словам, необходимо вернуть «золотой стандарт» российского образования.


«Российское законодательство об образовании отвечает на многие, самые разные вопросы, кроме главного - чему учить, - заметил О.Смолин - Единое образовательное пространство расползается. Даже в Москве, перейдя из одной школы в другую, ученик может оказаться совершенно в другой образовательной среде и столкнуться с ситуацией, когда одни предметы или темы он изучает дважды, а другие не изучает вообще».


По итогам обсуждения участники слушаний пришли к выводу о необходимости разработки таких требований к содержанию образования, которые бы обеспечили синхронизацию, взаимодополнение и преемственность содержания отдельных предметов, курсов и дисциплин.


Источник:  Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*