Источник:
Пресс-служба Общественной палаты РФНеобходимо ввести в школе уроки жилищного просвещения, считают участники общественных слушаний Комиссии ОП по ЖКХ.
Важность такого урока, уверена глава Комиссии ОП по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике
Светлана Разворотнева,
обусловлена тем, что дети — будущие собственники квартир, домов,
которые тоже будут получать платежки, должны научиться управлять
многоквартирным домом, знать свои жилищные права и обязанности.
«Поскольку сейчас большинство собственников абсолютно их не знает и,
например, при нарушениях не может защитить себя», — пояснила она.
Дети же не только сами будут понимать, как устроена жилищно-коммунальная
сфера, но и смогут донести эту информацию до взрослых, полагает член
ОП. «Как говорит моя коллега: продал детям — продал всей семье», —
добавила она.
Глава Комиссии сообщила, что в некоторых субъектах уже есть определенный
опыт введения уроков по жилищному просвещению. «Но у нас есть мечта,
чтобы во всех школах преподавали такой предмет либо в рамках ОБЖ, либо
в рамках отдельной дисциплины», — подчеркнула Светлана Разворотнева.
Профессор НИУ ВШЭ, президент Российской ассоциации нанимателей жилья
Елена Шомина рассказала о существующей практике и методике преподавания уроков
жилищного просвещения и истории этого предмета. Впервые такой урок
появился в г. Чистополь Татарстана в 2004 году. Необходимость его
введения была связана с тем, что между жителями, компаниями,
занимающимися ЖКХ и местной властью были серьезные конфликты. Жилищное
просвещение позволило решить часть вопросов, у всех сторон появилось
осознание того, как нужно управлять организациями и как сложно это
делать, уважение, ответственность друг перед другом. А старшеклассники
города и сегодня помогают постичь трудную науку ЖКХ и своим младшим
сверстникам, и бабушкам-дедушкам, а также помогают поддерживать порядок
в подъездах многоквартирных домов.
Шомина уверена, что жилищное просвещение даст не только знания и научит
самостоятельно решать жилищные проблемы, но и сформирует культуру
взаимоотношений между жителями, управляющими организациями, соседями,
то есть научит людей общаться друг с другом и нести ответственность.
Эксперт привела несколько примеров, как преподают вопросы ЖКХ
в некоторых школах. Так, в Астрахани про жилищные вопросы рассказывают
в рамках экономики, в некоторых школах на математике старшие классы
учатся рассчитывать ипотеку (молодым это пригодится), на физике детям
объясняют про влажность помещений, конфигурацию крыш и т.д. Почти
на каждом уроке можно затрагивать проблемы ЖКХ.
Профессор также представила различные учебные пособия, книги, плакаты,
энциклопедии по жилищным проблемам. Есть мультфильм, комиксы и даже
жилищные сказки, причем и для детсадовского возраста.
Недавно появилась и обучающая онлайн-игра «Жэка», в свою очередь
рассказала замначальника Управления по связям с общественностью фонда
содействия реформированию ЖКХ
Ольга Гришина. Игра учит тому, как экономить ресурсы. Виртуально можно даже сократить счет в платежке в два раза.
Никаких проблем, чтобы ввести в школе урок жилищного просвещения нет,
считает член ОП, директор Дальневосточного Центра местного
самоуправления
Нина Поличка. Она поделилась методикой, как воплотить преподавание этого урока в школе.
«Есть 10-12 часов, в которые школа сама решает, что преподавать. Кто-то
ставит 1 час математики, 1 час русского и проч. Нужно найти школы, где
директора понимают нужность жилищного просвещения. И вот в эти часы
и можно их преподавать», — сказала она.
«Нужна только политическая воля директора. Он этот предмет вставляет
в план. Что касается того, где взять учителей, то в бюджете есть деньги
на их переквалификацию и надо обратиться в региональное министерство.
Все это уже оплачено. Бюджету это никаких денег стоить не будет», —
заявила Поличка.
«Если есть желание и один-два директора, которые это начнут,
то и остальные за ними потом подтянутся», — заявила она. Но для начала
надо все-таки подготовить продукт: разработать программу, пособия и т.д.
Так, в Хабаровской области подобным образом удалось ввести две новые
дисциплины: «Основы самозанятости и предпринимательства» и «Основы
участия молодежи в общественной деятельности».
Заместитель председателя Комиссии ОП по развитию образования, директор школы «Наследник»
Любовь Духанина поддержала идею введения уроков жилищного просвещения. «Я сторонник
необходимости введения в учебный процесс уроков жилищного просвещения
на стабильной основе», — сказала член Палаты.
«Задача школы — адаптировать ребенка к жизни. Развивать не только
интеллектуально и физически, но и чтобы он мог жить в окружении соседей,
нес ответственность, понимал, что блага: свет, газ, вода даются
не просто так, знал, как защитить свои права», — подчеркнула член ОП.
Духанина также разъяснила, что по новому закону об образовании
за содержание образовательного процесса ответственность несет сама
школа: каждая школа объясняет, почему она выбирает тот или иной предмет,
такой или другой учебник.
По итогам слушаний, как сообщила Светлана Разворотнева, планируется
обратиться к главам субъектов РФ с предложением рассмотреть возможность
введения в школах программ по жилищному просвещению.
Источник:
Пресс-служба Общественной палаты РФ