В солдаты мимо казармы

15.04.2014 432
Источник: Российская газета


Текст: Юрий Гаврилов

Совет Федерации передал на рассмотрение правительства РФ законопроект, в корне меняющий систему военной подготовки студентов. В случае принятия этот документ создаст базу для формирования в России "вузовского" мобилизационного резерва. Причем зачислять туда дипломированных призывников будут на добровольной основе и без обязательной службы в армии.

Как в институтах и университетах станут по-новому готовить специалистов для Вооруженных сил, что придется менять в высшем образовательном процессе, почему такой вариант полностью устраивает минобороны и выглядит привлекательным для студентов? На эти и другие вопросы в интервью корреспонденту "Российской газеты" ответил один из авторов законопроекта, вице-спикер Совфеда Юрий Воробьев.


Юрий Леонидович, кому принадлежит идея совместить профессиональную учебу студентов с их военно-мобилизационной подготовкой?

Юрий Воробьев: Она впервые прозвучала из уст президента Путина. В Послании Федеральному Собранию в декабре прошлого года он сказал, что систему военной подготовки в вузах надо менять таким образом, чтобы у студентов при сохранении отсрочки от армии появилась возможность во время учебы овладеть еще и военно-учетной специальностью. Вопрос был поставлен так: не отказываясь от отсрочек для студентов, изменить саму систему военной подготовки в вузах. Дать возможность всем студентам пройти в ходе учебы и последующего военного сбора воинскую подготовку и получить военную специальность.

   Этот механизм позволит готовить нужное количество резервистов по наиболее востребованным, прежде всего техническим воинским специальностям, при этом не призывая их в Вооруженные силы.

   Разработкой соответствующих предложений сначала занималось министерство обороны. Затем к проекту подключился Совет Федерации. Хочу особо подчеркнуть, что действовали мы максимально открыто и все заложенные в итоговый документ решения предварительно обсудили с ректорами вузов и студенческим сообществом. Можно, сказать, заручились их поддержкой.

   В конце марта о проделанной работе доложили главе государства. Новую концепцию военной подготовки в вузах он в целом одобрил. Теперь ждем заключение кабинета министров, после его получения внесем законопроект на рассмотрение Госдумы.


Расскажите подробней, как студент, минуя казарму, сможет сразу оказаться в резерве.


Юрий Воробьев: Если коротко, таким молодым людям предложат исполнить конституционный долг по новой схеме. Она, с одной стороны, будет больше соответствовать их интересам и возможностям. А с другой - потребует от студентов дополнительных усилий. Ведь военно-учетную специальность им придется осваивать одновременно с получением базового высшего образования.

   Как военная подготовка в вузах организована сейчас? Возможность ее пройти и стать офицером запаса есть только у студентов институтов, университетов и академий с профильной кафедрой, факультетом военного обучения или учебным военным центром. Таких вузов по стране - всего 72, или около 7 процентов от общего числа высших образовательных заведений России. Понятно, что это ограничивает доступность студентов к военной подготовке.

   Надо иметь в виду еще одну важную тенденцию. В Вооруженные силы и другие структуры, где законом предусмотрена военная служба, сейчас активно набирают контрактников. Количество призывников там сокращается. Поэтому студентам теперь труднее получить армейскую или флотскую специальность даже посредством срочной службы. А ведь государству требуются не только солдаты в строю, но и соответствующим образом обученные резервисты. Вот мы и предлагаем готовить их в вузах.


Выходит, раньше там выпускали офицеров запаса, а будут - рядовых и сержантов?


Юрий Воробьев: Не совсем так. Законопроект предусматривает подготовку в вузах и офицеров, и сержантов, старшин, и солдат с матросами. Причем учить их по возможности станут по военно-учетным специальностям, родственным будущим гражданским профессиям студентов.


Но таких профессий сотни, а военных кафедр, как вы уже сказали, всего-то 72 на Россию. Придется открывать новые?


Юрий Воробьев: Уже решено не увеличивать количество военных кафедр в вузах. Выбран другой подход: на базе действующих кафедр будут создаваться межвузовские центры военной подготовки. Они охватят не только студентов "базового" вуза, но и близлежащих учебных заведений. Где такая возможность отсутствует, - скажем, в городе вообще нет институтов с военной кафедрой, - придется использовать иную базу для подготовки резервистов. Один из вариантов - обучать их в вузах минобороны или в воинских частях.

   Тут, конечно, не обойтись без корректировки военно-образовательных программ. В новой системе предполагается несколько сократить время на теоретический курс. В зависимости от того, кто готовится для резерва - офицер или солдат-сержант, по какой армейской или флотской специальности обучают студента, - на изучение теории отведут один или два года. А вот время практической подготовки должно существенно увеличиться - период военных сборов будет занимать не менее трех месяцев. Сейчас он ограничен 30 сутками.

   По нашему мнению, при такой "балансировке" военно-учебного процесса реально подготовить из студента хорошего армейского специалиста. Тем более что вузовский срок обучения будет сопоставим с тем, что отводится солдату-призывнику в учебных соединениях и воинских частях минобороны.


"Военку" включат в общую программу вуза или она будет стоять особняком?


Юрий Воробьев: Наверное, будет правильным сделать военную подготовку частью основной образовательной программы в вузе. Тогда после сборов и успешной итоговой аттестации (сдачи зачетов, экзаменов, нормативов) выпускникам станут вручать не только дипломы о высшем образовании, но и выдавать военные билеты военнослужащих запаса с соответствующими записями в этом документе.


