Новая наука для всех

17.04.2014 251
Источник: Пресс-служба Общественной палаты РФ


Необходимо ввести в школе уроки жилищного просвещения, считают участники общественных слушаний Комиссии ОП по ЖКХ.

Важность такого урока, уверена глава Комиссии ОП по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева, обусловлена тем, что дети — будущие собственники квартир, домов, которые тоже будут получать платежки, должны научиться управлять многоквартирным домом, знать свои жилищные права и обязанности.

«Поскольку сейчас большинство собственников абсолютно их не знает и, например, при нарушениях не может защитить себя», — пояснила она.

Дети же не только сами будут понимать, как устроена жилищно-коммунальная сфера, но и смогут донести эту информацию до взрослых, полагает член ОП. «Как говорит моя коллега: продал детям — продал всей семье», — добавила она.

Глава Комиссии сообщила, что в некоторых субъектах уже есть определенный опыт введения уроков по жилищному просвещению. «Но у нас есть мечта, чтобы во всех школах преподавали такой предмет либо в рамках ОБЖ, либо в рамках отдельной дисциплины», — подчеркнула Светлана Разворотнева.

Профессор НИУ ВШЭ, президент Российской ассоциации нанимателей жилья Елена Шомина рассказала о существующей практике и методике преподавания уроков жилищного просвещения и истории этого предмета. Впервые такой урок появился в г. Чистополь Татарстана в 2004 году. Необходимость его введения была связана с тем, что между жителями, компаниями, занимающимися ЖКХ и местной властью были серьезные конфликты. Жилищное просвещение позволило решить часть вопросов, у всех сторон появилось осознание того, как нужно управлять организациями и как сложно это делать, уважение, ответственность друг перед другом. А старшеклассники города и сегодня помогают постичь трудную науку ЖКХ и своим младшим сверстникам, и бабушкам-дедушкам, а также помогают поддерживать порядок в подъездах многоквартирных домов.

Шомина уверена, что жилищное просвещение даст не только знания и научит самостоятельно решать жилищные проблемы, но и сформирует культуру взаимоотношений между жителями, управляющими организациями, соседями, то есть научит людей общаться друг с другом и нести ответственность.

Эксперт привела несколько примеров, как преподают вопросы ЖКХ в некоторых школах. Так, в Астрахани про жилищные вопросы рассказывают в рамках экономики, в некоторых школах на математике старшие классы учатся рассчитывать ипотеку (молодым это пригодится), на физике детям объясняют про влажность помещений, конфигурацию крыш и т.д. Почти на каждом уроке можно затрагивать проблемы ЖКХ.

Профессор также представила различные учебные пособия, книги, плакаты, энциклопедии по жилищным проблемам. Есть мультфильм, комиксы и даже жилищные сказки, причем и для детсадовского возраста.

Недавно появилась и обучающая онлайн-игра «Жэка», в свою очередь рассказала замначальника Управления по связям с общественностью фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Гришина. Игра учит тому, как экономить ресурсы. Виртуально можно даже сократить счет в платежке в два раза.

Никаких проблем, чтобы ввести в школе урок жилищного просвещения нет, считает член ОП, директор Дальневосточного Центра местного самоуправления Нина Поличка. Она поделилась методикой, как воплотить преподавание этого урока в школе.

«Есть 10-12 часов, в которые школа сама решает, что преподавать. Кто-то ставит 1 час математики, 1 час русского и проч. Нужно найти школы, где директора понимают нужность жилищного просвещения. И вот в эти часы и можно их преподавать», — сказала она.

«Нужна только политическая воля директора. Он этот предмет вставляет в план. Что касается того, где взять учителей, то в бюджете есть деньги на их переквалификацию и надо обратиться в региональное министерство. Все это уже оплачено. Бюджету это никаких денег стоить не будет», — заявила Поличка.

«Если есть желание и один-два директора, которые это начнут, то и остальные за ними потом подтянутся», — заявила она. Но для начала надо все-таки подготовить продукт: разработать программу, пособия и т.д.

Так, в Хабаровской области подобным образом удалось ввести две новые дисциплины: «Основы самозанятости и предпринимательства» и «Основы участия молодежи в общественной деятельности».

Заместитель председателя Комиссии ОП по развитию образования, директор школы «Наследник» Любовь Духанина поддержала идею введения уроков жилищного просвещения. «Я сторонник необходимости введения в учебный процесс уроков жилищного просвещения на стабильной основе», — сказала член Палаты.

«Задача школы — адаптировать ребенка к жизни. Развивать не только интеллектуально и физически, но и чтобы он мог жить в окружении соседей, нес ответственность, понимал, что блага: свет, газ, вода даются не просто так, знал, как защитить свои права», — подчеркнула член ОП.

Духанина также разъяснила, что по новому закону об образовании за содержание образовательного процесса ответственность несет сама школа: каждая школа объясняет, почему она выбирает тот или иной предмет, такой или другой учебник.

По итогам слушаний, как сообщила Светлана Разворотнева, планируется обратиться к главам субъектов РФ с предложением рассмотреть возможность введения в школах программ по жилищному просвещению.


Источник: Пресс-служба Общественной палаты РФ
Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*