А что будет с теми, кто "военный" экзамен завалит? Диплом они хотя бы получат?


Юрий Воробьев: Получат, но воинского звания им не присвоят и сразу в запас не определят. Таким выпускникам придется служить один год на общих основаниях. То есть по призыву.



Как-то все просто получается. Студент записался на военную кафедру вуза. Нет ее - подыщут другое место для армейской подготовки. Походил на лекции, прошел три месяца армейских сборов, сдал зачеты - и привет казарме.


Юрий Воробьев: На словах, быть может, все выглядит просто. А на деле, чтобы создать новую систему военной подготовки в вузах, придется много работать, в том числе на законодательном уровне. Тут не обойтись без плотного взаимодействия федеральных министерств и ведомств с органами исполнительной власти в субъектах РФ. Не лишней будет и инициатива самих учебных заведений.

   Зато, как нам кажется, именно вузам, студенческому сообществу новый порядок будет особенно интересным. Ведь в перспективе, с учетом все большей профессионализации армии, каждый студент, которому служба не противопоказана по здоровью, получит возможность исполнить конституционный долг без отрыва от учебы, в родном институте или университете, а недолгие военные сборы провести с однокурсниками.


Им ведь еще откроется прямая дорога на госслужбу.


Юрий Воробьев: Совершенно верно. На таких выпускников не распространится недавно прописанное в законе кадровое "табу". Напомню, что оно касается практики замещения должностей государственной и муниципальной гражданской службы лицами, избежавшими армии без законных на то оснований. А студенты, успешно освоившие военную специальность в вузе, в дальнейшем смогут трудоустроиться в государственных или муниципальных органах.


Давайте уточним, все ли студенты попадут под новую практику?


Юрий Воробьев: Не все, но большинство. Об ограничениях по состоянию здоровья я уже говорил. Кроме того, получить военную специальность одновременно с гражданской профессией смогут только студенты-очники. Помните, в начале разговора я упомянул про образовательную отсрочку. Ее такие молодые люди имеют по закону, и лишать их льготы нельзя вне зависимости от того, учится человек на военной кафедре, профильном факультете или в межвузовском учебном центре или нет.

   Для студентов-заочников и тех, кто садится за парту института-университета по вечерам, законом подобной отсрочки не предусмотрено. Поэтому как при действующей ныне системе военной подготовки вуза, так и при новой им придется отправляться в армию на общих основаниях. Если, конечно, военную службу молодые люди уже не прошли. Между прочим, среди "вечерников" и "заочников" таких достаточно много.


Вернемся к отметкам в военном билете. Сейчас в военкомате там пишут: "Военную службу не проходил". И при устройстве на работу кадровикам сразу ясно: парень либо больной, либо до 27 лет бегал от казармы. А что зафиксируют в бумагах дипломированного резервиста?


Юрий Воробьев: Думаю, в минобороны придумают правильную формулировку. На мой взгляд, в военном билете вчерашнего студента однозначно должно быть отражено, что он прошел курс военной подготовки в вузе и в соответствии с разработанными квалификационными требованиями сдал экзамен по конкретной военно-учетной специальности.

Разумеется, нужно будет указать присвоенное человеку воинское звание - например "лейтенант запаса", "сержант запаса" или "рядовой запаса".

   В принципе было неплохо зафиксировать в каком-то документе, на какой военной технике студент работал во время армейских сборов. Я, кстати, забыл упомянуть, что там молодой человек обязательно будет заниматься с вооружением и военной техникой. Занятия со студентами организуют на полигонах, войсковых стрельбищах, в парках боевых машин. Так что воспринимать выезд в военные лагеря как некую загородную прогулку я бы молодым людям не советовал. Как в теории, так и на практике учить студентов военному делу будут серьезно и также серьезно с них спрашивать.


Если суммировать все сказанное, то для студента новая система - это...

Юрий Воробьев: Могу продолжить. Это возможность получить качественную военную подготовку с практическим освоением военно-учетной специальности. Возможность исполнить конституционную обязанность по защите Отечества одновременно с получением высшего образования. Возможность совершенствовать знания и навыки, полученные во время учебы по гражданской специальности и в ходе обучения по программе военной подготовки, включая прохождение военных сборов. А еще - расширить варианты трудоустройства после окончания вуза, в том числе поступить на государственную гражданскую или муниципальную службу. Наконец, создать благоприятные условия для достижения профессиональных и личных жизненных целей.


А что она даст стране и армии?


Юрий Воробьев: Скажем так - новая система расширит возможности в подготовке специалистов по наиболее сложным и востребованным военно-учетным специальностям. Кроме того, она обеспечит поддержание в необходимых объемах военно-обученного мобилизационного людского ресурса.

   Хочу еще раз подчеркнуть, что мы готовы обсуждать любые предложения, направленные на создание эффективной системы военной подготовки студентов вузов.


Мы - это авторы законопроекта?


Юрий Воробьев: Могу их перечислить - председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Андрей Клишас, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук, заместитель председателя Госдумы Владимир Васильев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин и ваш покорный слуга.

   Кроме того, в состав авторов законопроекта на днях включен и первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности Владимир Гутенев.


Когда, на ваш взгляд, этот проект может обрести форму закона?


Юрий Воробьев: Весь необходимый пакет документов к нему готов. Поэтому надеюсь, что это произойдет в весеннюю сессию.



Источник: Российская газета

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*